Коррекционная работа на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ
статья

В этой статье говорится о методах и приёмах, которые можно использовать в работе с обучающимися с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_na_uroke_rya.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Малькова И.А.  Коррекционная работа на уроках русского языка

Малькова Инна Александровна, учитель русского языка

и литературы  ГБОУ школа №487 г. Санкт- Петербурга

Статья на тему:

 

«Коррекционная работа на уроках русского языка»

 

            Как известно, русский язык – один  из трудных предметов в школе, в том числе и  коррекционной.  Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Много  уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется тем, что обучающиеся с ОВЗ имеют   более или менее выраженные  отклонения  в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно быстро поддаются коррекции, другие - сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Учитель русского языка работает совместно с учителем-логопедом, чтобы помочь обучающимся в коррекции устной и письменной речи.

            У большинства детей с ОВЗ отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, снижение слуха, задержка формирования отдельных психических функций. Именно потому, дети особенно нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.

         Моя коррекционная  работа  по русскому языку с обучающимися с    

        ОВЗ направлена на:

– формирование связной речи;

– увеличение пассивного и активного словарного запаса;

– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и  

   фонетического строя речи;

– развитие психических процессов.

      С некоторыми методами  и приёмами, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений, я хочу сегодня с вами поделиться.  Эти  приемы можно применять как на отдельных уроках развития речи, так и на определенных этапах урока. Необходимо дифференцировать задания по уровням сложности, а также по индивидуальным особенностям учащихся.  Приемы рассчитаны на развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя языка  у обучающихся, а также на развитие  памяти, внимания, логики, воображения и т.д.

1. Приём «Кто больше?»

Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова, выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.

Задания:

1. Воспроизведите по памяти в производной последовательности максимальное количество слов из следующего перечня: лошадь, дорога, мост, Петербург, ананас, грузовик, моряк, игрушка.

2. Запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательности, запишите.  Далее составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов. Например, Старая лошадь плелась по проселочной дороге. Добредя до шаткого моста, она приостановилась, чтобы передохнуть, потому что путь ей предстоял долгий – до самого Петербурга.  И т.д.

2. Приём «Реставрация текста».

Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста.  Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.

Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.

              3. Приём «Снежный ком».

      В данном приеме выполняется задание на произвольное построение речевого высказывания. Условия игры на слайде.

        Играть могут как несколько учеников, так и весь класс. Учащиеся вызываются к доске (можно для некоторых отвечать с места). Первый ученик сочиняет первую фразу, являющуюся началом повествования, второй ученик повторяет максимально близко сказанное его предшественником и говорит вторую фразу. Третьему необходимо восстановить по памяти сказанное первым и вторым и добавить свое предложение.

4. Приём «Лингвистическое лото».

Напоминает известную игру в лото: каждому ученику индивидуально, паре или группе выдаются карточки, клетки которых необходимо заполнить по ходу игры; тот, кому это удается сделать первым,  побеждает. С помощью лингвистического лото проверяется знание толкование значений слов и выражений. В ходе игры учитель зачитывает их толкование, если слово угадано правильно, клетка закрывается толкованием.

Можно также играть и в  синонимы.

Карточка № 1: «деликатес» - изысканное, тонкое кушанье; «лотерея» - розыгрыш вещей или денежных сумм по билетам; «презент» - подарок, приношение; «портмоне» - устар. небольшой кошелек; «ревю» - вид театрального представления, состоящего из отдельных номеров, объединенных общей темой; «променад» - устар. прогулка, гулянье, место для гулянья.

5. Приём «Самый длинный рассказ»

Необходимо составить максимально длинный тест, удовлетворяющий какому- либо условию, оговорЁнному с участниками до начала игры.

Задания.

1. Составьте текст, каждое слово начиналось бы с одной буквы алфавита.

2. Каждое предложение с одной и той же буквы алфавита.

3. Рассказ, чтобы новое предложение начиналось с последней буквы предыдущего.

6. Приём «Мозаика».

 Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.

7. Приём «Составляем схему»

          Данный прием особенно интересен и важен для старшеклассников: он оказывает помощь при подготовке к ГИА. Это удачный вариант анализа структурных особенностей текстов разных типов, особенно текстов-рассуждений.

Задание. Прочитайте текст -  рассуждение, разделите его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему

          8. Приём «Кто короче». (Побеждает тот, кто быстрее и успешнее справиться с заданием по сжатию текста.)

      Задание 1. Необходимо применив приемы компрессии текста, предать главное содержание текста.  Побеждает то, кто смог применить три приема компрессии: обобщение, исключение, замена и точно предать мысль текста.

     Задание 2. Передайте основное содержание текста, пользуясь только именами существительными.

     Задание 3. Сожмите содержание текста до одного предложения таким образом, чтобы основная информация была изложена в виде цепочки фактических сведений «кто – что -  где – когда  - как»

           Для развития пространственных представлений ребенка большое значение имеет слух. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств. Предлагаю вам  прием для развития слуха.

 1. Слуховые диктанты для развития памяти и внимания. 

Учитель зачитывает предложение с специальных карточек.

1.Каждое предложение читается громко, четко 1 раз.

2. Обучающиеся нумеруют предложения, каждое записывается с новой строки, затем подсчитывается количество знаков в 1-ом и последнем предложении и отмечается на полях.

3. Проверка – воспроизведение (наличие всех слов, их порядок).

4. Вместе с учителем громко, четко проговаривают каждое слово (орфогр. чтение) и краткий комментарий по трудным орфограммам.

5. Оценку за диктант дети ставят самостоятельно.

Пример карточки №1.

1) Один день год кормит.    17 букв

2) Сосны машут ветвями.

3) Всё расцвело кругом.

4) Голова хвоста не ждёт.

5) За всеми не угонишься.

6) Правда светлее солнца.    19 букв

Пример карточки №10.

1) На узорчатых листьях папоротника сверкает роса.    41 буква

2) Дикий кабан прокладывает тропы в зарослях камыша.    

3) В цирках слонов учат выполнять самые разные номера.

4) Мне подарили очень хорошенького и забавного щенка.

5) Краски для ковров получают из корней диких растений.  44 буквы.

          (Как видите, количество знаков с1-15 предложения увеличилось в больше, чем в 2 раза.)

    Помимо развития речи, памяти, логики и мышления необходимо уделять внимание и коррекции навыков письма.

      Перед вами  технологическая карта методов и приемов коррекционной работы по формированию навыков грамотного орфографического письма у детей с ОВЗ:

  1. речевой слух:
  • орфографическое чтение;
  • чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются    

    благозвучием, музыкальностью;

-   пересказ.

  1. зрительная орфографическая память:
  • работа с различными текстами.
  1. словарная память:
  • различные упражнения по эффективному заучиванию слов;
  • игра «Кто больше скажет (напишет) слов к заданному слову или на заданную тему».
  1. внимание:
  • слуховой диктант;
  • зрительный диктант;
  • списывание.
  1. звукопроизношение:

-    различные виды проговаривания;

  • звукобуквенный анализ;
  • обработка слоговых цепочек слов и целых предложений.
  1. языковое развитие:
  • овладение системой логико - лингвистических определений при выполнении заданий поискового характера;
  • составление предложений, текстов, схем, составление инструкции правилу.
  1. развитие мышления, активизация воображения:

-    разнообразные задания творческого характера;

  • лингвистические игры.
  1. осознанность орфографического письма:
  •   взаимодиктанты;
  • взаимопроверки;
  • составление словосочетаний, предложений, схем, инструкций;
  • орфографический разбор.
  1. техника чтения:
  • выразительное чтение хором;
  • определение темы и главной темы текста;
  • выражение своего отношения к прочитанному;

-    работа над интонацией как показатель понимания текста.

  1. регуляция во время письма:

              каждый пишет столько, сколько может.

     

          Обязательно ведется учет индивидуального уровня развития ребенка.

 

 Для детей с ОВЗ  характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов,  применение индивидуального и дифференцированного подходов, а также многократность повторения важного для запоминания материала. Обязательна наглядность, а также использование  здоровьесберегающих  технологий: проведение динамических пауз и гимнастики для глаз.

Таким образом, создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного процесса, направлено на формирование успешного, социально-адаптивного выпускника. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Коррекционная работа на уроках русского языка

Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом работы является...

Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида

В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно  описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других пр...

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...

Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...

Особенности коррекционной работы на уроках русского языка

показать особенности содержания и структуры урока в классах коррекционного обучения...