Логопед советует... Развиваем речь, играя!
консультация

Ольхова Алла Юрьевна

Советы и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развиваем речь, играя!21.96 КБ

Предварительный просмотр:

     У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

А.Макаренко

   Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Именно в игре происходит формирование и совершенствование познавательной и речевой активности ребенка.

   Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно взрослый может и должен создать для детей  условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести: обогащение знаний детей о себе, знаний и впечатлений об окружающем мире, взаимодействии предметов и явлений, причинно-следственных связей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам, учится встраиваться в сюжет игры, произвольно изменять свое поведение, в том числе речевое.

   Предлагаю вашему вниманию варианты игр для развития речи детей. Каждая игра направлена на решение разных задач  -  развитие артикуляционной моторики, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

1. Развитие органов речи

   В настоящее время существует огромный выбор литературы для знакомства с артикуляционной гимнастикой; правилами ее проведения; всевозможными упражнениями и их комплексами для выработки артикуляционных укладов разных звуков.

   Кроме традиционных упражнений, я бы хотела предложить необычные, проводите их дома, поиграйте, посмейтесь вместе с ребенком:

   «Хоботок»

   Ребенок удерживает карандаш за кончик: упражнение отлично укрепляет круговую мышцу рта; особенно подходит деткам с нарушением носового дыхания, у которых рот в покое часто приоткрыт; а также детям с гиперсаливацией.

   «Веселые бусинки»

   Язычком двигаем бусинки по нитке – развиваем подвижность языка - самого главного органа речи.

   «Язычок-сластёна» 

   Вылизывание сладкого блюдца с вареньем, йогуртом, сиропом по правилам (узким кончиком языка, широким кончиком языка, «Змейкой»). Не волнуйтесь, Вы не привьёте ребенку некультурные манеры. Ваш малыш настолько сообразительный – он поймёт, что это игра.

   «Театр юного зрителя»

   Психогимнастика - помогает снять повышенное мышечное напряжение, стимулирует работу лицевых мимических мышц, способствует развитию подвижности органов артикуляционного аппарата. Например, предложить ребенку показать «любопытную мартышку», «испуганного лягушонка» или «удивленную Бабу Ягу».

2. Звуковая культура речи

   «Придумай слово»

   Подобрать слова на заданный звук.

   Например, по пути в детский сад мам предлагает: «Давай поиграем. Будем называть слова на звук А, З, В и т.д.»

   Будем мы с тобой играть,

   Слова на «Р» называть.

   «Поймай слово»

   Определить наличие или отсутствие данного звука в слове. Взрослый предлагает внимательно слушать слова и определить слово с заданным звуком.  

   Слово ты моё лови,

   Колокольчиком звени.

   «Цепочка»

   Взрослый называет слово, ребенок выделяет последний звук в этом слове и на этот звук называет своё слово (сок – кот – тарелка – ананас…)

   

   Звук в конце определи

   И словечко назови

 

3. Обогащение и уточнение словарного запаса

   Для многих детей характерны трудности в усвоении новых слов, их классификации. Я предлагаю Вам несколько вариантов игр с мячом. Мяч можно катать друг другу, сидя на полу; можно перебрасывать из рук в руки, мяч небольшого размера можно катать по столу и т.п.

   Давайте поиграем!

«Мои маленькие дети

Знают всех зверят на свете».     

   У медведя - межвежонок        

   У кошки -                                                                                        

   У лисы -                                                                                                                        

   У ежа -                                      

   У овцы -

   «Кто в берлоге, кто – в норе? Назови скорее мне»               

   Белка живет дупле                                                                                                  

   Ласточка …                                                                                                  

   Медведь…                                                                                                    

   Лиса …                                                                                                    

   Волк…

«Мячик поскорей поймай да словечко приласкай»         

   Стол - столик                                                                                                    

   Кукла - …                                                                                                    

   Карандаш - …                                                                                                    

   Мыло -…

   Звезда -…

   «А сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот»             

   Большой  – маленький                                                                                                                                                                                                                          

   Весёлый - …                                                                                                    

   Хороший - …                                                                                                

   Добрый - …

   Горячий - …

   «Подскажите мне слова: чья у зверя голова?»             

   У волка - волчья                                                                                        

   У зайца - …                                                                                        

   У медведя - …

   У кошки - …

   У верблюда - …

   «Отвечай на мой вопрос: чей у зверя хвост?»               

   У оленя – олений                                                                                          

   У лошади - …                                                                                          

   У лисы - …                                                                                        

   У медведя - …                                                                                        

   У кошки - …

 

4. Грамматический строй речи

   Настольная игра «Лото. Кем быть?»

   Правильное произнесение падежных окончаний.

   Отработка окончаний существительных в творительном падеже.  Чем работает человек той или иной профессии?  Например, столяр пользуется пилой, топором, рубанком, молотком, клещами. Также в этой игре идет обогащение словарного запаса по теме «Профессии».

   Игра «Какой? Какая? Какое?»

   Согласование прилагательных с существительными.

   Груша какАЯ? – ЗеленАЯ! МягкАЯ! СладкАЯ!

   Лимон какОЙ? – КислЫЙ! ЖелтЫЙ! СвежИЙ!

   Молоко какОЕ? – БелОЕ! ВкуснОЕ! ПолезнОЕ!

   Игра «Сосчитай-ка»

   Согласование числительных с существительными.

   Вместе с ребенком посчитать пуговицы, карандаши, яблоки... Считать нужно так: «Одна пуговица, две пуговицы, три пуговицы… пять пуговиц».

5. Развитие связной речи

   На мой взгляд, и я думаю, вы с этим согласитесь, самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного (да и младшего школьного возраста) – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим даром.

   Что же такое умение говорить? Казалось бы, ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают рассказать об увиденном, пересказать рассказ или сказку – сразу возникают трудности.  То же самое при описании (а значит и при восприятии) картин. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, несогласованной.

        

   «Загадки-нескладки и загадки-складки»

   Учим малыша придумывать собственные загадки о разных предметах и явлениях – учим описывать предмет. Пусть вначале это будет просто перечисление свойств и качеств, действий. Возможно, уже скоро ребенок начнет рифмовать и сочинять настоящие загадки.

   «Сказки-пересказки»                 

   Поощрять детей к пересказу мультфильмов, рассказов и сказок, интересных    событий.

   «Вечер фантазеров»

   Взрослый предлагает ребенку: «Давай пофантазируем. Если бы я умел летать…» или «Если бы я стал невидимым…» Поощряется размах фантазии, необычность и даже нелепость сюжета.

   Вот несколько вариантов игр для развития речи дошкольника. Поверьте, подобных игр можно придумать великое множество. Возможно, ребенок предложит свои правила игры. Для таких игр совсем не обязательно организовывать специальные занятия. Подарите своему любимому малышу радость общения! Его любознательность, удивительные умозаключения и заразительный смех будут вам лучшей наградой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваем речь, играем, рисуем и поем"(использование интегрированного подхода на коррекционных занятиях по преодолению детьми общего недоразвития речи)

В последнее время тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом встречаются, к сожалению, чаще. Это дети 1, 2 уровня общего недоразвития речи. У таких детей в первую очере...

Советы логопеда по развитию речи ребёнка

Очень важную роль в речевом развитии ребёнка играет семья. Даже если ребёнок большую часть времени проводит в школе-интернате, всё равно основным примером для подражания остаются их родители и близкие...

Буклет "Развиваем речь, играя"

Развитие активной подражательной речевой деятельности очень сложный процесс, так как часто дети со сложными нарушениями отказываются от выполнения упражнений, проговаривания звуков,  слов, слогов...

Развиваем речь,играя

Работая с детьми, я большое внимание уделяю коррекционно-развивающим играм. Для этого я разрабатываю и подбираю различные коррекционно-развивающие игры, направленные на коррекцию различных недостатков...

Консультация для родителей "Развиваем речь, играя"

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе:...

Советы логопеда для развития речи дошкольника

Советы для родителей о развитии речи детей...

Развиваем речь играя.

Развиваем речь играя....