Коррекционная педагогика. Буковская М.Ю. Учебно-развивающее занятие для детей с ТМНР, в том числе с РАС на тему: "Микробы. Борьба с ними"
план-конспект урока (6 класс)

Буковская Марина Юрьевна

Целью данной разработки является создание условий для реализации структурированного подхода в работе на основе практико- ориентированных материалов для обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС на коррекционно-развивающих занятиях. Представляю Вашему вниманию учебно- развивающее занятие для детей с ТМНР, в том числе с РАС на тему: "Микробы. Борьба с ними". Для группы обучающихся ставились свои, индивидуальные задачи и цели, направленные в основном на формирование коммуникативных навыков и умений, а также максимальное использование альтернативной коммуникации (коммуникативная доска общения, PECS, УКК - учебная коммуникативная карта). В данную разработку были встроены также и другие учебные и узкоспециализированные задачи учителя- дефектолога, такие как: разные уровни сложности глобального чтения (весь дидактический материал подписан словами-наименованиями); закрепление ранее пройденных лексических тем; исполнение разных моторных имитаций и эхо-реакций, встроенных в занятие; внедрение и использование дополнительной аугментативной и альтернативной системы коммуникации, обучение навыкам социального поведения и др.

 При этом были разработаны специфические индивидуальные дидактические материалы. Разработка должна помочь так же детям с ТМНР, в том числе с РАС закрепить навыки личной гигиены в сложившихся условиях распространения вирусной инфекции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно- развивающий урок для детей с ТМНР, в том числе с РАС на тему: «Микробы. Борьба с ними»

Разработчик: Буковская М.Ю.

Цель: Создание условий для реализации структурированного подхода в работе с детьми с РАС на основе практико– ориентированных материалов, закрепление навыков гигиены.

Задачи

1. Закрепить навыки гигиены у учащихся;

2. Внедрение и использование дополнительной аугментативной и альтернативной коммуникации PECS  при социальных ответах, комментировании, просьбах (КД – коммуникативные доски);

3. Закрепление навыков глобального чтения;

4. Закрепление навыков социально приемлемого поведения;

5. Закрепление навыков имитации «Делай как я»;

6. Формирование познавательных психических процессов.

Использованные методики, способы и приемы:  терапия сенсорной интеграции; структурирование занятий; создание позитивных рутин; использование элементов АВА терапии на разных этапах занятия (применение иерархии поощрений, зрительная поддержка); использование дополнительной альтернативной коммуникативной системы PECS; методика глобального чтения; разработка индивидуальных дидактических материалов.  

Используемое оборудование: Визуальное расписание занятия, система «сначала – потом», колокольчик, УКК, ИКТ.

Предполагаемый результат: Закрепление навыков использования альтернативной коммуникации, закрепление навыков гигиены и социально приемлемого поведения.

План занятия:

1. Система «Сначала – потом

2. Приветствие

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление знаний, умений, навыков

5. Домашнее задание

6. Конец занятия (система «сначала- потом»)

7. Сюрприз (доска выбора (поощрение))

8. Прощание

Пояснительная записка:

Нарушение формирования коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра является одной из серьезнейших проблем в их адаптации к учебно-воспитательному процессу и жизни в социуме, из этого следует, что работе по формированию данных навыков следует уделять большое количество времени не только на индивидуальных занятиях, но и в процессе урочной деятельности.  В настоящую  разработку были встроены многие учебные и узкоспециализированные задачи учителя – дефектолога, в частности:

1. Разные уровни сложности глобального чтения, все материалы, пособия, участвующие в настоящей разработке подписаны словами-названиями (в данном случае: вирус, микробы, бактерии, маска, мыло и др.);

2. Закрепление изученных ранее лексических тем, например «овощи», «фрукты» и др.;

3. Понимание и исполнение различных моторных имитаций и эхо- реакций, встроенных в урок;

4. Максимальное использование альтернативной коммуникации.

Для каждого из обучающихся ставились свои задачи и цели, направленные на выработку коммуникативных навыков и умений и максимальное использование  АК общения (PECS, КД).

Методические рекомендации:

На слайде 13 презентации представлены шаблоны рисунка, призывающие детей раскрасить их, и, тем самым, закрепить изученный материал;

Слайд 14  напоминает детям, как важно соблюдать средства защиты (не только при широком распространении различных инфекций, но и в обычных условиях), а также учит детей навыкам социального поведения;

Слайд 15 обобщает информацию, полученную на уроке, и еще раз обращает внимание детей на опасность, связанную с микроорганизмами, учит применять эффективные средства защиты против них. Способствует возникновению навыков использования дополнительной аугментативной и альтернативной системы коммуникации;

Слайд 16 позволяет закрепить полученные ранее знания (изученные ранее лексические темы) об овощах, фруктах, витаминах и  способствует формированию навыков использования аугментативной и альтернативной системы коммуникации.  Многие слова упрощены для лучшего понимания детьми, например, слово «градусник», считается более понятными для детей, чем «термометр». Оно чаще употребляется в домашних условиях и чаще встречается в детской литературе (например, Корней Чуковский «Доктор Айболит»). Это же относится и к репликам и инструкциям, применяемым на занятии. Лаконичность текста, почти полное отсутствие местоимений, небольшое использование глаголов, объясняются особенностями детей с РАС, урок построен с учетом этих факторов. Имена детей здесь не приводятся. После каждой озвученной инструкции учитель выдерживает паузу от трех до пяти секунд, для успешной обработки информации обучающимися. Учитель показывает воспитанникам презентацию, дети, в качестве диалоговой формы, формы «обратной связи», используют УКК (учебную коммуникативную карту), на которой воспроизводят действия учителя. Вербальные дети  повторяют все сказанное за учителем, невербальные показывают материал урока на УКК. УКК выдается каждому ученику перед началом занятия, карта не является идентичной для всех, у кого-то она усложнена, у кого-то включает только самые основные пиктограммы.

На парте каждого учащегося, с помощью «липучек», составляется расписание учебного занятия, это делается для того, чтобы учащийся понимал, на каком этапе урока он находится и сколько времени остается до его завершения. «Сюрприз», о котором говорится в начале и конце урока- это поощрение, у каждого ребенка разные предпочтения, при этом используется «доска выбора» (представляет из себя планшет, на котором прикреплены карточки с пиктограммами, на которых изображено то, что любят дети, их предпочтения, из них они выбирают то, что им хочется). У одних -  это выбор любимой «активности» (гимнастический мяч, например, или прыжки на «батуте»), у других это может быть пищевое поощрение. Во избежание проявления нежелательного поведения, для некоторых детей введена дополнительно «жетонная система». Текст на презентации обычно не пишется. Презентация состоит из подписанных рисунков, фотографий и пиктограмм, на которые учитель указывает, обращая внимание ребенка на ту или иную из них, текст озвучивается учителем устно, и может незначительно изменяться в зависимости от условий. В данной презентации текст написан в помощь родителям. На уроке, проведенном в школе, каждый из детей еще и работает у доски, указывая, в зависимости от инструкции, на ту или иную пиктограмму. Это обязательно, потому что при этом отрабатываются не только навыки глобального чтения но и  важные навыки «соблюдать очередность» и «ожидание». Учитель поименно обращается к детям, удерживая их внимание, спрашивая их о том, о чем в данный момент говориться на уроке.

Кроме того урок включает в себя самостоятельную работу детей, раскрашивание картинок по теме урока, составление разрезанного изображения по теме занятия, работа в тетради, где вместе с учителем, дети записывают и проговаривают короткие предложения или просмотр тематических короткометражных мультфильмов. Учитель может остановить ход мультфильма и задать вопросы по теме. Поэтому полный урок длится 40 мин, а представленная запись более короткая, в видео не включены описанные выше факторы, видео составлялось в домашних условиях, так как родители просили помочь разъяснить детям очень сложную тему. Тема о микроорганизмах, бактериях, вирусах,  сложна даже для обычных, нейротипичных детей.

Задачи

Оборудование

Действие

1

Создание условий для повышения положительной учебной мотивации

Доска выбора с активностями

Выбор поощрения

2

Формирование положительных рутин («сначала – потом»);  повторение числового ряда от 1 до 5, соотнесение числа и количества, активизация сенсорных ощущений, развитие  моторики, выполнение моторных имитаций «Делай так!», орг. момент

Карточка «Пальчиковая гимнастика»

Дети повторяют за учителем: - Дружат в нашем классе девочки и мальчики,

 Мы сейчас подружим маленькие пальчики! (пальцы обеих рук соединяем поочередно при счете, сначала мизинцы, потом остальные)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередное соединение пальцев обеих рук)

Начинай считать опять!

Раз,  два, три, четыре, пять! (снова соединяем пальцы)

Мы закончили считать!

3

Закрепление навыков глобального чтения

Развитие коммуникативных навыков и умений

Освоение альтернативной системы PECS

Закрепление основных цветов

Закрепление конкретного смысла сказанного

Развитие пространственного ориентирования

Повторение изученного ранее материала

Презентация

Учебная коммуникативная карта

Карточки на столах «раскрась» (визуальное расписание)

Дети показывают на УКК ту информацию, что учитель доносит до них с помощью презентации. Дети раскрашивают раскраски цветными карандашами, которые просят у учителя с помощью альтернативной коммуникации. Учащиеся повторяют изученные ранее лексические темы: «Части лица человека» (в той части урока, где говорится им, что нельзя трогать лицо: глаза, нос и рот), «Правила гигиены», «Кухонные принадлежности» («посуда» и «антисептические и моющие средства»).

4

Закрепление конкретного смысла сказанного. Отработка навыка «соблюдение очередности» и «ожидание»

Карточки на столах «Работа с доской»

Дети по очереди выходят к доске и соотносят изображение на доске  с инструкцией учителя, остальные делают то же самое сидя за партой, используя УКК.

5

Формирование моторных имитаций «Делая как я», привитие навыка использования социальных форм поведения

УКК

Дети повторяют за учителем (по образцу) и показывают с помощью УКК способы уклонения от контакта с инфекцией (закрываем рот рукой, когда чихаем или кашляем; отворачиваемся и уходим от тех людей, у которых наблюдаются простудные признаки).

6

Расширение и закрепление знаний по изученным ранее лексическим темам

Навык грамматически правильно выстраивать предложения

УКК, презентация

Дети вспоминают ранее изученные лексические темы «Овощи», «Фрукты» и др., работая с УКК (та часть, где рассказывается о пользе овощей, фруктов, витаминов при борьбе организма с инфекцией). Учащиеся по инструкции учителя  при помощи УКК выстраивают простые предложения

7

Формирование положительных рутин «сначала – потом»

Выбранные карточки с поощрением

Подведение итогов урока. Вербальное поощрение. Возвращение к выбранному поощрению.

8

Привитие социальных правил поведения

Расписание (набор карточек на планшете и на парте,  для создания структурированной среды («сначала-потом», жетонная система вознаграждений»))

Окончание урока

В связи с большим ростом заболеваемости вирусными инфекциями:

Урок был задуман в связи с обращением родителей. Озабоченные широким распространением вирусной инфекции, они не могли объяснить детям правила поведения и гигиены в сложившихся условиях. «Мы говорим детям о том, что нельзя трогать лицо, нос, рот, говорим о том, что существует опасный вирус, но не уверены, что дети это понимают».

Микроорганизмы (микробы) собирательное название живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооруженным глазом.

Бактерии – примитивные одноклеточные организмы.

 Вирусы - это мельчайшие организмы, которые могут размножаться только в живой клетке, они выделяются в отдельную группу. Представленная ниже УКК (учебная коммуникативная карта) напомнит «особенным ребятишкам» важность соблюдения личной гигиены и расскажет о самых простых мерах предосторожности в эпидемиологический период и просто в весеннее время, когда иммунитет, как правило, ослаблен.

Ход урока:

Звук колокольчика

1.Система «Сначала- потом» (расписание)

Инструкция: «Сначала заниматься - потом сюрприз!» (доска выбора с активностями)

2.Приветствие

Учитель: Здравствуйте, дети! (поименно обращается к каждому, протягивает им руку с раскрытой ладонью)

Далее пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Учитель: Приготовили руки! Делай как я! (учитель читает стихи, выполняет движения, дети повторяют за ним)

Дружат в нашем классе девочки и мальчики,

Мы сейчас подружим маленькие пальчики! (пальцы обеих рук соединяем поочередно при счете, сначала мизинцы, потом остальные)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередное соединение пальцев обеих рук)

Начинай считать опять!

Раз,  два, три, четыре, пять! (снова соединяем пальцы)

Мы закончили считать!

3. Объяснение нового материала

Работа с учебной коммуникативной картой и презентацией:

Учитель: - На наших руках могут быть микробы - бактерии, вирусы! Они маленькие, их не видно. Их видно  только  в микроскоп. Микробы опасны, от них можно заболеть! (Используется презентация и УКК)

Вопрос: - Микробы могут попасть на  руки?

Учитель: - Если трогать мусор, микробы могут попасть на наши руки?

Ответ: Да!

Учитель: - Если рядом чихают или кашляют,  микробы могут  попасть на нас?

Ответ: - Да!

Учитель: Да, могут! Тогда можно заболеть! У нас поднимается температура, болит горло, болит голова! (Учитель дает детям шаблоны рисунков по изучаемой теме «микробы», которые они должны раскрасить по образцу; учащиеся, при помощи альтернативной коммуникации, просят у учителя карандаши нужного им цвета)

Вопрос:  Дети, можно трогать лицо грязными руками?

Ответ: Нет! (невербальные дети используют УКК, вербальные дети и показывают картинки и проговаривают за учителем)

Учитель: Нельзя трогать лицо грязными руками!

Не трогать глаза!

Не трогать нос!

Не трогать рот!

Микробы опасны!

Учитель: - Что делать, чтобы не заболеть, чтобы остаться здоровыми?

Ответ:– Мыть руки! (используется УКК у невербальных детей)

Учитель: - Нужно мыть руки с мылом?

Ответ: - Да!

Учитель: - Конечно! Нужно мыть руки с мылом! Дети, покажите мне ваши руки. Они чистые?  (дети показывают ладошки)

Учитель:  - Посмотрим на наши ладони! Наши ладони чистые, мы мыли их с мылом!

Вопрос: - Нужно  чистить зубы?

Ответ: - Да! (используется УКК)

Учитель: - Да,  нужно чистить зубы! Во рту могут быть микробы. Нужно умываться! (учитель показывает детям презентацию)

Учитель: - Посуду мыть нужно?

Ответ: - Да!

Учитель: - Да! Посуду нужно  мыть! На ней появляются микробы! Используем моющие средства!

Учитель: - Руки должны быть чистыми всегда, если мы на улице, то будем вытирать их салфетками!

Вопрос: - Если рядом кашляют или чихают, что делать? Надо отвернуться и отойти!

Ответ: Надо отвернуться и отойти!

Учитель: Если ты чихаешь,  закрывай рот ладонью! Вот так! (учитель показывает детям как нужно это делать) Покажите мне, как ты закрываешь рот ладонью, когда чихаешь, когда кашляешь? (поочередно, поименно обращается ко всем).

Учитель: Молодцы! Если болеешь, что будешь делать? Можно выходить из дома?

Ответ: Нет!

Учитель:- Правильно!  Из дома выходить нельзя! Мы вызываем доктора  и ждем его дома. Звоним доктору по телефону! Доктор измерит температуру, посмотрит горло, назначит лечение. А если пойдем в больницу, на прием, наденем маску! (Дети показывают на УКК маску (хотя, в идеале, им нужно попробовать их надеть - это была бы практическая работа)). Когда болеем,  повышается температура,  болит горло! Мы кашляем и чихаем, нос плохо дышит!  Можем заразить других людей! Можно выходить из дома, когда болеешь?

Ответ: -  Нет!

Учитель: - Нет, из дома выходить нельзя! Нужно лечиться. Доктор назначит лекарства, витамины.  Будем есть овощи, фрукты, чеснок! Они полезны, нужны.

4. Закрепление знаний, умений, навыков

Работаем по УКК, составляем простые предложения из двух, трех слов:

Это бактерии. Это вирусы. Это микробы. Это витамины. Я буду есть фрукты. Я буду есть овощи. Я буду принимать витамины. (у невербальных детей проще: Я буду витамины).

5. Домашнее задание:

1. Нарисовать и раскрасить вирус или бактерию;

2. Тренируемся закрывать рот ладонью, как это происходило на уроке;

3. Практическая работа: вымыть руки с мылом;

4. Надеть маску (если она есть) на себя, на любимую игрушку.

6. Поощрение «сюрприз» (доска выбора)

7. Прощание (расписание) Дети, пальчиками играли? (Да!) С доской работали? (Да!) Предложения на картах составляли?(Да!) В тетради писали? (Да!) Звонок. «До свидания!»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

микробы

Слайд 2

На наших руках м огут быть микробы: б актерии, вирусы! Они маленькие, их н е видно! бактерия вирус Грязные руки микробы

Слайд 3

микроскоп лупа микробы Микробы видно в м икроскоп или через лупу. Они опасны, от них м ожно заболеть! Грязные руки

Слайд 4

Когда микробы могут попасть к нам н а руки? Если трогаешь мусор, микробы могут п опасть на твои руки? Если рядом чихают и кашляют, микробы м огут попасть на тебя? Да, могут. Тогда можно заболеть! У нас поднимается температура, болит горло, болит голова. мусор чихание Болит голова Болит горло

Слайд 5

- Нельзя трогать лицо грязными руками! - Не трогать глаза! - Не трогать нос! - Не трогать рот! - Микробы опасны! Грязные руки глаза нос рот микробы

Слайд 6

- Что нужно делать чтобы не заболеть? - Нужно мыть руки с мылом! - Нужно чистить зубы! - Посуду мыть нужно? - Да, посуду мыть нужно! На ней появляются м икробы. Используем моющее средство. Чистить зубы Мыть посуду Моющие средства Мыть руки

Слайд 7

Руки должны быть чистыми всегда. Если мы на улице, то будем вытирать руки салфетками! Если рядом с нами кашляют или ч ихают нужно отвернуться и о тойти! Вытирать руки салфетки чихание кашель

Слайд 8

Если ты чихаешь, то з акрывай рот ладонью, п латком или салфеткой. Вот так! Из дома выходить н ельзя. Нужно вызвать врача! Закрываем рот Закрываем рот платком врач Надеваем маску градусник

Слайд 9

НЕЛЬЗЯ Из дома выходить нельзя! Мы ждем доктора дома! Звоним ему по телефону! Доктор измерит температуру п осмотрит горло, назначит л ечение. болезнь доктор Болит горло градусник

Слайд 10

Когда болеем - повышается температура, болит горло, мы кашляем, чихаем, нос плохо дышит. Можем заразить других людей! Из дома выходить нельзя! Надеваем маску Болит голова кашель нос градусник

Слайд 11

витамины лекарство овощи фрукты чеснок

Слайд 12

ЭТО . ЭТО . БАКТЕРИЯ ЭТО . ВИРУС 5. Пишем короткие предложения: МАСКА Она с пасает н ас от б актерий и вирусов

Слайд 13

это . это . это . Мы в ытираем руки Моем р уки с мылом Надеваем маску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).

В данной работе раскрыты основные этапы работы по стимуляции двигательной вктивности детей с  ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях(уроках)...

Роль взаимодействия служб специального коррекционно-образовательного учреждения при решении задач комплексного сопровождения детей с ТМНР

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами  образования в настоящее время содержание коррекционной работы в нашей школе  направлено на создание системы комплек...

Игровые (адаптированные) упражнения для детей с ТМНР на основе коррекционно-развивающих пособий компании Dusima

В материале описаны  специальные упражнения для  детей с ТМНР  на основе коррекционно-развивающих пособий компании  Dusima....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР)

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 1-4 класс (для детей с ТМНР)...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР

Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....

Презентация коррекционно-развивающего занятия в 5"Б" классе на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

С помощью потешек, веселых стихов и песенок-потешек учащиеся знакомятся с частями тела человека....

Презентация коррекционно-развивающего занятия на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

В презентации, с  помощью  веселых стихов и песенок-потешек, учащиеся знакомятся с частями тела человека....