Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду для 5 класса (Вариант2)
рабочая программа (5 класс)

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа по общеобразовательной области "Хозяйственно- бытовой труд" для 5 класса (Вариант 2). Рабочая программа предназначена для обучения труду и навыкам самообслуживания детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. В соответствии с современной концепцией развития российского образования в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Программа содержит пояснительную записку, примерное тематическое планирование, ожидаемые результаты, календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hbt.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  города Новосибирска

 «Специальная (коррекционная)  школа № 60».

                                                                               

 

Утверждаю

Директор

МКОУ С(К) Ш №60  

        Н.И. Шаяхметова           ___________________

Приказ № __________

«___»_________»201_г.                        

Рабочая программа

по хозяйственно-бытовому

труду

для 5 класса

Программу составил

учитель начальных классов Зеленина Ирина Александровна

на 2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ХОЗЯЙСТВЕННО – БЫТОВОМУ ТРУДУ

Данная программа предмета составлена с учётом общих  целей  изучения курса, определённых нормативной базой:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ф3;

- Федеральный  государственный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г.;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

- СанПиН 2.4.2.3286-15;

- Устав школы;

- Локальные акты образовательного учреждения.

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), второй вариант учебного плана на 2018-2019 учебный год.

 Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Готовит их к самостоятельности в быту.

Данная программа рассчитана на 68 часа письма (2 часа в неделю)

Цель: формирование навыков социально-адаптивного поведения учащихся, повысить самостоятельность в быту.

Задачи:

  • Воспитание положительных личностных качеств обучающихся, а именно: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.
  • Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.
  • Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм:

вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.п.

  • Расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований;
  • Учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды;
  • Расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания;
  • Формировать основы здоровье сберегающего поведения;
  • Работать над коррекцией мотивационной и эмоционально-волевой сферы; корректировать аналитико-синтетические способности, умения делать выводы и обобщения;

Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье

  На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.

  В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

  На уроках детально отрабатываются  все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

  Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу учителю следует проводить с родителями учащихся.

  Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников – умения ухаживать за малышами.

  Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.

Содержание

5 класс (68 часов)

1.Уход за одеждой и обувью.

 Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней.

 Смена одежды и обуви по сезонам.

 Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для  стирки белья.

 Приемы стирки и сушки, мелких вещей: носовой платок, воротничок, носки. Сушка мокрой обуви.

Ежедневное вытряхивание и чистка щеткой своей одежды. Пришивание пуговиц.

2. Уход за жилищем.

Виды жилых помещений: общежитие, квартиры, индивидуальные дома.

Правила поведения в квартире.

Ежедневная, периодическая и генеральная уборка.

Мебель обыкновенная, мягкая, полированная.

Правила ухода за мебелью.

Практическая работа. Участие в подготовке жилого помещения к зиме. Участие в уборке двора зимой. Участие в генеральной уборке жилого помещения. Чистка мебели. Натирка пола.

3. Приготовление пищи.

Повторение и закрепление санитарных и гигиенических требований при приготовлении пищи, указанных в программе 4 класса.

Значение правильного питания для поддержания и укрепления здоровья.

Нормы и режим питания. Основные продукты питания: хлеб, крупяные, мучные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, овощи, фрукты, мясо, рыба. Последовательность в обработке овощей и фруктов: сортировка, мытье. Хранение пищи и продуктов питания.

Практическая работа. Сервировка стола к чаю. Правила накрывания стола к чаю, размещение каждого предмета на столе. Уборка, мытье чайной посуды горячей водой. Просушивание чайной посуды, складывание и хранение ее.

Ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

- основные приёмы работы с различными материалами.

- основные геометрические формы.

Обучающийся должен уметь:

-  выслушивать инструкцию;

- с помощью учителя выполнять работу,

- показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги,

Отслеживание результатов начало (конец) года  заносится в карту наблюдений за динамикой развития по хозяйственно-бытовому  труду. в мониторинг основных умений  и навыков для обучающихся с ОВЗ,   в индивидуальных заданиях, собранных в личных портфолио.

 

Тематическое планирование по хозяйственно-бытовому труду

Тема

Количество часов

Практические работы

Деятельность обучающихся

1

Уход за одеждой и обувью

17

7

Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; подбирают одежду для разных случаев её использования;

объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью;

Учатся отличать одежду для девочек и мальчиков, школьная форму.

2

Уход за домом.

34

2

Подметание пола и удаление пыли со стульев, со столов, подоконников

3

Приготовление пищи

17

10

Поведение во время еды. Различение и называние предметов, необходимых для приёма пищи (ложка, тарелка, чашка). Удерживание (по возможности) ложки, чашки. Использование салфетки во время еды и после приёма пищи по указанию и с помощью педагога.

6

Итого за год

68

19

Хозяйственно – бытовой труд

   №

I  четверть

Дата

      1

Предметы санитарии и гигиены

      2

Уход за одеждой

3

Складывание вещей: постельного (кухонного) белья, предметов одежды

4

Вывешивание одежды на «плечики» 

5

Чистка одежды

6

Обращение с кухонным инвентарем

7

Различие чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды

8

Узнавание (различение) кухонных принадлежностей

9

Различение  чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды

10

Знание моющих средств, специальных чистящих приспособлений для мытья посуды

11

Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Сушка посуды.

12

Раскладывание столовых приборов и посуды. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола.

13

Приготовление пищи. Продукты питания. Узнавание напитков.

14

Узнавание  (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое)

15

Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина, сосиска, сарделька )

16

Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая).

17

Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари).

18

Узнавание кондитерских изделий

19

Различение растений огорода (овощи, пряная зелень), сада (фрукты, ягоды)

20

Знание правил гигиены при приготовлении пищи. Соблюдение техники безопасности на кухне.

21

Чистка овощей. Резание ножом.

22

Нарезание продуктов кубиками

23

Натирание продуктов на тёрке  

24

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда

25

Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата.

26

Соблюдение последовательности действий при приготовлении пирожных

27

Сервировка стола к чаю.

28

Повторение пройденного материала

29

Соблюдение последовательности действий при мытье пола.

30

Уборка стеклянных и зеркальных поверхностей. Мытье стекла (зеркала)  

31

Мытьё панелей, классной доски.

32

Генеральная уборка классной комнаты

33

Соблюдение последовательности действий при проведении генеральной уборки в классе.

34

Уход за обувью

35

Определение необходимости чистки (мытья) обуви

36

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви

37

Знание (различение) средств для чистки обуви

38

Соблюдение последовательности действий при чистке обуви

39

Уход за вещами..

40

Назначение каждого предмета постельного белья

41

Стирка белья

42

П                Подготовка вещей к стирке. сортировка белья по цвету (белое и цветное)

43

Определение необходимости стирки. Ручная стирка

44

Наполнение емкости водой. Замачивание белья

45

Знание  моющих средств. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.

46

Застирывание белья. Полоскание белья

47

Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку 

48

 Соблюдение последовательности действий при  ручной стирке 

49

Уборка помещения.

50

Уборка  с поверхности стола остатков еды и мусора

51

Вытирание поверхности мебели. Мытьё парт

52

Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели

53

Уборка пола

54

Сметание мусора в определенное место. Заметание мусора на совок 

55

Соблюдение последовательности действий при подметании пола 

56

Различение основных  частей пылесоса

57

Подготовка пылесоса к работе

58

Чистка поверхности пылесосом

59

Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом

60

Уборка территории

61

Уборка бытового мусора

62

Подметание территории

63

Сгребание травы и листьев

64

Дежурство в классе

65

Генеральная уборка  классной комнаты

66

Ремонт книг в школьной библиотеки

67

Повторение пройденного материала

68

Закрепление изученного материала.

 

Материально- техническое обеспечение кабинета № 12

 учитель Зеленина И.А  5б класс

1. Материальное

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Шкаф

Парта ученическая

Стулья ученические

Стол учительский

Стул учительский

Доска

Жалюзи

Экран

Зеркало настенное

5

5

10

1

1

1

2

1

1

2. Техническое

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Ноутбук   Аcer

1

3.Учебники -нет

4. Наглядность

Дидактический материал по Социально-бытовой ориентации:

Предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения

Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;

Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения

 Видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов

Семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания

Аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах

Методическая литература:

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта). М., «Просвещение», 2003 г.

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». М., «Владос», 2001 г.
  2. «Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.
  3. «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха» (под редакцией Михаленковой И.А.). СПб, 1999 г.
  4. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». М., 2000 г.
  5. Программа для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). М., «Дидакт», 1997 г.

Кудрина С.В. Окружающий мир 1 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида.-М.: ВЛАДОС, 2009.

Лифанова Т.М. Природоведение 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,2013.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 1 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 2 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

.Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 3 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

.Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 4 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи 1 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида. – М.: АРКТИ, 2005.

Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи 2 класс. Учебник для специальных учреждений VIII вида.. М.: Аркти, 2007.

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром 3 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида. М.: Аркти,2006.

.Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром 4 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида. М.: Аркти,2006.

Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 — 3 класса вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2007

Конышева М.Н.. Методика трудового обучения младших школьников. М.: Академия, 2005

Обучение учащихся 1 — 4 класса вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под редакцией Петровой В.Г. - М: Просвещение 2005

Федченко А.П., Мерзиева Т.Ю. Учимся читать и рисовать. Иркутск, ИГПУ, 2003

3000 примеров по русскому языку, О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, «Просвещение», 2005 г.

 «Проверялочка», 1 класс, О.Д.Ушакова, «Просвещение», 2006 г.

Обучение и увлечение, Агеева С.И., «Дрофа», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд), 5 класс.

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федера...

Рабочая программа по технологии(обслуживающий труд),5 класс

Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) 5 класс

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) 5 класс с с/х работами и к ней календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии - технический труд(5 класс)

В материале представлена пояснительная записка рабочей программмы, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)

 Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...

Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта

Рабочая программа  по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания  в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта...