Конспект группового занятия по развитию связной речи. Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы».
план-конспект

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

  • развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.

ЗАДАЧИ

Коррекционно - образовательные:

  • дать детям представление о людях разных профессий;
  • пополнить и активизировать словарь детей по данной теме;
  • формировать способность к грамматическому оформлению речи (словосочетаний, фраз в монологической и диалогической речи), учить составлению и употреблению в речи сложноподчиненных предложений, учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
  • отрабатывать навык составления описательного рассказа о людях разных профессий, используя мнемотаблицу (план – схему).

Коррекционно – развивающие:

  • развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
  • развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, логического мышления;
  • развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь;
  • развивать умение работать с мнемотаблицами;
  • развивать память, восприятие, внимание.

Коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности;
  • воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.


 

ОБОРУДОВАНИЕ

демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;

мнемотаблица к стихотворению «Повар»; картинки к игре «Четвертый лишний»; мнемотаблица для составления описательного рассказа о людях разной профессии; мяч.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть

 

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы наше занятие началось, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадки, назови профессии».

Логопед. Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты?

Дети. Продавец!

Логопед. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

Дети. Доктор (врач)!

Логопед. Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает?

Дети. Пожарный!

Логопед. Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет?

Дети. Шофер!

Логопед. Кто дружен с феном и расческой, и делает модные прически?

Дети. Парикмахер!

Логопед. Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты?

Дети. Повар!

Логопед. Кто построит нам квартиры, школы, садик, магазины?

Дети. Строитель!

Логопед. Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает?

Дети. Милиционер!

Логопед. Кто научит считать и читать, многое знать и красиво писать?

Дети. Учитель!

Логопед. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

 

  1. Основная часть

 

1)Сообщение темы занятия

Логопед. Ребята, как вы поняли, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о людях разных профессий, и составлять рассказы о них.

Логопед. Но для начала, посмотрим какое стихотворение мы с вами можем рассказать с помощью таблицы.

Посмотрите на таблицу внимательно (на слайде) и повторите за мной все слова из этого стихотворения.
 

«Повар»


 

Ходит

повар

в колпаке,

с поварешкою

в руке.

Он готовит

Нам

обед:

кашу, суп и винегрет.

Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

 

2) Выполнение лексико – грамматических упражнений

1. Игра «Кому, что нужно для работы?»

Логопед. Замечательно, ребята. Скажите, а какие инструменты нужны повару для работы?

Дети. Половник, кастрюли, сковородки, тарелки.

Логопед. А сейчас давайте подумаем, какие инструменты и рабочие принадлежности нужны людям разных профессий. У каждого из вас на столе лежит карточка с изображением инструмента. Возьмите свои карточки и скажите, кому необходим в работе этот инструмент.

Дети отвечают полным предложением, кому этот предмет нужен:

- Градусник нужен доктору, чтобы мерить температуру у пациентов.

- Ножницы нужны парикмахеру, чтобы подстригать людей и т.д.

 

2. Игра «Кто внимательнее?» («Четвертый лишний»).

Логопед. А теперь, ребята, посмотрим, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на картинку (на слайде), кто здесь нарисован?

Дети. На картинке нарисован повар.

Логопед. Подумайте, какой предмет не нужен этому человеку?

Дети. Лишний предмет градусник, краски.

Логопед. А почему?

Дети. Градусник нужен доктору, краски художнику и т.д.

Дети отвечают полными предложениями.

3.Физминутка

Мы в профессии играли

В миг мы лётчиками стали! (поднимают руки в стороны)

В самолёте полетали!

И шофёрами вдруг стали! («держат руль», крутят в стороны)

Руль теперь в руках у нас.

Быстро едем в первый класс!

А теперь на стройке мы кладем ровно кирпичи. (имитируют движения)

Раз кирпич и два, и три,

Строим дом мы, посмотри! (руки над головой домиком)

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

бесшумно приседают опустив руки.

 

4.Игра с мячом «Кто, где работает?»

Логопед. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Кто, где работает?» Я буду бросать вам мячик, и спрашивать, кто и где работает, а вы в ответ, будете возвращать мне мячик с правильным ответом.

Логопед бросает мячик со словами: «Где работает… учитель, повар, строитель, доктор, продавец парикмахер, пожарный, шофер, милиционер, воспитатель, швея?»

Дети (отвечают на вопросы полным ответом и бросают мячик логопеду):

Швея работает в ателье.

- Учитель работает в школе.

- Строитель работает на стройке.

- Повар работает на кухне (в столовой, в ресторане, в кафе).

- Пожарный работает в пожарной части.

- Продавец работает в магазине.

- Полицейский работает в полиции.

- Доктор работает в больнице.

- Воспитатель работает в садике.

- Парикмахер работает в парикмахерской (в салоне красоты).

 

3) Работа с мнемотаблицей

Логопед. Ребята, как я вам уже говорила, сегодня мы будем составлять рассказы о людях разных профессий. Мы с вами уже много узнали о них, теперь нужно составить красивый рассказ. Посмотрите на таблицу(на слайде). Давайте рассмотрим все квадраты в таблице. О чем мы будем говорить в первом квадрате?

Дети. В первом квадрате мы будем говорить о человеке, о его профессии и т.д.

1. Название профессии.

2. Место работы.

3. Форменная одежда.

4. Что нужно для работы.

5. Что человек делает на работе.


 

 

Образец рассказа:

Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер носит фартук, чтобы не испачкаться в краске для волос. Для работы парикмахеру нужны ножницы, расческа, фен, бигуди, краска для волос. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые прически.

Логопед. А теперь ребята, выберете для себя человека какой-нибудь профессии и расскажите о нем, используя нашу помощницу – таблицу.

4) Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемотаблицу.

5) Завершение занятия. Анализ детьми рассказов своих товарищей.

6) Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svyaz_rech.docx57.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по развитию связной речи.

Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

  • развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.

ЗАДАЧИ

Коррекционно - образовательные:

  • дать детям представление о людях разных профессий;
  • пополнить и активизировать словарь детей по данной теме;
  • формировать способность к грамматическому оформлению речи (словосочетаний, фраз в монологической и диалогической речи), учить составлению и употреблению в речи сложноподчиненных предложений, учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
  • отрабатывать навык составления описательного рассказа о людях разных профессий, используя мнемотаблицу (план – схему).

Коррекционно – развивающие:

  • развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
  • развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, логического мышления;
  • развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь;
  • развивать умение работать с мнемотаблицами;
  • развивать память, восприятие, внимание.

Коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности;
  • воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.


ОБОРУДОВАНИЕ

демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;

мнемотаблица к стихотворению «Повар»; картинки к игре «Четвертый лишний»; мнемотаблица для составления описательного рассказа о людях разной профессии; мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы наше занятие началось, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадки, назови профессии».

Логопед. Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты?

Дети. Продавец!

Логопед. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

Дети. Доктор (врач)!

Логопед. Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает?

Дети. Пожарный!

Логопед. Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет?

Дети. Шофер!

Логопед. Кто дружен с феном и расческой, и делает модные прически?

Дети. Парикмахер!

Логопед. Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты?

Дети. Повар!

Логопед. Кто построит нам квартиры, школы, садик, магазины?

Дети. Строитель!

Логопед. Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает?

Дети. Милиционер!

Логопед. Кто научит считать и читать, многое знать и красиво писать?

Дети. Учитель!

Логопед. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

  1. Основная часть

1)Сообщение темы занятия

Логопед. Ребята, как вы поняли, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о людях разных профессий, и составлять рассказы о них.

Логопед. Но для начала, посмотрим какое стихотворение мы с вами можем рассказать с помощью таблицы.

Посмотрите на таблицу внимательно (на слайде) и повторите за мной все слова из этого стихотворения.

«Повар»


hello_html_4fd83481.png

Ходит

повар

в колпаке,

с поварешкою

в руке.

Он готовит

Нам

обед:

кашу, суп и винегрет.

Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

2) Выполнение лексико – грамматических упражнений

1. Игра «Кому, что нужно для работы?»

Логопед. Замечательно, ребята. Скажите, а какие инструменты нужны повару для работы?

Дети. Половник, кастрюли, сковородки, тарелки.

Логопед. А сейчас давайте подумаем, какие инструменты и рабочие принадлежности нужны людям разных профессий. У каждого из вас на столе лежит карточка с изображением инструмента. Возьмите свои карточки и скажите, кому необходим в работе этот инструмент.

Дети отвечают полным предложением, кому этот предмет нужен:

- Градусник нужен доктору, чтобы мерить температуру у пациентов.

- Ножницы нужны парикмахеру, чтобы подстригать людей и т.д.

2. Игра «Кто внимательнее?» («Четвертый лишний»).

Логопед. А теперь, ребята, посмотрим, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на картинку (на слайде), кто здесь нарисован?

Дети. На картинке нарисован повар.

Логопед. Подумайте, какой предмет не нужен этому человеку?

Дети. Лишний предмет градусник, краски.

Логопед. А почему?

Дети. Градусник нужен доктору, краски художнику и т.д.

Дети отвечают полными предложениями.

3.Физминутка

Мы в профессии играли

В миг мы лётчиками стали! (поднимают руки в стороны)

В самолёте полетали!

И шофёрами вдруг стали! («держат руль», крутят в стороны)

Руль теперь в руках у нас.

Быстро едем в первый класс!

А теперь на стройке мы кладем ровно кирпичи. (имитируют движения)

Раз кирпич и два, и три,

Строим дом мы, посмотри! (руки над головой домиком)

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

бесшумно приседают опустив руки.

4.Игра с мячом «Кто, где работает?»

Логопед. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Кто, где работает?» Я буду бросать вам мячик, и спрашивать, кто и где работает, а вы в ответ, будете возвращать мне мячик с правильным ответом.

Логопед бросает мячик со словами: «Где работает… учитель, повар, строитель, доктор, продавец парикмахер, пожарный, шофер, милиционер, воспитатель, швея?»

Дети (отвечают на вопросы полным ответом и бросают мячик логопеду):

Швея работает в ателье.

- Учитель работает в школе.

- Строитель работает на стройке.

- Повар работает на кухне (в столовой, в ресторане, в кафе).

- Пожарный работает в пожарной части.

- Продавец работает в магазине.

- Полицейский работает в полиции.

- Доктор работает в больнице.

- Воспитатель работает в садике.

- Парикмахер работает в парикмахерской (в салоне красоты).

3) Работа с мнемотаблицей

Логопед. Ребята, как я вам уже говорила, сегодня мы будем составлять рассказы о людях разных профессий. Мы с вами уже много узнали о них, теперь нужно составить красивый рассказ. Посмотрите на таблицу(на слайде). Давайте рассмотрим все квадраты в таблице. О чем мы будем говорить в первом квадрате?

Дети. В первом квадрате мы будем говорить о человеке, о его профессии и т.д.

1. Название профессии.

2. Место работы.

3. Форменная одежда.

4. Что нужно для работы.

5. Что человек делает на работе.


hello_html_7b16dbce.gifhello_html_mcd14365.gifhello_html_3ac76ca7.gifhello_html_m1278ba.gifhello_html_m76727f38.gif

Образец рассказа:

Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер носит фартук, чтобы не испачкаться в краске для волос. Для работы парикмахеру нужны ножницы, расческа, фен, бигуди, краска для волос. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые прически.

Логопед. А теперь ребята, выберете для себя человека какой-нибудь профессии и расскажите о нем, используя нашу помощницу – таблицу.

4) Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемотаблицу.

5) Рефлексия. Анализ детьми рассказов своих товарищей.

6) Итог занятия.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе

Тема: Земля – это  наш общий дом, место жизни, людей, животных, растений....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группы на тему "Профессии. Кем быть?"

Данное открытое занятие подводит итог работы по реализации авторской программы на тему "Развитие связной речи старших дошкольников посредством приёмов мнемотехники". Дети  с помощью пиктограмм со...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Логопедическое занятие по развитию лексико-граммаических категорий и связной речи. Тема: Составление творческого рассказа по стихотворению С.В.Михалкова "Мой щенок" с пересказом произошедших событий от другого лица.

Цель: развитие связной речи и лексико-грамматических категорий путём использования элементов технологий «пересказ стихотворного текста своими словами», «пересказ произошедших событий...