Бинауральная имплантация: ожидания и реальность
статья

Гурьева Марина Геннадьевна

В статье обобщены наблюдения и анализ анкет родителей детей с нарушениями слуха, которым была проведена операция по кохлеарной имплантации на второе ухо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинауральная кохлеарная имплантация: ожидания и реальность.

Гурьева Марина Геннадьевна, учитель-дефектолог

СПб  ГКУЗ   ГДСЦ, Санкт-Петербург, Россия

Преимущества двустороннего слуха по сравнению с односторонним очевидны. Это «…более высокие показатели разборчивости речи в тишине и в шумной обстановке, лучшие объективные и субъективные показатели локализации, более высокое качество звучания, меньшее слуховое напряжение при разговоре на фоне шума, менее выраженная депривация протезированного уха по сравнению с непротезированным, бóльшая удовлетворенность пациентов и более высокая собственная оценка качества жизни» (из статьи на сайте   Phonak «Слышать двумя ушами, а не одним» https://www.phonakpro.com/ru/b2b/ru/evidence/topics/binaural-voicestream.html).

Однако механизмы восприятия в слуховых аппаратах (СА) и в кохлеарных имплантах (КИ) разные. Будет ли наблюдаться тот же эффект в 2КИ? В моей практике не было случаев, когда ребенок при двусторонней тугоухости отказывался бы носить второй СА, предпочитая моноуральное протезирование бинауральному. А вот случаи отказа от ношения второго КИ были. Почему? Для анализа была выбрана группа из 5 детей (возраст – от 7 до 13  лет), которых мы имели возможность наблюдать сначала в 1КИ, а потом в 2КИ. Срок ношения второго КИ в данной группе на сегодняшний момент составляет 6-8 месяцев. Проведены беседы и занятия с детьми, тесты слухового восприятия в каждом КИ по отдельности и в 2КИ, анкетирование родителей. На этой основе нами выделены следующие необходимые условия успешности реабилитации детей после 2КИ:

  1. Адекватность ожиданий родителей и ребенка от второго КИ.
  2. Понимание родителями и ребенком необходимости занятий после  второй операции, возможно, длительный период (1-2 года).
  3. Интенсивная слуховая тренировка (прежде всего в  новом КИ, и лишь потом - в 2х).
  4. Адеватность настройки (необходимость неоднократной подстройки обоих КИ).
  5. Зависимость сроков реабилитации в новом КИ от длительности периода между операциями.

Не будет адекватности ожиданий и готовности вкладываться в занятия – неоткуда будет брать силы и энергию на проведение слуховой тренировки, быстро наступит разочарование от КИ. Что мы получаем в результате второй операции по КИ? Одно прекрасно реабилитированное ухо и одно протезированное ухо, которое пока ничего не слышит и мешает слышать первому. И дальше, как в ситуации со зрением при диагнозе «амблиопия», когда зрение без специальной тренировки больного глаза не развивается, слуховое восприятие в новом КИ тоже не будет развиваться самостоятельно, без слуховой тренировки. Из чего состоит слуховая тренировка? В занятия обязательно должен включаться иррациональный (ИСМ) и рациональный слуховой материал (РСМ):

  • Фонемы, слоги как строительный материал слов – ИСМ.
  • Слова, (для детей со сформированной речью желательно без наглядности): ИСМ – имена собственные, иностранные или выдуманные слова, специальные термины. РСМ – слова и фразы на знакомом ребенку словаре. При этом желательно не просто слушать РСМ, а что-то сделать с этой слуховой информацией – ответить на вопрос, принести названную вещь, выполнить задание, чтобы восприятие материала на слух не было конечным результатом.
  • Фразы, тексты, чтобы тренировать слухо-речевую память, скорость обработки полученной слуховой информации и понимание содержания услышанного. С РСМ тут все понятно. Примером ИСМ могут служить квазисказки Л.Петрушевской, стихи на русском языке с включением иностранных слов.
  • Из анкетирования видно, что результат выше у тех детей, которые не только занимались слуховой тренировкой в одном (новом) КИ, но и регулярно какое-то время находились в новом КИ в свободной деятельности.

Также анализ анкет позволяет увидеть, что при соблюдении первых трех вышеназванных условий успешности реабилитации (адекватность ожиданий, настрой на занятия и проведение слуховой тренировки) даже при не идеальной пока настройке (10-60% различения речевого материала в новом КИ) у всех детей и родителей оправдались ожидания, все довольны результатами операции. Дети перестали переспрашивать, стали увереннее, стали активнее набирать словарь вне занятий; отмечается динамика в общении со сверстниками, повысилось качество различения неречевых звучаний и локализации сигнала в пространстве и качество письма на диктантах. Все дети отмечают изменение качества звучания в 2х КИ в лучшую сторону, общий уровень громкости. А еще видно, что различение неречевых звучаний не зависит напрямую от слуховой тренировки, а вот различение речи - зависит. Выводы:

  • При соблюдении необходимых условий успешности реабилитации детей после 2КИ наблюдаются те же преимущества бинаурального протезирования, что и при протезировании двумя СА.
  • Реабилитация слуха в КИ – процесс значительно более длительный, чем в СА, но труд, вложенный педагогами, родителями и детьми, себя оправдывает.
  • При поломке КИ или проводков, отсутствии аккумулятора или батареек и прочих причинах выхода из строя одного из КИ ребенок продолжает слышать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать о кохлеарной имплантации

Презентация содержит ответы на самые волнующие вопросы о кохлеарной имплантации...

Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»

Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...

Группы смерти - ожидание и реальность

ЦЕЛИ УРОКА:Дать понятия «групп смерти», «суицид»Перечислить основные группы смерти в сети интернетСделать выводы и предупредить учеников об опасности посещения данных групп. Во...

Сценарий концерта ко Дню Учителя "Ожидания и реальность."

Сценарий ко Дню учителя "Ожидания и реальность"...

статья ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ.

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнител...

статья "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ."

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнител...

Сценарий школьной сценки "Ожидание-реальность"

Сценарий выступления учеников, посвященный Дню учителя. Веселая сценка из школьной жизни межет быть использована учениками 7-9 классов в качестве театрализованного поздравления учителей....