Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» 4 класс.
календарно-тематическое планирование

Ананьева Рая Галимьяновна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya_4_kl.docx65.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

 «Коррекционно-развивающие занятия» , 4 класс, ФГОС (2 вариант)

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
  3. Учебно – тематический план
  4. Содержание программы

   5. Календарно – тематическое планирование

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Пояснительная записка. 

Программа «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,

Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).

Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).

Годового календарного учебного графика

Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.
При умственной отсталости. нарушено формирование всех сторон речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Нарушения развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей. 
Цель коррекционных занятий – обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи : 
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка; 
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения; 
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков; 
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка; 
- развитие познавательной активности; 
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации. 

Методические приемы

- артикуляционная гимнастика;
- красочная наглядность;
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки; 
- различные коррекционные, дидактические игры;
- физминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- работа с тетрадью;
- обогащение и уточнение словаря.
 Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные

- обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные

- уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.


Основные направления коррекционной работы. 
1. Совершенствование движений сенсорной деятельности
• Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
• Развитие артикуляционной моторики; 
• Развитие ритма
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
• Развитие зрительной памяти и внимания;
• Развитие слухового внимания и памяти; 
• Развитие фонетико-фонематических представлений. 
3. Развитие основных мыслительных операций
• Формирование навыков относительного анализа; 
• Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); 
• Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
• Развитие комбинаторных способностей. 
4. Развитие различных видов мышления
• Развитие наглядно-образного мышления; 
• Развитие словесно-логического мышления. 
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям). 
6. Расширение и обогащение словаря. 

2.Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

  • положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
  • положительная динамика развития когнитивной сферы;
  • отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся;
  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
  • совершенствуется фонематический слух;
  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие мышления;
  • социализация учащихся.

Класс

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

4 класс

-знать предметы по заданным признакам; по словесному описанию, по одному элементу;

-знать людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

- знать временные понятия: части суток,

 

- сравнивать предметы по внешним признакам;

 - классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- выражать свои чувства и распознавать чувства других

-различать противоположно направленные действия и явления;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве и времени;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

3.Учебно – тематический план

№ п/п

Раздел

Основные задачи

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Развитие восприятия, воображения.

Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины. Совершенствование восприятия формы. Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Закрепление временных понятий. Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз и пальцев рук. Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, представление словесного отчета.

19

7

12

2

Развитие внимания, памяти.

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно 2-х и 3-х действий. Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков – символов.

22

8

14

3

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуру с нахождением 2 -3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия 1 группы фигур (или понятий) от другой. Задачи аналитического типа. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. Выявление закономерностей и продолжение орнамента по образцу. Словесная закономерность. Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путем рассуждений с опорой на схему. Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек. закрепление понятий «справа- слева», «вверх-вниз».

27

11

16

Итого:

68

26

42

4.Содержание программы учебного курса

Название раздела

Цели

Краткое описание направлений

Развитие восприятия, воображения.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Тактильно-двигательное восприятие.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Восприятие пространства.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Восприятие времени. Развитие мыслительных операций.

Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений.

Развитие внимания, памяти.

Развитие познавательной активности учащихся, коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве. Формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения.

Игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации. Формирование точности и целенаправленности движений и действий, навыков общения.

Задания и игры на развитие зрительно-моторной координации, восприятие времени, развитие пространственно-временных отношений, развитие слухового восприятия и слуховой памяти; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, тактильно-двигательное восприятие, развитие обоняния, эмоций.

5.Календарно - тематическое планирование «Коррекционно-развивающие занятия» 4 класс

№ п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть-16ч

1

Различные временные понятия.  

1

сезоны

Разделение различных временных понятий.

Работа с «Дневниками наблюдений»

Коррекция временных понятий.

2

Времена года.  

1

признаки

Уточнение представлений о свойствах и признаках времён года. Представление об их признаках, продолжительности, чередовании.

Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи.

3

 Месяцы.  

1

явления

Уточнение представления о месяцах, их погодных особенностях. Дидактическая игра «Природные, погодные явления».

Формирование понимания последовательности событий.

4

 Типы, виды и формы календарей.  

1

календарь

 Формирование представления о течении времени, календарях, частях суток. Работа с календарем.

Развитие мыслительных операций.

5

 Части суток.  

1

сутки

Называть продолжительность частей суток, внешние признаки. Сюжетно-ролевая игра «Утро»

Развитие долговременной памяти.

6

 Временные понятия «вчера, сегодня, завтра»  

1

планирование

Уточнение представления, понятий: вчера, сегодня, завтра. Обучение планированию действий на ближайшее будущее.

Формирование понимания последовательности событий.

7

 Понятия «прошлое, настоящее, будущее»

1

представление

Уметь мысленно представлять события из прошлого, настоящего, будущего. Составление рассказа по картинкам.

Развитие мыслительных операций.

8

 Планирование действий на ближайшее и далёкое будущее.

1

будущее

Учиться планировать  действия на ближайшее и далёкое будущее. Сюжетно-ролевая игра «Выходной день»

Активизация, коррекция зрительного восприятия.

9

Увеличение объема внимания и наблюдательности. Словесная игра «Угадай по описанию».

1

описание

Уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему. Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»

Воспитание внимательного отношения к окружающему миру

10

Увеличение уровня распределения внимания. Игра «Делай по заданию».    

1

действие

Закрепить упражнение «Обратный счет» Уметь выполнять  два различных действия одновременно.

Коррекция внимания и развитие наблюдательности.

11

Ориентирование в пространстве в подвижных играх.

1

ориентировка

Уметь ориентироваться  в пространстве в подвижных играх, используя инструкцию педагога.

Развитие внимания, умения ориентироваться.

12

Ориентирование на листе бумаги.

1

право-лево

Уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией.

Развитие  моторики, пространственного восприятия.

13

Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги.

1

местоположение

Уметь определять местоположение предмета, рисунка на листе бумаги.

Развитие зрительной  памяти.

14

Развитие зрительной памяти. Дидактическое задание «Нелепицы».                                                                          

1

нелепица

Уметь запоминать и воспроизводить содержание картины, ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»

Развитие свойств внимания: концентрации, распределения, устойчивости.

15

Развитие ассоциативной памяти. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».  

1

закономерность

Уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду, составить ассоциативный ряд для запоминания.

Развитие зрительно- моторной координации.

16

Развитие мыслительных навыков: классификация. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

1

предметы

Уметь видеть главное, существенное для отнесения предмета к какому-либо виду. Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу

Развитие зрительно- моторной координации.

2 четверть-16ч

1

Развитие мыслительных навыков: обобщение. Дидактическая игра «Классификация предметов».

1

обобщение

Найти общий признак объектов и дать обобщенное название.

Коррекция интеллектуального развития.

2

Причинно-следственные отношения.Дидактическое задание «История в картинках».

1

история

Уметь рассказать по опорным словам, найти причину заданных событий.

Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи.

3

Развитие логического мышления. Игра-соревнование «Как это можно использовать?»

1

соревнование

Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции; опосредовать свою деятельность речью.

Формирование понимания последовательности событий.

4

Развитие внимания. Дидактическая игра «Найди отличия».              

1

отличие

Уметь ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам.

Развитие мыслительных операций.

5

Развитие внимания. Дидактическая игра «Что не дорисовано?»

1

изображение

Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению.

Развитие долговременной памяти.

6

Развитие внимания. Дидактическая игра «Что не дорисовано?»..

1

сюжет

Учить нахождению недостающего по родовой принадлежности, используя набор карточек.

Формирование и развитие умения анализировать.

7

Развитие словарного запаса и общей осведомленности. Дидактическая игра «Знание названий предметов».

1

название

Уметь давать полное описание объектов и явлений, правильно называть предметы. Уметь рассказать по опорным словам, найти причину заданных событий.

Коррекция внимания, памяти.

8

Развитие словарного запаса и общей осведомленности. Словесная игра «Угадай по описанию».

1

описание

Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью.

Формирование понимания последовательности событий.

9

Развитие восприятия. Дидактическая игра «Разложи по порядку»

1

порядок

Уметь раскладывать предметы по порядку. Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью.

Развитие мыслительных операций.

10

Развитие творческого воображения. Упражнение «Волшебный круг»

1

творчество

Научить быть внимательным и понимать смысл некоторых безречевых инструкций, действовать в соответствии с ними.

Активизация, коррекция зрительного восприятия.

11

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления. Составление плоскостных геометрических фигур.

1

фигура

Уметь составлять  плоскостные геометрические фигуры по образцу, по инструкции.

Формирование и развитие умения анализировать ситуацию.

12

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

1

детали

Уметь группировать  предметы, одинаковые по цвету, используя серии сюжетных картинок.

Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез.

13

Различение форм предметов. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1

форма

Уметь группировать  предметы, одинаковые по форме, используя  наглядный геометрический материал.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

14

Различение форм предметов. Дидактическая игра «Собираем ёлочку»

1

иголки

Уметь различать  формы  предметов, целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью.

Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи.

15

Различение форм предметов. Узнавание предмета по его отдельным частям.

1

часть

Уметь узнавать  предметы по его отдельным частям.

Совершенствование мелкой моторики, воспитание аккуратности.

16

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

1

изображение

Уметь дорисовывать  незаконченные изображения знакомых предметов.

Совершенствование мелкой моторики, коррекция внимания.

3 четверть-19ч

1

Цветовой спектр. Смешение цветов.

1

цвета

Дидактическая игра «Цвет настроения», рисунок красками.

 Развитие мелкой моторики, мышления.

2

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

1

узор

Уметь узнавать  предмет  по словесному описанию, опосредовать свою деятельность речью.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

3

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?»

1

оттенки цвета

Уметь различать и обозначать основные цвета, опосредовать свою деятельность речью.

Коррекция внимания, воображения, речи.

4

Сравнение двух предметов. Узнавание предмета по одному элементу.

1

сравнение

Уметь сравнивать два  предмета, узнавать предметы по одному элементу.

Коррекция внимания, воображения, речи.

5

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

1

части фигуры

Уметь моделировать  геометрические фигуры из составляющих частей по образцу.

Коррекция внимания, речи. Развитие мелкой моторики, мышления.

6

Восприятие цвета. Клякса. Дидактическая игра «Повтори узор»

1

клякса

Учатся делать кляксы, повторять узор по образцу.

Формирование и развитие умения анализировать.

7

Восприятие формы. Дидактическая игра «Соедини, чтоб получился рисунок»

1

рисунок

Уметь соединять точки, чтоб получился рисунок; целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью.

Развитие творческих способностей, воображения.

8

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

1

признаки

Учатся нахождению отличительных и общих признаков двух предметов.

Развитие и коррекция зрительного, слухового, тактильного восприятия.

9

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Дидактическая игра «Какой детали не хватает»

1

фигуры

Учатся нахождению отличительных и общих признаков двух предметов.

Развитие внимания, памяти, воображения, знания геометрических фигур.

10

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Дидактическая игра «Я все знаю»

1

узор

Учатся нахождению отличительных и общих признаков двух предметов; опосредовать свою деятельность речью.

Коррекция наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.

11

Развитие слухового восприятия Выделение и различение звуков окружающей среды.

1

звуки

 Выделение и различение звуков окружающей среды: стон, звон, шелест листьев, скрип снега, гудение, жужжание.

Коррекция слуховых анализаторов.

12

Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Узнай на слух»

1

слух

Уметь по звучанию предметов определить, что находится в коробке.

Коррекция слуховых анализаторов.

13

Развитие зрительной памяти. Нахождение отличий на наглядном материале.

1

внимание

 Уметь находить отличия на наглядном материале, сравнение двух картинок.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

14

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

звуки

Уметь по звучанию предметов определить, что находится в коробке.

Коррекция наблюдательности, памяти.

15

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «В чем отличие?»

1

нелепица

Уметь ответить на вопросы по картинке,  вспоминая  прослушанный рассказ.

Развитие и коррекция зрительного, слухового,  восприятия.

16

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что неправильно нарисовал художник?»

1

художник

Учатся находить «ошибки художника»; опосредовать свою деятельность речью.

Формирование и развитие умения анализировать.

17

Различение наложенных изображений предметов.

1

различение

Различение наложенных изображений предметов ,5-7 изображений.

Нахождение нелепиц на картинках.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

18

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1

запоминание

 Уметь рисовать по памяти, опосредовать свою деятельность речью.

Коррекция связной речи.

19

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

1

память

Уметь находить главные признаки предметов, опосредовать свою деятельность речью.

Коррекция связной речи.

4 четверть-17ч

1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Повтори узор»

1

пара

Уметь рисовать узор по памяти, по инструкции педагога.

Развитие мыслительных операций, мелкой моторики.

2

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Сделай так же»

1

картинка

Уметь составить последовательность из картинок по памяти, по инструкции педагога.

Развитие мыслительных операций.

3

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Лабиринт»

1

лишний

Уметь двигаться по лабиринту, по показу учителя.

Развитие мыслительных операций.

4

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Расположи верно»

1

карточка

 Уметь группировать  предметы, одинаковые по размеру, используя набор тактильных карточек.

Коррекция интеллектуального развития.

5

Работа в технике рваной аппликации.

1

форма

Уметь работать  в технике рваной аппликации по образцу.

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.

6

Сгибание бумаги. Оригами.

1

оригами

Уметь сгибать бумагу, используя  наглядный  материал.

Развитие и коррекция зрительно-моторной координации.

7

Графический диктант.

1

предмет

Графический диктант: по показу, зрительный и на слух.

Развитие мыслительных операций.

8

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

одинаковые

Уметь обводить  контуры  предметных изображений, штриховать в разных направлениях.

Развитие и коррекция слухового восприятия.

9

Математическая раскраска.

1

образец

Научить быть внимательным и понимать смысл некоторых безречевых инструкций, действовать в соответствии с ними.

Формирование и развитие умения анализировать.

10

Работа с пластилином.

1

стека

Работа с пластилином: раскатывание, скатывание, вдавливание.

Развитие мыслительных операций, мелкой моторики.

11

Лепка «Овощи»

1

сходство

Продолжить обучение приемам работы с пластилином.

Коррекция психомоторных и сенсорных процессов.

12

Определение на ощупь величины предмета. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

ладошка

Определение на ощупь величины предмета: большой — маленький— самый маленький.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

13

Развитие внимания. Дидактическая игра «Самые внимательные»

1

мячик

Научить быть внимательным и понимать смысл некоторых безречевых инструкций, действовать в соответствии с ними.

Формирование и развитие умения анализировать.

14

Развитие внимания. Дидактическая игра «Что в коробке?»

1

коробка

Учить детей угадывать по характерным признакам, что в коробке.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

15

Игры с сюжетной мозаикой.

1

детали

Закреплять умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на соотношение признаков.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

16

Конкурс загадок.

1

отгадка

Отгадывать загадки, предлагать свои загадки.

Развитие мыслительных операций.

17

(68)

Упражнение «Волшебные картинки».

1

картинка

Упражнение- как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

Развитие мыслительных операций.

                     

 

 6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.
  2. Зак А.З. Развитие умственных  способностей младших школьников. М., 1994г.
  3. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.
  4. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
  5. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.
  7. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
  8. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
  9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
  10.   Возрастная психология: краткий курс лекций /М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. – М.:Издательство Юрайт, 2013
  11.  Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь,2008
  12. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000
  13. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-еизд.; доп.и перераб. – М.: Глобус,2007
  14. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Изд.3-е без изменений. – Волглград: Учитель,2006
  15. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,техники /О.Н.Истратова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,20013
  16. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  17. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
  18. Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  19. Эмоции и воля . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  20.  Психологические рисуночные тесты: Илюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003

Методическое обеспечение

Интернет- ресурсы и ЦОР : региональная коллекция ЦОР.

Материально-техническое оснащение:

технические и электронные средства обучения:

  • Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
  • Телевизор, CD/DVD –проигрыватели.
  • Мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи.
  • Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
  • Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские песенки
  • Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр.
  • Кисти художественные.
  • Фломастеры.
  • Карандаши цветные.
  • Краски акварельные.
  • Гуашь.
  • Ножницы.
  • Клей канцелярский.
  • Бумага для рисования (А1,А3,А4).
  • Картон цветной.
  • Бумага цветная.
  • Пластилин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) ...

Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант

Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

laquo;Развитие психомоторики и сенсорных процессов» по индивидуальному учебному плануЦель- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Обучение, об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 3 КЛАСС И/О

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ад...