Коррекционные приёмы с использованием ИКТ на уроках математики для детей с ОВЗ
статья

Применение ИКТ на уроках математики делает урок более разнообразным, запоминающимся, доступным.  Прививает интерес обучающихся к изучаемому материалу, раскрепощает самого ребёнка, учит его быть более терпимым к другим детям, их успехам и неудачам,  повышает на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные приёмы с использованием ИКТ на уроках математики для детей с ОВЗ 

Учитель начальных классов

 МБОУ «Школа-интернат №8»

Заиграева И.Г.                                                        

     В условиях современного образования, обучающихся с ОВЗ можно встретить в любом классе общеобразовательной школы.  

  У обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти  у детей снижена вербальная память (способность человека запоминать любую текстовую информацию), страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность-это 

1) слабая ориентировка в запоминаемом материале; 2)затруднён поиск и выделение соответствующего материала; 3) группировка элементов; 4) установление межгрупповых связей. Если у ребёнка наблюдается нарушение речи, то связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития  проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Таким обучающимся присуще и некоторое отставание  в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают  при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Указанные особенности в развитии детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Поэтому я хочу поделиться методами и приёмами, которые я использую на уроках математики.

Работа должна строиться в таких направлениях:

-  индивидуальный подход;

-предотвращение утомляемости;

-система поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;

-доступность и наглядность материала;

-систематическое повторение материала;

- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

-использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций;

Для таких целей я использую работу с интерактивной доской, презентации, образовательную мультимедийную продукцию «Кирилл и Мефодий».

Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление. Результат задания виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране. Обучающийся может проверить себя, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, всегда можно вернуться обратно.

Презентации имеют многоплановый характер использования, это и изучение нового материала, и закрепление пройденного. Особенно это полезно тем учащимся, которые пропустили урок или плохо его усвоили.

Они повышают детскую активность на уроке, помогают ребёнку раскрепоститься, не бояться своих ошибок.

Работа с интерактивной доской способствует развитию мелкой моторики, координации движения, помогает ребёнку правильно ориентироваться в пространстве,  предусматривает творческое использование материалов, на доске можно менять текст, цвет, передвигать предметы, добавлять музыку, гиперссылки к другим мультимедийным файлам, позволяет сохранять записи.  Всё это увеличивает интерес к обучаемому предмету, развивает возможности детей.

Ситуация успеха на уроке зависит ещё и от того, как учитель сам владеет компьютером. Учитель сам должен хорошо знать содержание демонстрируемого материала, работать в правильном темпе, вовлекая в учебный процесс своих учеников.

Если идёт демонстрация презентации, то ученики не должны превращаться только в пассивных зрителей, педагог должен вовлекать в этот процесс обучающихся, задавать вопросы, просить порассуждать, сделать выводы. А потом подвести итог на экране.

Применение ИКТ позволяет активизировать познавательную деятельность на разных этапах урока:

Для настроя обучающихся на урок:  игровые слайды, ребусы.

На этапе проверки знаний:   устный счёт, математические диктанты, тесты, карточки с заданиями.

На этапе приобретения новых знаний:   использование презентаций, видеоуроков.

У обучающихся с ОВЗ чаще всего пассивный словарный запас, слабо развито воображение. При решении задач, дети часто просто не представляют, то о чём говорится в задаче. Поэтому, использование разъяснительных слайдов с картинками, облегчают  ребятам понимания текста задачи, расширяют их мыслительные способности и способствуют положительному результату.

Большое разнообразие физминуток, позволяет детям снять напряжение урока, отдохнуть, расслабиться, восстановить энергию, проявить свою индивидуальность. Различные офтальмотренажеры являются эффективным методом профилактики заболевания органов зрения, а также развивают внимание, быстроту переключаемости с одного объекта на другой.

Нельзя забывать и о социальном статусе многих детей с ОВЗ. Нередко это малообеспеченные, неблагополучные семьи, в таких семьях часто нет компьютеров, ребята только понаслышке знают о возможностях интернета. Поэтому школа является единственным местом, где дети могут увидеть работу компьютера, получить возможность самостоятельно  поработать с ним. Для таких детей использование  ИКТ на уроках особенно ценно.

Применение ИКТ на уроках математики делает урок более разнообразным, запоминающимся, доступным.  Прививает интерес обучающихся к изучаемому материалу, раскрепощает самого ребёнка, учит его быть более терпимым к другим детям, их успехам и неудачам,  повышает на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики

В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...

Приёмы работы с учебником на уроках математики.

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит пер...

Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернате 1вида.

Применение ИКТ на уроках математики при обучении неслышащих детей....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для детей с ОВЗ.

Использование информационно-коммуникационных технологийна уроках математики для детей с ОВЗ.Возможности компьютера могут  быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:·...

Приёмы технологии правополушарного рисования, на уроках ИЗО для детей с интеллектуальными нарушениями.

Получить положительные результаты в развитии и воспитании  различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующи...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.

В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....

Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ»

Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ» ...