Адаптация 5 класс
материал

Савичева Татьяна Владимировна

Для достижения успешной адаптации осуществлялись следующие задачи:

создавать в группе ситуацию успеха;

способствовать сплочению коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;

создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

развивать самоуправление в группе,

стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5_klass.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по адаптации учащихся 5 класса.

В начале учебного года передо мной стояла главная цель– обеспечить адаптацию учеников при переходе из начальной школы к условиям обучения в среднем звене.

     Для достижения которой осуществлялись следующие задачи:

создавать в группе ситуацию успеха;

способствовать сплочению коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;

создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

развивать самоуправление в группе

стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике

Воспитательная работа в течение первого полугодия велась в соответствии с планом работы на 2018-2019 учебный год. 

     Основными формами работы стали воспитательские занятия, праздники, беседы. Участие принимал весь класс. При их проведении функции организатора возлагались в основном на воспитателя.

В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности. В основном все намеченные задачи были выполнены. Был проведено занятие ,на котором обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам, посещению, говорили о дополнительных консультациях при выполнении домашнего задания, а также проводили тематические занятия по плану. По некоторым предметам у учащиеся снизились оценки. Я считаю, что это связано с возросшим темпом работы на уроке, объёмом как на уроке, так и в классе, новыми требованиями. Для того, чтобы повысить интерес к обучению, в воспитательной работе применяла игровые моменты, компьютерное тестирование, презентации, плакаты.

Класс принимал активное участие в общественной жизни школы. Отлично прошёл праздник День учителя,все дети принимали участие. Среди активистов хочется отметить всех девочек группы. проводилось родительское собрание «Особенности обучения в 5 классе»

В течение первого полугодия подготовили и провели занятия, посвященные

--школьным законам и правилам.

--патриотическому воспитанию: «История праздника дня единства».

--правилам д.д: «знай и соблюдай правила дорожного движения»,

  --соблюдение правил пожарной безопасности.

Провели открытое занятие: «Разговор о правильном питании». Занятие прошло отлично. Все дети группы приняли участие.

А так же беседы проводились индивидуальные беседы с детьми на темы хорошего поведения, правила поведения в общественных местах и поведение в школьном автобусе, о выполнении домашнего задания, о школьной форме.

Приняли активное участие в выставках поделок.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации так же были проведены следующие мероприятия:

--Родительское собрание: «Особенности обучения в 5 классе»

--наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий.

--рассаживание детей с учётом их индивидуальных особенностей.

--сотрудничество с учителями предметниками.

--анкетирование.

--распределение поручений на основе анкетирования.

Я считаю, что в группе между учащимися царит дружелюбная атмосфера. Проблема :домашние дети 5а класса отклоняются от взаимоотношений с группой проживающих, пока сама их не пригласишь. Так же хочется отметить, что учащиеся 5 класса трудолюбивые, охотно откликаются на просьбы старших.

В целом намеченные в воспитательном плане задачи выполнены.

     --     работоспособность и дисциплина на уроках в классе: учащиеся на уроках   работоспособны, но есть отклонения в дисциплине  на  некоторых уроках

      --   атмосфера на уроках и взаимодействие с учителями-предметниками: мальчики и  девочки 5 класса с уважение относятся к учителям и между детьми бывают споры.

       Вместе с тем  отмечаются  отрицательные  стороны:

Не был установлен контакт с родителями Трунина А, Зазимко Н. Исходя из изложенного считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.

         

Я провела анкетирование учащихся, чтобы получить информацию о впечатлениях, которые получили дети от первых трёх месяцев  учебы в среднем звене.
В анкетировании участвовало 18 человек.

1. На вопрос «Нравится ли тебе учиться, узнавать новое?» подавляющее большинство ответили утвердительно, что говорит о хорошей мотивации к обучению, но одному из учеников знакомство с новым не вызывает положительных эмоций. Об этом стоит задуматься.

2. Вопрос о новых условиях учебы и новых требованиях, показывает, что для 7 учащихся хорошие отметки – это серьезный труд. 9 учащихся не смогли определиться с выбором. Остальные учащихся ответили отрицательно.

3. Ответы на вопрос о трудности предметов для нас очевиден: на первое место поставлены математика, русский и английский язык. Но некоторые отметили и такие школьные дисциплины, как «Технология», «ИЗО», «История города». 5 учащихся класса дали ответ: «Нет таких».

4. Вопрос о новшествах организации учебного процесса, с которым столкнулись пятиклашки, дал неожиданный результат:
• Подавляющее большинство рады увеличению нашего количества в их жизни;
• Интересной кажется для большинства и кабинетная система.

5. На вопрос «Кто помогает в обучении в школе» 5 учащихся ответили, что «никто», то есть они делают всё без помощи взрослых. Остальные 13 учащихся отметили, что основными помощниками в их школьной жизни по-прежнему остаются родители.

     

Как мы видим, пятиклассники достаточно оптимистично отнеслись к переходу из начальной школы в среднее звено, как переходу к новому этапу их школьной жизни.

Но, несмотря на такую положительную мотивацию к обучению в первой четверти пятого класса, наблюдается значительное снижение успеваемости. Хотя, и некоторые учащиеся приятно удивили.

В целом в коллективе царит дружелюбная атмосфера: учащиеся дружат, стараются поддерживать и помогать друг другу, особенно при уборке кабинета или если кто-то расстроен, кто-то плачет. Класс активный, дружный, творческий, собранный, с хорошей подготовкой из начальной школы. Одним словом, добродушные, приветливые и, можно сказать, ответственные дети. За это хотелось бы выразить благодарность классным руководителям начального звена, которые всегда помогают по любому вопросу, возникающему по классу.

На переменах обучающиеся 5 «А» класса ведут себя шумно: балуются, бегают по коридору, дерутся друг с другом, громко кричат. Неоднократно делались замечания. Ведётся работа по разъяснению Устава школы и правил поведения на переменах.
Практически все ученики задействованы в кружковой работе.

График работы кружков

День недели

Название кружка

Время работы

Понедельник

Весёлые шахматы

Фотостудия и видеодизайн

Футбол.

13.30 – 14.20

15.00 – 16.00

16.00 – 17.20

Вторник

Цветик – семицветик

Каратэ. Прикладное искусство.

Клуб «Радонежье»

15.00 – 16.00

16.00 – 17.30

17.00  - 18.30

Среда

Тяжёлая атлетика

15.00 – 16.00

Четверг

Фотостудия и видеодизайн

Футбол.

Каратэ. Прикладное искусство.

15.00 – 16.00

16.00 – 17.20

16.00 - 17.30

По результатам наблюдений можно охарактеризовать   уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Некоторые учащиеся часто отвлекаются.
  • Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
  • Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение Зазимко Н, Трунина А.
  • Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
  •  Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогами.
  • Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
  1. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течение первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Результатом бесед стало следующее:

  1. Особенности класса: Активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности.  Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученик, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями: Зазимко Н. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, подготовка домашних заданий на высоком уровне. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.
  1. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе.  Домашние дети приходят на кружки после уроков и принимают активное участие в соревнованиях. Это Артемьев Д.Хусейнов В, Зазимко Н. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

  1. Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первое полугодие учебного года ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания

Название мероприятия

Дата проведения

Участники

1.

День учителя

3.10.18

17ч

2.

Осенняя выставка «Осенняя пора – очей очарования»

Октябрь 2018

3.

Новогодние поделки « Ёлочка – красавица»

Декабрь 2018

11ч

4.

Устный журнал «Разговор о правильном питании»

22.11.16

5.

Открытая спартакиада для детей с ОВЗ г.Сергиев Посад

Сентябрь 2018

6.

Конкурс поделок «Зимний вальс» Юные таланты Подмосковья

Декабрь 2018

7.

Всероссийский конкурс рисунков «Разноцветные капельки»

Сентябрь 2018

8.

.Всероссийское тестирование по безопасности в интернете

Декабрь 2018

Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

           Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: русский язык, литература, математика, физкультура.

           В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

 

Исходя из изложенного считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.

         В следующих учебных четвертях наметила следующие задачи:

1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться высокого уровня сплоченности.   

2.Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии   (сохранить успеваемость класса  – 100%, добиваться повышения качества знаний учащихся, добиваться 100% посещаемости).

3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.4. Начать работу кружка «Познай себя»5. Я предлагаю увеличить количество лекторий для родителей специалистами по воспитанию детей, проводить каждую пятницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...