Выступление на педсовете по теме «Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся»
учебно-методический материал

Чимитова Цырендулма Дашинимаевна

О работе с детьми с академическими трудностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx506.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

по теме «Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся»

«Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимать близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком». Это В.А. Сухомлинский. Его «Сто советов учителю», высказанные им много лет назад и по сей день не теряют своей актуальности.

   В классах, в которых я работаю, нет детей из семей мигрантов, детей – сирот (есть полусироты), детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением. Зато есть дети с академическими трудностями и одаренные дети.

• Работа с детьми с академическими трудностями

   Не секрет, что каждый учитель русского языка и литературы, выпуская 11 класс, с тревогой всматривается в будущих пятиклассников, приходящих им на смену. В школах, где один 4 класс, как у нас, конечно, легче, знаешь, кто учитель, какие у нее бывают выпуски, стараешься попасть к ней на уроки во время методических дней и волей- неволей наблюдаешь за ее учениками. А тревожиться есть о чем.

   В этом году среди  школьников есть один ученик, у которого, говоря научным языком, и дислексия, и дисграфия: трудности в чтении и в письме («танцующие» буквы).

  Конечно, за годы моей работы в школе было много детей с затруднениями в учебе, но второй такой ученик за последние 10 лет работы сподвиг меня на просвещение по этому вопросу на просторах Интернета. Если у предыдущего ученика с той же дислексией и дисграфией (Т.А.) можно было найти много причин социального характера (бесконтрольность со стороны матери и т.д.), то у этого ребенка (З.А.) полноценная любящая семья, хорошие отношения с отчимом и с родным отцом, постоянный контроль со стороны матери и старших сестер, классного руководителя за его посещаемостью уроков. И со зрением у него хорошо, и со слухом. Интеллект тоже на уровне. Память просто отличная, особенно это проявляется в его хобби: лошади. Так как мы живем в сельской местности, и многие жители владеют большими табунами лошадей, З.А. просто самый необходимый человек: он знает почти всех лошадей и кому они принадлежат. Он знаток лошадей, хороший наездник, спортсмен: легкая атлетика, коньки, хоккей. Но в учебе он – яркий представитель ДАТ.

Дислексия:

1. Ребенок неправильно пишет буквы и цифры, "переворачивает" их написание; ему трудно списывать без ошибок даже с доски.

2. Ребенок не в состоянии запомнить содержание любимой книги или фильма. Есть трудности с различением левой и правой стороны.

3. Ребенок не понимает, что он слышит. Части слов, как и части предложений, могут быть потеряны.

4. Дети теряют интерес к школьным занятиям, кажутся ленивыми, у них нет мотивации что-либо делать.

   Стараюсь посещать блог Гогуадзе Татьяны Валерьевны - практикующего учителя-дефектолога, практического психолога, педагогическая деятельность которой направлена на раскрытие у дислексика способности к чтению и грамотному письму, и нахожу ответы на многие волнующие меня вопросы.

   В первую очередь, учитель должен знать о том, что дислексия – особенность психики ребенка, а не болезнь. Поэтому есть много «нельзя», о которых должен знать каждый учитель:

1. Не заставлять ученика читать вслух перед классом

2. Не снижать оценки за плохой почерк, тем более высмеивать

3. Не читать нравоучения, которые угнетают его психику и снижают самооценку

Надо:

1.участие родителей в коррекции дислексии. Родители должны понимать, что у ребенка образное мышление. А это значит, что его мысли — это картинки, ему трудно выражать свои мысли словами, речь ребенка-дислектика часто сбивчивая, непоследовательная, односложная и в ней явно чувствуется обедненный словарный запас.

   Есть старый методический прием «посторочное рисование», который я часто применяю при заучивании стихотворений. Он улучшает память учащихся и развивает образное (ассоциативное) мышление. При проведении этой работы ученик читает строки стихотворения, создает образы и наносит их изображение на бумагу. Попутно проводится словарная работа: строфа, строка, метафора, олицетворение. Каждая полоса – одна строфа, в каждой строфе сколько строк, столько клеток. Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес» состоит из двух строф, в каждой строфе 4 строки, в итоге - две полосы, каждая разделена на 4 клетки. Наносится любой рисунок или значок, который поможет восстановить в памяти необходимую строчку стихотворения.

М. Лермонтов «Утес»   Ф. Тютчев «Есть в осени…»

2. развивать его речь.

3. читать ему вслух, давать больше визуальной информации: фильмы, спектакли. Все школьные хрестоматии существуют в аудиоформате, в интернете достаточно записей радиоспектаклей.

4.        приобщать к спорту: особенно важны упражнения на баланс и координацию движений: это формирование межполушарных связей. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. А также дыхательная гимнастика: она позволяет достигнуть равновесия, баланса внутреннего состояния!

   Многолетние наблюдения за уровнем овладения русским языком учениками – бурятами в глубинке, к которой относимся мы (до райцентра 100 км, до Улан-Удэ 250 км), позволили мне выделить несколько групп учащихся, различающихся разной степенью обученности. В каждом классе в том или ином процентном отношении присутствуют  и «чистые» билингвы, почти одинаково владеющие двумя языками, и учащиеся с хорошими знаниями русского языка, приобретенными в результате школьного обучения и общения с носителями языка – русскими детьми, и учащиеся со слабой подготовкой (в школе говорят на русском языке, дома в быту  – на родном).

     С 2018 года  выпускники 9 классов  проходят итоговое собеседование по русскому языку, и перед учителем русского языка и  литературы сельской национальной школы встает почти «гамлетовский» вопрос: «Что делать с детьми, для которых русский язык неродной?».  Для ребят, испытывающих трудности с устной речью, собеседование стало большой проблемой. Основная сложность — обилие личных имён и терминов. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять.

Пересказ. Кстати, по результатам проведенных апробаций за прошлый год и за этот учебный год - это  самое сложное задание.

    При чтении текста и его пересказе выявляются  ошибки учеников – бурят в области произношения русских слов и фраз, которые можно разделить на две группы:

Ӏ. 1) выпадение безударных гласных в не первых слогах: «хоршо» вместо «хорошо»,

   2) отпадение конечных гласных «задани» вместо «задание»,

   3) при смешении твердых и мягких согласных звуков «чичрадь» вместо тетрадь», «чичение» вместо «течение», «мольчать» вместо «молчать», «допольнение» вместо «дополнение» и т.д.

  ӀӀ. Ошибок, обусловленных «книжным» произношением, не избегают и русские дети.

    Чтобы предупредить и устранить специфические ошибки в произношении, необходимо выработать, прежде всего, навыки правильного восприятия и воспроизведения звуков при изучении русской фонетики. Для чего, во время работы над произношением делаю акцент на связанные речевые единицы (звукосочетания, слог), а не на изолированные звуки. Также формирую умения: слушать и слышать чужую речь; правильно произносить русские слова; свободно различать на слух ударные и безударные слоги; читать русский текст с учетом орфоэпических правил.

    Все это, в конечном счете, выразится в умении учащихся – бурят чувствовать и устанавливать соотношение между звуками и буквами, произношением и письмом, орфоэпией и орфографией.

    В последние годы у молодежи  Бурятии стал «модным» перевод  на бурятский язык русского текста популярных песен, здесь особенно преуспел талантливый юный исполнитель и композитор Лудуб Очиров.  Команда нашей школы часто принимает участие в конкурсе бурятского языка «Эхэ хэлэн – манай баялиг», есть успехи в номинации «Переводы».

   Перевод на родной язык русского текста служит упражнением в точном понимании отдельных слов, предложений, фраз. Он является хорошим средством контроля того, как усвоен изучаемый язык, в данном случае русский язык учащимися – бурятами. Во время работы над переводом учащиеся должны установить значения главных, а потом второстепенных членов, учитывая также то, что сказуемое займет место в конце предложения, а все второстепенные члены предложения окажутся между главными.    

    Известно, что единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку не будет: каждый  учитель сам выбирает для себя и своих учеников путь подготовки к ней.

    Конечно, подготовка к экзамену должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи. В среднем звене необходимо систематически вести работу с орфоэпическими, орфографическими, толковыми словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка.

     Курс русского языка считается завершенным в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема  повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ.  При довольно небольшом  количестве уроков русского языка в неделю (2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно. Поэтому уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Желательно на каждом уроке  проводить работу над произношением и лексическим значением слов; делать задания по фонетике и словообразованию; делать орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; а также работу по исправлению грамматических  ошибок.

    Считаю, что разнообразные практические задания в ходе  урока обеспечивают «рабочее» состояние знаний и умений ученика по русскому языку. В сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий  по  приведённому тексту. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

    Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Еще с начальной школы ученика можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста.  И уже в  5 классе ученики постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Конечно, в идеале ученик должен уметь пересказывать текст и интерпретировать его. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к   экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

   В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

    Считаю очень интересным выступление учителя «Ключевской СОШ» Заиграевского района Шиловой О.А. «Как подготовить ребенка с ДАТ к итоговому сочинению» на ӀӀӀ Республиканской конференции учителей русского языка и литературы. Оксана Александровна поделилась своим опытом работы при подготовке учащихся к итоговому сочинению, и слушатели были очень благодарны за бесценные ее педагогические находки, с которыми она щедро поделилась с нами.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся с ОВЗ

В статье освещена адресная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ...

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся в урочной деятельности.

При работе с одаренными детьми созданию условия для развития творческой личности.          На уроках  я использую следующие виды деятельности:- пробле...

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся с ОВЗ

В данной статье представлен пример адресной работы с обучающимися с ОВЗ в условиях школы-интерната с круглосуточным пребыванием детей....