Конспект урока «Сравнение предметов по величине: большой – маленький, группировка предметов по заданному признаку на основе образца».
методическая разработка

Киселёва Наталья Сергеевна

Разработка урока по теме сравнение предметов по величине и группировка предметов по заданному признаку согласно образцу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx510.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа  № 46
Калининского района г. Санкт – Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия».

Конспект  открытого  урока

Тема:  «Сравнение предметов по величине: большой – маленький, группировка предметов по заданному признаку на основе образца».

Используемые технологии:

- игровые,

- здоровьесберегающие,

- информационно - коммуникационные.

                                                           

                                                         Санкт – Петербург

        

Цель: Формирование знаний о величине.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: 

1. Формировать умения соотносить предметы по размеру: большой – маленький.

2.Упражнять  в группировке предметов по определенному признаку (по размеру).

3.Учить использовать для сравнения метод приложения. Закрепление знаний основных цветов.

Коррекционно – развивающие: 

1. Активизировать мыслительную и речевую деятельности детей.

2.Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

3. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительную установку на участие в занятии,

2. Развивать навыки взаимодействия на занятии.

3.Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Кукла, мячики одного цвета, но контрастных размеров(большой и маленький), поднос, 4 больших и 4 маленьких кубика, карточки 4-х цветов (желтая, красная, синяя, зеленая) и цветные матрешки (по 3 шт), мешочек, большая и маленькая матрешки, компьютер, презентация «Большой – маленький» сделанная самостоятельно.

Ход урока:

1.Орг. момент:

Дети входят в класс, здороваются с учителем.

В класс входит взрослый с куклой Таней. Дети уже знакомы с ней по прошлым урокам. Дети здороваются с куклой Таней и приглашают ее на урок.

Учитель: «Ребята, Тане очень понравилось играть с вами и она опять пришла к нам в гости. Посмотрите, что она принесла вам сегодня?».

Дети: «Мяч».

 Учитель: «Давайте поиграем, лови Лиза мяч. Бросай мяч кукле. Лови мяч Вова и бросай кукле….и т.д.» Далее педагог сообщает, что он приготовил еще игрушки для куклы Тани и для ребят, просит всех сесть за парты.

Учитель  кладет на поднос рядом два мяча – большой и маленький. Указывает на один мяч и четко произносит: «Маленький мяч». Потом берет его в руки и показывает детям, что мячик можно спрятать в ладошках: «Спрятался. Он маленький». Учитель дает по очереди мячик каждому ребенку и просит спрятать его в ладошках, при этом повторяет, что мячик маленький. Затем проделывается аналогичная работа с большим мячом, при этом подчеркивается, что этот мячик нельзя спрятать в ладошках – он большой.

Учитель кладет на стол рядом оба мяча (при этом подчеркивается, что для того чтоб узнать, какой мяч большой а какой маленький их нужно поставить рядом друг к другу) и просит каждого ребенка показать, где большой мяч а где маленький. Затем сам указывает на один из мячей и просит детей назвать: «Какого размера этот мяч, большой или маленький?». Так названия признаков величины переходит в активный словарь детей.

 Затем, учитель кладет на стол большой и маленький кубики, спрашивает: «Что это?»

Ставя кубики друг около друга, просит показать, где большой кубик а где маленький (при необходимости, можно предложить закрыть кубики ладошкой: маленький спрячется, а большой не спрячешь). Затем учитель кладет на поднос еще несколько кубиков разного размера (3 больших и 3 маленьких). Вызывает по очереди детей и дает инструкцию: «Вот такие большие (маленькие) кубики сложи в эту коробку». Образец ставится перед ребенком. Действия ребенка педагог комментирует: «Кладем еще такой кубик, еще такой, еще….Вот как много таких кубиков». Спрашивает у ребенка «Что ты сложил в коробку? Ты сложил большие или маленькие кубики?». Затем кубики опять ставят на поднос, вызывается следующий ребенок.

Кукла Таня хвалит детей за хорошую работу и предлагает немножко отдохнуть.

2. Динамическая пауза.

Мы три раза потянулись

Раз, два. Три.

И три раза улыбнулись

Раз, два, три.

Мы три раза наклонились

Раз, два,три.

Из ручья водой умылись

Раз, два, три

Раз- присели, два –привстали.

Три – по стежке поскакали.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам и кукле Тане посмотреть презентацию, и повторить еще раз, какого размера бывают предметы. Назвать все предметы маленького и большого размера. (Просмотр презентации «Большой – маленький», сделаной самостоятельно).

       

  Учитель: Ребята, что нарисовано на рисунке?

Дети: Мяч.

Учитель: Правильно. Покажите, где большой мяч? Где маленький?

Дети показывают.

     

Учитель: Ребята, что нарисовано на рисунке?

Дети: Зонтик.

Учитель: Правильно. Покажите, где большой зонт? Где маленький?

Дети показывают.

        

 Учитель: Ребята, что нарисовано на рисунке?

Дети: Петух, цыпленок.

Учитель: Правильно. Покажите, кто большой? Кто  маленький?

Дети показывают.

    

Учитель: Ребята, что нарисовано на рисунке?

Дети: Мишка.

Учитель: Правильно. Покажите, где большой мишка? Где маленький?

Дети показывают.

Затем , дети садятся за парты и проводится игра «Чудесный мешочек». В мешочке лежат большая и маленькая матрешки. Ребенку дается возможность рассмотреть и ощупать игрушку – образец. Далее на ощупь он должен достать из мешочка матрешку такого же размера. Для проверки выбранный предмет подставляют к образцу.  Учитель  спрашивает : «Большую или маленькую матрешку ты достал?».

Учитель: Кукла Таня подготовила вам задание : Она приготовила вам много цветных матрешек, одинакового размера.  Кукла Таня даст каждому по цветной карточке (желтую, синюю, красную, зеленую). У кого карточка желтая, должен выбрать всех желтых матрешек, у кого синяя – всех синих и т.д. Для проверки матрешки ставятся на карточку. Если ребенок затрудняется, то учитель  предлагает помощь. Действия детей учитель сопровождает словами: «Вот такая матрешка, еще такая, еще…Вот как много таких матрешек. Какого цвета матрешек ты собрал?». Если ребенок еще не усвоил названия цветов, то педагог сам дает ответ: «У тебя карточка желтая и матрешки желтые. Ты собрал всех желтых матрешек. Молодец!

Итог урока: 

Учитель: Ребята ,вы очень хорошо сегодня позанимались. Научились сравнивать предметы по величине, находить большой и маленький предмет и повторили названия цветов.  А теперь  давайте поблагодарим куклу Таню, что она пришла к вам в гости, и так хорошо с вами поиграла. До свиданья Таня! Приходи к нам еще, мы будем рады.

До свиданья, ребята!

 Учитель: Спасибо за работу, урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ФЭМП на тему:" Большой-маленький"

Данный конспект индивидуального занятия по ФЭМП на тему:" Большой-маленький" составлен для детей с глубокой степенью умственной отсталости,грубым недоразвитием речи, проживающих в условиях детского до...

Конспект урока " Сравнение чисел. Изменение величин." 6 класс

Обобщающий урок по теме " Сравнение чисел. Изменение величин"...

Конспект урока по теме: «Сравнение величин по высоте и ширине» ( 2 вариант обучения)

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" на закрепление навыка сравнения предметов по величине(широкий-узкий, высокий-низкий)....

Конспект коррекционного занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" в 4 классе «Путешествие в мир геометрических фигур. Группировка предметов по выделенным признакам (форме и величине)»

Тема: «Путешествие в мир геометрических фигур. Группировка предметов по выделенным признакам (форме и величине)»Цель: закрепить знания обучающихся о форме, величине пре...

«Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку»

Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий по предмету: «Коррекционно- развивающие занятия» в 5 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР....

Конспект урока по предмету: Технология, 7 класс по теме: «Предметы искусства и коллекции в интерьере»

Цели и задачи урока:Актуализация знаний о предметах искусства и коллекциях.Формирование знаний об оформлении и размещении картин, коллекций.Создание условий для развития эстетического вкуса.Воспитание...

Тема: «Сравнение предметов по размерам: большой - маленький».

Тема: «Сравнение предметов по размерам: большой - маленький»...