Статья «Логоритмика – одно из эффективных направлений работы с детьми в эстетическом воспитании на занятиях музыки»
статья

Лапшина Татьяна Евгеньевна

             Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx20.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Государственное казенное учреждение города Москвы

Цент содействия семейного воспитания «Сколковский»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

«Логоритмика – одно из эффективных направлений работы с детьми в эстетическом воспитании

на занятиях музыки»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Лапшина Т.Е.

Москва, 2018г.

Логоритмика – одно из эффективных направлений

работы  с детьми на музыкальных занятиях

                 Для реализации задач воспитания и обучения детей, важно учитывать особенности интеллектуальной сферы воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: «резкое понижение психического тонуса», негативизм, «ускользание» от внешних раздражителей, невнимательность, психическую пассивность (Н. И. Волохов). Поэтому педагогу, работающему с такими детьми, важно использовать разные способы воспитания и обучения воспитанников, стимулирующие их реакции на внешние раздражители. Одним из таких направлений является использование в процессе воспитания и обучения элементов логоритмики.

               Логоритмика – своеобразная форма игровой терапии; сочетание слова, музыки, движения.

             Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

             Логоритмику можно использовать практически на всех  предметах, включенных в коррекционно-развивающую программу: развитие речи и окружающий мир,  социально-бытовая ориентировка, математические представления и конструирование, развитие графомоторных навыков и письмо, музыка и движение и другие.

                Логоримические упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. Ведущим видом деятельности с воспитанниками в этом направлении являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.).

               Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливает детей к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств педагог знакомит их с попевками или песенками.

             Особое внимание обращается на стимулирование воспитанников к играм на музыкальных инструментах.  Для того, чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт воспитанников, на занятиях  предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: ложки, горшки, трещотки, погремушки, баночки с различным сыпучим материалом (крупой, песком и др.) колокольчики и т. п.

            Занятия, проводимые с использованием логоритмики направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх). Дети обучаются разнообразным ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки: бег по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени; бег по кругу, не держась за руки; бег в разных направлениях; бег с предметом; бег в колонне небольшими группами; бег по кругу с соблюдением дистанции; прямой галоп; подскоки на месте с поворотом вправо и влево и др.

               Музыкальные игрушки, детские (самодельные) музыкальные инструменты также широко используются на занятиях.

                   Большое значение в ходе занятий с использованием логоритмики придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности воспитанников. В процессе воспитательной и образовательной деятельности важно учитывать быструю утомляемость воспитанников, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать детей с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические  упражнения и т. п.

                 Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально-ритмических упражнений  и понимания учащимися. Мелодии песен должны быть простыми, а тексты — ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития детей. Воспитанники, которым трудно воспроизвести всю песню, учатся петь ее по частям.

                  Значительная роль на занятиях с использованием логоритмики отводится вокальным упражнениям: «распевание» на попевках и простых по звукослоговой структуре слов песен. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него. Это направление работы интегрируется с логопедической работой с детьми.

                   Занятия  с использованием логоритмики  имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений воспитанников, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Занятия с использованием логоритмики в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

                       Работа в этом направлении требует оснащения соответствующим психологическим инструментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом, музыкальным сопровождением и т. п. Обязательным условием работы с детьми  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является положительный эмоциональный настрой педагога. В сфере деятельности педагога невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития воспитанников разворачивается очень медленно, тем не менее, нужно учить их испытывать радость от собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. В этой многотрудной работе педагогу следует запастись терпением и адекватно оценивать свои усилия, методически грамотно проводить анализ своей деятельности.

 

                                      Список литературы

Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В.Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: СОЮЗ, 2004.

Гаврилушкина О. П.Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. — М.: ДРОФА, 2010.

Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.

Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Природные явления и объекты / Худ. Е. Резниченко. — М.: ООО «Книголюб», 2004.

Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.

Забурдяева Е., Перунова Н.Посвящение Карлу Орфу: Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. — Вып. 1. «Движение и речь». — СПб.: Невская нота, 2008.

Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Липакова В. И.Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер цена, 2003.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.

Пак Чжэ By.Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2001.

Светлова И. Е.Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. JI. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. JI. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2007.

Сорокова М. Г.Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.

Татаринцева А. Ю.Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2007.

Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. JI. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. — СПб.: КАРО, 2009.

Ушинский К. Д.Воспитание человека: Избр. / Авт. вступ. ст. С. Ф. Егорова. — М.: Карапуз, 2000.

Фребелъ Ф.Будем жить для своих детей / Сост., предисл. Л. М. Во- лобуева. — М.: Карапуз, 2001.

Хилтунен Е. А.Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2009.

Шипицына Л. М.Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Игровые технологии как одна из эффективных форм работы с детьми подросткового возраста.

Игра – это превосходный способ заставить учащихся активно работать на уроке  и во внеурочное время.  Это идеальная возможность расслабиться после трудного  рабочего дня. Разве можно при...

Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.

Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства. Но для  детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей с...

Логоритмика - одно из эффективных направлений работы учителя с обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью

В данной статье раскрывается использование логоритмики в работе с обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями в развити...

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности – одно из приоритетных направлений работы гимназии в условиях обновления образования

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности – одно из приоритетных направлений работы гимназии в условиях обновления образованияВ последнее время внимание государства, пр...