Работа над деформированным предложением.
методическая разработка

Полищук Алёна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Работа над деформированным предложением.

Цель: Формирование умения строить связное высказывание учащихся

Коррекционные задачи:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи (Упражнять в составлении слов из слогов, склонении существительных по падежам, выполнении морфологического разбора слов,
  2. Формировать умение  строить связное высказывание (упражнять в построении грамматически верных предложений, развивать умение работать с разными видами деформированных предложений)
  3. развивать логическое мышление ( упражнение в составлении слов в нужной логической последовательности, соотнесение с заданной схемой.)
  4. автоматизировать поставленные звуки в речи детей

Эмоциональный настрой

Здравствуйте ребята, какое у нас сейчас время года? (осень) А если быть точными поздняя осень.

Про осень  пословица «Осень, перемен восемь.» Почему про осень так говорят (Потому что осенью очень часто меняется погода), я вам сейчас предлагаю сыграть в игру которая называется осень. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения, которые я Вам буду показывать

        Представьте, что вы оказались на природе. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок(потрите ладошки друг о друга). Ветер усиливается, начался ураган(сильнее трем ладошки).Затем пошел мелкий дождик(щелчки руками). А вот теперь начался сильный ливень(движения пальцами сильнее). Пошел град (сильные постукивающие движения  всеми пальцами по коленкам, марш ногами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. Я желаю Вам солнечного настроения и положительных эмоций.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по временам года. И первое наше время года это осень. Осень припасла для нас загадку, разрешив ее, мы поймем,  что  сегодня будем делать на занятии.

РАБОТА В ПАРЕ - Попробуйте вдвоем (в паре) составить слова.

при                                                ро                          да

го                         то                                вит                                     ся

от                                                       ды                                                   ху

ПРИРОДА, ГОТОВИТСЯ, ОТДЫХУ

-Оцените свою работу в листе «Мои успехи» (от 1 до пяти баллов за правильно выполненное задание)

Вывод: Из слогов можно составлять слова!

Слайд 1. - Посмотрите на экран, прочитайте строки:

  • связь слов
  • заглавная буква
  • слог
  • точка
  • законченная мысль

- Найдите «лишнее» слово (слог)

(Все остальные слова - признаки предложения)

Слайд 2:

  • Предложения пишутся с большой буквы;
  • В конце предложения ставится точка или другой знак;
  • Слова в предложении должны быть связаны по смыслу.

РАБОТА В ГРУППАХ (карточ: природа зимнему к отдыху готовится? !)

Что у вас на карточках? (слова)

- А что можно составлять из слов?

2) – Можно ли назвать слова на карточке предложением? Такие предложения в русском языке называются деформированными.

- Как вы понимаете слово деформированный? (В словаре Ожегова:искаженный, неправильный)

Слайд 3.

– Сформулируйте тему нашего занятия

- Чему вы должны научиться?

- Какие цели вы себе поставите?

На доску прикрепляются слова:

УЗНАТЬ
НАУЧИТЬСЯ

- Сейчас вы будете работать в группе. Выполняйте правила работы в группе.

- Расставьте слова так, чтобы они выражали законченную мысль.

- Наклейте слова на полоску бумаги.

- Какая подсказка есть? (Большая буква.)

- Докажите, что это предложение.

- Какой знак в конце предложения вы поставили?

Чтение предложений. Обсуждение вариантов.

– О чём говорится в предложении?( о природе)

– Что говорится о природе?(готовится к зимнему отдыху)

– Можно ли узнать как? (Нет.)

– А что нужно для того, чтобы узнать? (Составить ещё предложения.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Из чего состоит предложение? (Из слов.)

– Чему мы сейчас учились?

- Выбор соответствующей предложению схемы. (3 варианта схем на экране)

Слайд 4 Восстановите порядок слов в предложении,  соотнесите со схемой

1._____    _____   и   _____.(Опустели луга и поля)

2. _____  ______   _____   _____   ______.(Деревья скинули свои золотые наряды)

3. _____   ______   _____ _____   _______   _______ . (Только рябина привлекает ягодами шумных птиц)

Оцените свою работу.

Подведем итог.

Как составлять деформированные предложения?

Слайд 5.

                  Алгоритм работы с деформированным предложением.

  1. Прочитай группу слов.
  2. Найди главные слова предложения подлежащее и сказуемое.
  3. .Опираясь на них, составь из слов предложение.
  4. Какой знак препинания поставишь в этом предложении?
  5. Проверь, правильно ли ты составил предложение.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама.

Идет волшебница зима.

Мы отправляемся в царство снежной королевы, где всегда холод и стужа, а чтобы изменить ситуацию нам с вами надо вписать полученные слова отгадки в конец стихотворения, затем прочитать их вслух.

Много ягод у калины,

Много ягод у рябины,

Налетайте птички,

Милые (. . . . . . .)

Зима засыпала дорожки,

Разукрасила окошки,

Людям радость подарила,

На каток всех (……….).

Та конфета стреляет как пушка.

Что за конфета?

Ведь это (……..).

Сторожит каток с метлой,

К холоду давно привык

Наш дружочек (……..)

Илья, тебе сейчас задание сделать морфологический разбор слова снеговик, а мы пока с ребятами просклоняем слово снеговик.

И слово весна. Так как звучит предложный падеж, правильно, думаю о весне, и вот мы уже здесь.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною….

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Весна нам с Вами подарило новое испытание, вам необходимо вставить в текст пропущенные слова предлоги, чтобы предложения в нем зазвучали красиво и правильно. Но сначала давайте вспомним что такое предлог? (Служебная часть речи. Предлог со словом пишется раздельно.  Служит для связи слов в предложении.)

Весна идет.

Надоело земле лежать  ________   снегом. Закапали днем ее слезы   ___  крыш. Журчащие ручьи побежали   _____    дорожкам. Солнышко поднялось выше и послало   ____    землю свои лучи. Они упали    ____   горку    __  прошлогодними листьями. Почувствовала тепло и вылезла   ____    свет зеленая травка.

Вот и пробежались мы по владениям весны, а дальше нас ждет лето красное!

Все вокруг зазеленело,

Заалело, засинело!

Вот и лето!

Вот и лето!

С морем теплым,

С ярким светом!

(Г. Лагздынь)

Лето приготовило для Вас предложения в которых встречаются речевые ошибки.

Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри.(микроскопический, крошечный)

Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали.( печальной)

Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невеселых старушек. (рассмешить, мрачный, остроумный)

Прочитайте предложения, найдите речевые ошибки.

Как их исправить? ( необходимо подобрать и заменить повторяющиеся слова синонимами, словами, близкими по значению.

Используя слова в скобках, отредактируйте предложения.

Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

Вот и пролетело лето, а нам пора возвращаться в нашу позднюю осень.

Что мы узнали на занятии?(Что такое деформированное предложение)

Чему научились? (Составлять предложения из слов, данных в неправильном порядке,

Что делали на занятии?

Добавляли в стихотворение нужные по смыслу слова, которые рифмуются,

Склоняли имя существительное по падежам, делали морфологический разбор, вставляли пропущенные предлоги в текст,  исправляли речевые ошибки в предложениях.

Все молодцы, спасибо за работу на занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с деформированными предложениями

Презентация содержит материал к логопедическому занятию по работе с деформированными предложенияи,  зарядку для глаз. Может использоваться в 5 классе речевой школы....

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.

Предложенный матеиал способствует развитию  и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател...

Работа над деформированными предложениями и текстом.

Цель:Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять. Задачи:Образовательные:Учить умению восстанавливать неполноценное предложение, употребляя правил...

Предложение. Работа с деформированными предложениями 3 класс

Презентация. Предложение. Работа с деформированными предложениями....

Конспект урока русского языка по теме: "Работа с деформированным предложением"

Конспект урока по русскому языку ориентирован для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 3 класса...