Бинауральная имплантация: ожидания и реальность
статья
В статье обобщены наблюдения и анализ анкет родителей детей с нарушениями слуха, которым была проведена операция по кохлеарной имплантации на второе ухо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binauralnaya_kohlearnaya_implantatsiya._ozhidaniya_i_realnost.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинауральная кохлеарная имплантация: ожидания и реальность.
Гурьева Марина Геннадьевна, учитель-дефектолог
СПб ГКУЗ ГДСЦ, Санкт-Петербург, Россия
Преимущества двустороннего слуха по сравнению с односторонним очевидны. Это «…более высокие показатели разборчивости речи в тишине и в шумной обстановке, лучшие объективные и субъективные показатели локализации, более высокое качество звучания, меньшее слуховое напряжение при разговоре на фоне шума, менее выраженная депривация протезированного уха по сравнению с непротезированным, бóльшая удовлетворенность пациентов и более высокая собственная оценка качества жизни» (из статьи на сайте Phonak «Слышать двумя ушами, а не одним» https://www.phonakpro.com/ru/b2b/ru/evidence/topics/binaural-voicestream.html).
Однако механизмы восприятия в слуховых аппаратах (СА) и в кохлеарных имплантах (КИ) разные. Будет ли наблюдаться тот же эффект в 2КИ? В моей практике не было случаев, когда ребенок при двусторонней тугоухости отказывался бы носить второй СА, предпочитая моноуральное протезирование бинауральному. А вот случаи отказа от ношения второго КИ были. Почему? Для анализа была выбрана группа из 5 детей (возраст – от 7 до 13 лет), которых мы имели возможность наблюдать сначала в 1КИ, а потом в 2КИ. Срок ношения второго КИ в данной группе на сегодняшний момент составляет 6-8 месяцев. Проведены беседы и занятия с детьми, тесты слухового восприятия в каждом КИ по отдельности и в 2КИ, анкетирование родителей. На этой основе нами выделены следующие необходимые условия успешности реабилитации детей после 2КИ:
- Адекватность ожиданий родителей и ребенка от второго КИ.
- Понимание родителями и ребенком необходимости занятий после второй операции, возможно, длительный период (1-2 года).
- Интенсивная слуховая тренировка (прежде всего в новом КИ, и лишь потом - в 2х).
- Адеватность настройки (необходимость неоднократной подстройки обоих КИ).
- Зависимость сроков реабилитации в новом КИ от длительности периода между операциями.
Не будет адекватности ожиданий и готовности вкладываться в занятия – неоткуда будет брать силы и энергию на проведение слуховой тренировки, быстро наступит разочарование от КИ. Что мы получаем в результате второй операции по КИ? Одно прекрасно реабилитированное ухо и одно протезированное ухо, которое пока ничего не слышит и мешает слышать первому. И дальше, как в ситуации со зрением при диагнозе «амблиопия», когда зрение без специальной тренировки больного глаза не развивается, слуховое восприятие в новом КИ тоже не будет развиваться самостоятельно, без слуховой тренировки. Из чего состоит слуховая тренировка? В занятия обязательно должен включаться иррациональный (ИСМ) и рациональный слуховой материал (РСМ):
- Фонемы, слоги как строительный материал слов – ИСМ.
- Слова, (для детей со сформированной речью желательно без наглядности): ИСМ – имена собственные, иностранные или выдуманные слова, специальные термины. РСМ – слова и фразы на знакомом ребенку словаре. При этом желательно не просто слушать РСМ, а что-то сделать с этой слуховой информацией – ответить на вопрос, принести названную вещь, выполнить задание, чтобы восприятие материала на слух не было конечным результатом.
- Фразы, тексты, чтобы тренировать слухо-речевую память, скорость обработки полученной слуховой информации и понимание содержания услышанного. С РСМ тут все понятно. Примером ИСМ могут служить квазисказки Л.Петрушевской, стихи на русском языке с включением иностранных слов.
- Из анкетирования видно, что результат выше у тех детей, которые не только занимались слуховой тренировкой в одном (новом) КИ, но и регулярно какое-то время находились в новом КИ в свободной деятельности.
Также анализ анкет позволяет увидеть, что при соблюдении первых трех вышеназванных условий успешности реабилитации (адекватность ожиданий, настрой на занятия и проведение слуховой тренировки) даже при не идеальной пока настройке (10-60% различения речевого материала в новом КИ) у всех детей и родителей оправдались ожидания, все довольны результатами операции. Дети перестали переспрашивать, стали увереннее, стали активнее набирать словарь вне занятий; отмечается динамика в общении со сверстниками, повысилось качество различения неречевых звучаний и локализации сигнала в пространстве и качество письма на диктантах. Все дети отмечают изменение качества звучания в 2х КИ в лучшую сторону, общий уровень громкости. А еще видно, что различение неречевых звучаний не зависит напрямую от слуховой тренировки, а вот различение речи - зависит. Выводы:
- При соблюдении необходимых условий успешности реабилитации детей после 2КИ наблюдаются те же преимущества бинаурального протезирования, что и при протезировании двумя СА.
- Реабилитация слуха в КИ – процесс значительно более длительный, чем в СА, но труд, вложенный педагогами, родителями и детьми, себя оправдывает.
- При поломке КИ или проводков, отсутствии аккумулятора или батареек и прочих причинах выхода из строя одного из КИ ребенок продолжает слышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать о кохлеарной имплантации
Презентация содержит ответы на самые волнующие вопросы о кохлеарной имплантации...
Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»
Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...
Группы смерти - ожидание и реальность
ЦЕЛИ УРОКА:Дать понятия «групп смерти», «суицид»Перечислить основные группы смерти в сети интернетСделать выводы и предупредить учеников об опасности посещения данных групп. Во...
Сценарий концерта ко Дню Учителя "Ожидания и реальность."
Сценарий ко Дню учителя "Ожидания и реальность"...
статья ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ.
В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации дополнител...
статья "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ."
В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации дополнител...
Сценарий школьной сценки "Ожидание-реальность"
Сценарий выступления учеников, посвященный Дню учителя. Веселая сценка из школьной жизни межет быть использована учениками 7-9 классов в качестве театрализованного поздравления учителей....