Сочетание наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio
методическая разработка (5 класс)

Юлия Константиновна Сорокина

В статье раскрывается опыт сочетания наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio в условиях логопедической группы. О данном опыте рассказывается на примере авторских проектов, созданных с использованием программы Мимио. Целью данной работы является оптимизация образовательного процесса и повышение мотивации детей к занятиям. Результатом данной работы является повышение качества образования в соответствии с ФГОС, а также подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучени. грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_sorokina_statya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.К.Сорокина

учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №29

Курортного района,  Санкт-Петербург, РФ

СОЧЕТАНИЕ НАГЛЯДНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ MIMIO        

Учет индивидуальности, неповторимости детства и обеспечение равных стартовых возможностей для каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей - это положения, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Инклюзия - это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование [1, с.152].

Инклюзивное образование в России находится в стадии становления. Не подготовлены не только педагоги, способные обучать детей в образовательных учреждениях в режиме инклюзии, не готов также кадровый состав, который смог бы подготовить специалистов для учреждений образования.

Поэтому педагогам зачастую приходится изобретать что-то на ходу, перестраивать свою работу, искать себе помощников. Таким помощником стали интерактивные технологии МИМИО, с помощью которых расширились возможности педагогов.

Но нельзя уповать только на технику. Надо искать «золотую середину» в использовании данных нам возможностей.

В нашей повседневной работе мы учитываем принципы от простого к сложному, а также принцип формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют в большей степени оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следствие этого, повысить качество образования.

На первых порах мы знакомили детей с доской, правилами работы с ней, порядком использования инструментов программы. От умения ребенка владеть собственной рукой зависит и скорость выполнения задания, и правильность его выполнения, а также бесперебойная работа доски, которая как живой организм очень чутко реагирует на любую команду.

Затем перешли к непосредственно образовательной деятельности.

Подготовка к обучению грамоте – непростое направление работы в дошкольном учреждении даже в группе с одинаковым уровнем подготовленности детей. Что тогда говорить про работу в режиме инклюзии? Когда все чаще в логопедических группах встречаются дети не вполне понимающие обращенную речь вследствие нарушения интеллекта или наличия двуязычия в семье. Что уж тогда говорить о фонетическом анализе и синтезе?

Желание оптимизировать работу над данной темой и повысить интерес детей к этому непростому для них направлению привело нас к мысли о разработке системы занятий по грамоте, которая подразумевает единый подход к изучению всех звуков и букв русского алфавита.

Вследствие наличия проблем в воспроизведении и восприятии речи у дошкольников в ходе образовательной деятельности словесные методы необходимо правильно использовать в сочетании с наглядными и практическими.

Как же мы решаем непростую задачу сочетания словесных, наглядных и практических методов, да еще при образовании детей с разным уровнем подготовленности восприятия?

Например, звуковички, обозначающие изучаемый звук. Они живут в проекте и в планшетах на столах детей (не в современных электронных, а в простых, напоминающих разрезную азбуку времен нашего детства). Один ребенок работает у доски и выставляет заданное сочетание звуков, оречевляя свои действия, остальные дети работают на своих планшетах. Закрепляется зрительный образ звука, умение составлять слоги из звуков с опорой на наглядность.

В ходе проведения игр на изолированное произнесение звука, ребенок самостоятельно выбирает задание (вращая рулетку или открывая листики), анализирует полученный зрительный образ задания и, с помощью голоса, самостоятельно или с некоторой помощью педагога выполняет его.

Задания в играх прочитываются педагогом. Затем, в зависимости от уровня подготовленности детей, либо выполняются детьми сразу, либо, что тоже имеет место, приходится показывать способ выполнения. Иногда представить способ выполнения могут сами дети.

Некоторые задания от имени персонажей, использованных в играх, предполагают выполнение только на слух, без наглядной опоры. Такие задания, конечно же, более сложны для детей, но необходимы для развития слухового восприятия.

При нахождении предметов, в названии которых есть изучаемый звук, ребенок сначала произносит слово, остальные дети проверяют, есть ли заданный звук в данном слове. Затем ребенок на доске передвигает предмет в заданном направлении (в корзину, на полку и т.п.), либо сортирует предметы.

Далее грамматика – составление предложений по выполненному действию. (Бегемоту дам траву. Ослику дам сладкую морковку. и т.п., в зависимости от возможностей детей.). Или составление предложений, как предполагаемое действие. В любом случае детям не просто научиться составлять предложения. Опора на передвигающуюся наглядность ускоряет процесс освоения грамматики.

При закреплении образа буквы дети, по очереди, на доске выкладывают букву из разных предметов. На столах выкладывают из палочек, монеток и пр. (любой материал, приготовленный педагогом).

Домики для гласных и согласных, где каждой букве отводится определенное место. Эти домики расположены в проекте и в тетрадях детей. Ребята сами записывают букву в окошко домика после того, как на занятии познакомились с ней и поиграли (на страничке с клетками можно показать детям, как правильно напечатать букву). Заучиваем правило о том, что звук мы слышим и произносим с опорой на наглядность. Такие домики живут также в группе. Дети, сами того не замечая, запоминают порядок расположения букв в в домиках. И, при ответах на вопросы о буквах, вызывают в памяти зрительный образ расположения букв на этажах.

Развиваем зрительное внимание играми на нахождение спрятавшейся в картинке буквы, подсчетом их. Ребенок должен увидеть букву, сказать, в каком месте увидел, подойти к доске и проверить себя, нажимая на нее.  Правильно найденная буква проявляется красным цветом на черно-белой картинке. В играх на дописывание букв дети восстанавливают «сломанные» буквы.

Игра на штриховку и украшение буквы кружками и квадратиками может показаться совсем легкой, но некоторым детям она сложна. Ребенок работает на доске, остальные в тетрадях в это же время обводят букву по шаблонам. Раскрашивать, штриховать и украшать буквы ребята будут дома.

Во время занятий интерактивная доска позволяет педагогу добиваться того, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые необходимы для восприятия содержания занятия. Учитывая то, что внимание детей непроизвольное и неустойчивое, это немаловажно для обеспечения концентрации внимания воспитанников.

Также огромное значение имеет месторасположение  педагога. Где он стоит и как передвигается относительно доски, влияет на концентрацию внимания и восприятие детей. То, что педагог постоянно говорит, к этому дети привыкли. А вот над тем, где нам лучше всего находится во время работы с доской, наверное, не все задумывались. Дети воспринимают материал с той стороны, с которой стоит педагог. При работе с доской необходимо стоять с левой стороны (если смотреть от детей) от экрана. При работе с проектом приходится выбирать одну из трех позиций пребывания у доски. «Сильная» позиция – педагог располагается лицом к детям. Естественная – педагог расположен под небольшим углом к детской аудитории. Кратковременная позиция – педагог развернулся спиной (на 45О) к детям. Но, выбирая любой вариант, надо помнить, что вы один из наглядных методов в работе с интерактивным оборудованием.

Применение наглядно-практических методов, которые обеспечиваются использованием интерактивных технологий мимио в сочетании с речевым сопровождением взрослого и ребенка, дает детям возможность развития в соответствии с их индивидуальными особенностями. Каждый ребенок продвигается совместно со взрослым с той скоростью усвоения материала, который доступен лично ему. При этом ощущение успешности, которое так необходимо каждому ребенку для наиболее комфортного состояния, а, следовательно, и для всестороннего развития, сопровождает наших воспитанников на всем протяжении обучения.

Список использованной литературы:

1. Пургина Е. И., Философские основы инклюзивного образования в контексте Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическое образование в России. 2014. № 2, с.152.

2.  Использование компьютерных презентаций в коррекционно-логопедической работе ДОУ. Методические рекомендации для практических логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических университетов. Под ред. Федосовой О.Ю., Самара, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования интерактивной доски mimio Studio на уроках математики. Работа в программе «Живая математика».

Учитель школы востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени. Новые информационные развивающие педагогические технологииС их помощью на уроках должны реализоваться такие ...

Разнообразие интерактивных технологий Mimio для предметов гуманитарного и технического циклов

Методические указания по работе с проектом«Волшебный мир музыкальных инструментов». Часть I.Автор проекта – Ефимова Александра Владимировна, учитель музыки ГБОУСОШ №564Адмиралтейског...

Использование интерактивных методов в процессе обучения детей с ОВЗ в массовых классах

Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе – это создание психологически комфортной образовательной среды....

Использование интерактивного оборудования MIMIO на уроках математики и информатики

Описание интерактивного оборудования MIMIO, использование...

Использование интерактивных технологий обучения (в частности приставки Mimio Studio) на уроках химии

Использование проекционной техники, например проектора, экрана и компьютера позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала, то есть в режиме просмотра. Для п...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Применение наглядных, практических и словесных методов воспитания в пространстве школьного музея

В решении воспитательных задач целесообразно использовать пространство школьного музея. В нашей школе – музей «Русское подворье». В воспитательных занятиях используются разные методы...