«Специфика деятельности учителя-дефектолога в составе ПМПК»
методическая разработка

Л.В.Михайлова

      В методической разработке представлены  основные направления деятельности учителя-дефектолога  в рамках ПМПК, методики, используемые для диагностического обследования детей различных возрастов,  дан образец представление по результатам обследования учителем-дефектологом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Демидовская территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

Методическая разработка

на тему:

«Специфика деятельности учителя-дефектолога

в составе ПМПК»

Подготовила: учитель-дефектолог ТПМПК

Михайлова Лариса Викторовна

     В ситуации введения  Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, варианта, формы и  режима реализации образовательной программы очень важным становится мнение  и результаты оценки особенностей ребенка учителем-дефектологом. Основная задача учителя - дефектолога на ПМПК – определить общую осведомленность, обученность и, соответственно, обучаемость ребёнка.

     В сферу деятельности учителя-дефектолога ПМПК входит решение следующих вопросов:

- оценка объема имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков, их соответствие возрасту и ступени обучения;

- выявление, по возможности, основных причин затруднений в обучении и развитии ребенка;

- в сложных случаях проведение дополнительного углубленного дефектологического обследования ребенка;

- разработка рекомендаций о специализированных формах обучения и воспитания детей;

 - консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии;

- просвещение населения по вопросам, находящимся в сфере компетенции учителя-дефектолога ПМПК.

       Обследование обучающихся проводится с использованием диагностических пакетов для комплексной диагностики в условиях ПМПК.

     Будучи ограниченным во времени, дефектолог может предлагать ребенку задания не из всего арсенала диагностических материалов, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их, а также анализируя в сфере решения собственных задач результаты обследования ребенка другими специалистами.

    При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария учитель-дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, родителей, на психолого-педагогические характеристики (при наличии), собственную первичную диагностическую гипотезу. Обращается внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер взаимодействия с предметами, на адекватность поведения, на включение ребенка в ситуацию обследования и целенаправленность деятельности.

     При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребёнка в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).  Это достигается предложением заданий разной сложности,  оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе их выполнения.

      Обученность у дошкольника определяется соответствием знаний, умений,  навыков и представлений, которыми владеет ребенок, уровнем развития игровой и продуктивной деятельности возрастным показателям. Такие показатели заложены в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.    При обследовании дошкольника обязательна игровая форма предъявления методик и приемов.

       В процессе обследования детей дошкольного возраста дефектолог определяет:

1) соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления об окружающем возрасту;

2) степень отставания или опережения в сформированности ЗУН и представлений, соотнеся их с усредненными возрастными показателями;

3) является ли отставание/опережение равномерным или парциальным;

4) возможности и условия обучения ребенка.

     У ребенка учитель-дефектолог обязательно оценивает:

• сформированность элементарных математических представлений;

 • уровень развития конструктивной деятельности;

• уровень развития мыслительных операций (группировка, обобщение, классификация, сравнение, способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей).

     В процессе  предъявления заданий учитель-дефектолог выявляет, как ребенок принимает задание, как справляется с ним, необходима ли помощь, каков характер и объем этой помощи. Анализируется сформированность представлений об окружающем мире и о себе, уровень развития пространственной ориентации (восприятия), зрительно моторной координации, графической деятельности, общей и мелкой моторики, речи.

Обученность у детей  школьного возраста  определяется соответствующей программой обучения.

     В ходе обследования учитель-дефектолог определяет:

1. Соответствуют ли знания по основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика) требованиям программы, по которой ребенок обучается.

2. Степень усвоения программы: усвоена программа в достаточном объеме, усвоена не полностью или частично, не усвоена.

3. Есть ли знания за предыдущие года обучения. Если ребенок учится в первом классе и программный материал не усваивает, учитель-дефектолог оценивает сформированность предпосылок к школьному обучению.

4. Возможности и необходимость создания специальных условий обучения ребенка.

     На ПМПК должны быть представлены рабочие тетради по основным предметам. Анализируя их, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики.

     Диагностическое обследование рекомендуется начинать с математики. Выявляется уровень сформированности навыка счёта и счетных операций в соответствии с классом обучения, соблюдая принцип «от сложного к простому». В процессе дефектологического обследования целесообразно предложить ребёнку текстовую арифметическую задачу. Задача предлагается с теми числами, которыми ребенок оперирует. Текст задачи ребенок читает вслух.

     По результатам выполнения этого задания можно судить об уровне развития математического мышления, оценивая способ решения задачи и учитывая объем оказываемой помощи.

     В процессе выполнения этого задания можно сделать предположения об уровне развития навыка чтения: соответствует ли он потребностям обучения, может ли ребенок прочитать текст самостоятельно или с помощью, оценить, насколько ребенок понимает прочитанное и ориентируется в тексте задачи.

    Степень усвоения программы по русскому языку учитель-дефектолог может оценить, анализируя тетради и используя данные обследования логопеда.

    Если ребенок не усваивает программный материал по основным предметам, необходимо определить обучаемость ребенка. Для этого дефектолог предлагает выполнить  задания,  аналогичные  тем,  которые  ребенок  выполнял  с    помощью

педагога.

   Задания, которые предлагаются ребенку, должны соответствовать его возможностям. Если ребенок не справляется с ними, то ему предлагаются более простые задания.

   Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

     По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.

    При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать. 

     Важно оценить уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо выявить, какого типа инструкция понятна детям (вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная), учесть способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы

     Условно можно выделить три уровня обучаемости:

- достаточный уровень обучаемости. Ребенок понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений;

- недостаточный   уровень   обучаемости.   Ребенок   понимает  смысл  задания,   но

нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.

- низкий уровень обучаемости. Ребенок самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. "перенос" фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически "не помнит", для их выполнения снова требуется весь объем помощи.

   По результатам обследования учитель-дефектолог заполняет протокол и делает вывод о степени усвоения программного материала (обученности ребенка) и дает заключение об уровне обучаемости ребенка. А при коллегиальном обсуждении заключения – совместно с другими специалистами определяет программу обучения ребенка, ее особенности и условия реализации.

    Одним из наиболее сложных и для дефектолога, и для всех остальных специалистов ПМПК является обследование детей с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) по типу ДЦП. Диагностическое обследование с этими нарушениями в условиях ПМПК производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся дополнительных сенсорных нарушений или особенностей.

    Прежде,  чем предложить ребенку стандартный набор диагностических методик, дефектолог должен оценить (сам, если первым включается в работу с ребенком, посредством  наблюдения  за  действиями  других  специалистов -  если  решено, что

сначала ребенка обследуют другие):

• уровень развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики;

• устойчивость зрительного контакта и зрительного внимания;

• сформированность графических навыков (или возможность их сформировать);

• степень нарушения/сформированности пространственной ориентации, пространственно- временного восприятия.

     Диагностический материал должен быть достаточно крупным, ярким, контрастным,

не иметь много мелких деталей. Картинки не ламинируются, так как гладкая поверхность бликует и создает помехи для восприятия.

     Учитывая уровень развития мелкой моторики, дефектолог может изменить форму выполнения задания, например, вместо «положи числа по порядку» - «покажи числа по порядку» и т.п.

     При оценке уровня развития графо-моторной деятельности, следует учитывать, что дети с подобными нарушениями не способны освоить каллиграфическое письмо. Главным критерием становится разборчивость письма. Размер строки и клеточки для каждого ребенка определяется индивидуально и зависит от двигательных возможностей ребенка, остроты зрения, наличия/отсутствия нистагма, астигматизма.

     Пространственные нарушения у детей с НОДА по типу ДЦП заложены в саму структуру дефекта. Поэтому при обследовании следует  определить степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия. В процессе выполнения логических заданий (нахождение логических последовательностей и связей) необходимо помогать ребенку: показать, где должна лежать первая картинка, начертить вертикальную красную линию на листе, обозначающую начало и т.п.

      Дефектолог совместно с логопедом оценивает выраженность нарушений речи (разборчивость речи), возможность и целесообразность вербальной формы обследования.

     При отсутствии речи, при грубых нарушениях произносительной стороны речи, когда речь малопонятна, вполне возможно провести обследование в невербальной форме. Ребенок отвечает на вопросы в письменном виде на листе бумаги или с использованием компьютера (ноутбука, планшета, мобильного телефона).  В случае  если ребенок не владеет письменной речью или пишет (печатает) медленно, дефектолог предлагает ему задание «ПОКАЖИ». Например, «покажи зеленый предмет», «покажи большой зеленый предмет»; «покажи НЕ большой и НЕ зелёный предмет», «покажи лишний предмет» и т.д.

     Предлагая подобные задания, необходимо помнить, что дети с ДЦП значительно лучше воспринимают изображения, расположенные на вертикальной поверхности, чем на горизонтальной. Поэтому сначала нужно показать картинки по одной доске или держа их в руке вертикально, а затем уже положить парту перед ребенком. Картинок не должно быть много и лежать они должны на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы ребенок мог точно показать ту, которую он выбирает. Если остаются сомнения в том, какая именно картинка из двух была выбрана, возьмите их в правую и левую руку и попросите показать еще раз.

   Если ребенок читает, для диагностики можно использовать карточки со словами «ДА, «НЕТ», если не читает – карточки-символы, например, белая карточка и черная соответственно, как «ДА» и «НЕТ». Необходимо убедиться, что ребенок правильно прочитал или правильно понял (запомнил) символы.

     Можно использовать и другие символические изображения, например математические знаки «+» и «-» для понимания смысла задачи: если в задаче нужно узнать «сколько всего?», что будешь делать, складывать или вычитать, какой знак используешь?

     Для обследования ребенка должны выбираться диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения, что позволит оценить как уровень обученности, так и предположить (предложить) формы обучения и развития доступных видов деятельности. Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как техническую (физическую), так и организующую, стимулирующую, обучающую.

    По итогам обследования учителем-дефектологом дается заключение, отражающее уровень обученности (сформированности доступных видов деятельности) и обучаемости ребенка. Затем совместно с другими специалистами определяется программа обучения ребенка, ее особенности и условия реализации.

  Следующая группа обследуемых в ПМПК, нуждающаяся в особом подходе - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Следует учитывать, что обследование ребенка с РАС в связи с его особыми поведенческими и эмоциональными сложностями желательно проводить одному специалисту - тому, кто смог установить с ребенком контакт. Задания должны предлагаться ребенку таким образом, чтобы другие члены ПМПК могли оценить интересующие их сферы развития ребенка. При этом крайне важно учитывать психоэмоциональные особенности и потребности детей этой категории, в связи с которыми следует соблюдать следующие правила:

- ребенку нужно время для адаптации и ориентации в пространстве кабинета;

- количество и объем диагностических заданий определяется с учетом психической и

физической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;

- инструкцию следует сопровождать доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной), поскольку имеются трудности слухового восприятия;

- необходимо создавать ребенку ситуацию успеха.

     Для тяжелых вариантов обсуждаемого расстройства практически невозможно использовать какие-либо инструментальные методики, стимульные материалы, в том числе, входящие в состав примерных пакетов. В этом случае остается только метод наблюдения и отдельные методики пакетов для соответствующего возрастного диапазона, а в случае интеллектуальной недостаточности - для более младшего возраста.

     Таким образом, деятельность учителя-дефектолога ПМПК многогранна и многолика. Она направлена на оказание помощи ребенку, родителям, специалистам. Ведь каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорить любые высоты.

Методики и задания, используемые дефектологом

при обследовании младших дошкольников (3 - 5 лет)

- Исследование предметно-практической деятельности.

- Сюжетно-процессуальная игра.

- Ориентировка в схеме тела.

- Исследование общей и мелкой моторики.

- Узнавание реалистических изображений

- Сюжетные картинки (понимание действий)

- Оценка уровня общей осведомленности

- Представления о цвете.

- Представления о форме.

- Представления о величине.

- Элементарные количественные представления.

- Анализ продуктов деятельности.

Методики и задания, используемые дефектологом

при обследовании старших дошкольников (5 - 7 лет)

- Беседа (выявление представлений об окружающем мире):

- Предметное окружение

- Социальное окружение (семья)

- Природный мир, времена года

- Выявление представлений о сенсорных эталонах (сгруппируй картинки)

- Представления о цвете, форме, величине

- Построй из палочек

- Разрезные картинки

- Понимание скрытого смысла (картинки)

- Ориентировка в пространстве

- Ориентировка на листе бумаги

- Исследование графических навыков (Рисунок человека)

- Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений

- Анализ продуктов деятельности ребенка

- Готовность к школе (сформированность графических навыков, зрительно-моторной координации)

- Готовность к школе (сформированность произвольного поведения)

Примерный пакет диагностических методик для проведения

диагностики учителем-дефектологом детей младшего школьного

возраста (от 7 до 11 лет)

- Беседа: представления об окружающем

- Понимание скрытого смысла текста

- Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок

- Анализ продуктов деятельности ребенка

- Обследование знаний учащихся по математике (первая половина учебного года: 1 класс)

- Обследование знаний учащихся по математике за 1 класс.

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс)

- Обследование знаний учащихся 1 класса по русскому языку

- Самооценка учебных успехов и "зоны незнания" (со 2 года обучения)

- Обследование знаний учащихся по математике (2 класс)

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (2 класс)

- Обследование знаний учащихся по математике (3 класс)

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (3 класс)

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (4 класс)

- Обследование знаний учащихся по математике (4 класс)

- Сформированность познавательных учебных действий.

Примерный пакет диагностических методик для проведения

диагностики учителем-дефектологом детей среднего школьного

возраста (от 11 до 15 лет)

- Самооценка учебных успехов и "зоны незнания"

- Сформированность познавательных учебных действий

- Аудирование

- Диктант

- Грамматическое задание

- Литературное чтение

- Обследование знаний учащихся по математике за 5 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 6 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 7 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 8 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 9 класс

Представление по результатам обследования учителем-дефектологом

Ф.И.О. ребенка:                                                                        Дата обследования:

Дата рождения:                                                                         Возраст: 

Трудности в развитии: ребенок с нарушениями слуха/ зрения/ ТМНР/ НОДА/ ЗПР/ЗРР/ ЗПРР/ аутичный/ УО (ИН)/ нарушение эмоций и поведения

Особенности контакта:

Знания и представления об окружающем: соответствуют возрасту / ограничены /                        не соответствуют возрасту/ искажены/ выявить не удалось

Понимание инструкции: 

Характеристики деятельности/действий:

Мотивация деятельности: мотивирован / недостаточно мотивирован / не мотивирован.

Целенаправленность деятельности: деятельность целенаправленная / отдельные целенаправленные действия со стимулированием / нецеленаправленные действия/ отказ
от деятельности.

Продуктивность деятельности: продуктивная/ низкопродуктивная/ непродуктивная.

Сенсорные эталоны: сформированы/ несформированы/ сформированы частично

Пространственно-временные представления: сформированы/ несформированы/ сформированы частично

Предметно-практическая и конструктивная деятельность: использует зрительное соотнесение / целенаправленные пробы / нецеленаправленные пробы / хаотичные действия / отказ от деятельности

Специфика продуктивной деятельности: действует самостоятельно/ с помощью / стереотипные действия / манипуляции

Качество мыслительных процессов:

Способность к обобщению, суждению: сформирована, недостаточно сформирована/ трудности вербализации/ крайне низкая

Логические связи и отношения: устанавливает/ не устанавливает

Причинно-следственные связи: понимает и устанавливает/ устанавливает с помощью/ не устанавливает

Понимание скрытого смысла: понимает/ по наводящим вопросам/ после объяснения/ не понимает

Уровень освоения содержания обучения (обученность): освоен/ освоен не в полном объеме/не освоен

Испытывает трудности в освоении (указать образовательные области):

Обучаемость:

Помощь: принимает/ избирательно/ не принимает

Характер помощи: стимулирующая/ организующая/ направляющая (подсказка)/ обучающая (полный показ-объяснение)/ все виды помощи

Способность переноса на аналогичные задания: переносит/ частично/ не переносит

Математические представления:

Счет в пределах    ______     осознанный / механический / не считает

Соотнесение цифры, числа и количества: соотносит/ соотносит с ошибками / не соотносит

Выполняет счетные действия в пределах__________

Вычисляет: «в уме»/ на бумаге/ использует калькулятор/ использует таблицы (зрительную опору)/ на пальцах/ не может

Решение арифметических задач - простые, косвенные, составные: самостоятельно / с помощью / не решает

Знание таблицы умножения: знает /с ошибками/ не знает

Обучаемость по математике: достаточная / недостаточная/ грубо нарушена

Исследование знаний и умений по русскому языку (письму):

Навык каллиграфического письма: сформирован; сформирован недостаточно; не сформирован; находится в стадии формирования

Навык письма под диктовку:  сформирован/ сформирован частично/ не сформирован

Навык списывания текста: сформирован/ сформирован частично/ не сформирован

Выполнение грамматических заданий: выполняет самостоятельно/ выполняет с помощью/ допустимо выполнение  некоторых грамматических заданий/ не может самостоятельно выполнять грамматические задания

Характерные ошибки:

Уровень сформированности навыков чтения:

Навык чтения:  сформирован, не сформирован, находится на стадии формирования

Способ чтения: побуквенный, послоговой, побуквенно-слоговой, целыми словами, сложные слова по слогам

Качество чтения (правильность, выразительность, осознанность): (правильность – грамматически правильное, грамматически неправильное/  выразительность – чтение выразительное, недостаточно выразительное, чтение невыразительное/ осознанность – смысл прочитанного понимает, смысл прочитанного не осознает, нарушено понимание прочитанного);

Характер ошибок: 

Пересказ: самостоятельный/ полный/ последовательный/ по наводящим и уточняющим  вопросам/ после повторного прочтения/  упрощенный/  фрагментарный

Оценка результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки): соответствуют возрасту/ не в полной мере/ не соответствуют/  недоступны

Дефектологическое заключение: имеющиеся ЗУН (обученность) (соответствуют, отстают, выражено отстают) от возрастной нормы; обучаемость  

****Достаточная обучаемость. Ребенок понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его при оказании незначительного объема организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений.

****Недостаточная обучаемость. Ребенок понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.

****Низкая обучаемость. Ребенок самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически «не помнит», для их выполнения снова требуется весь объем помощи.

В создании специальных условий получения образования: нуждается / не нуждается

Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АООП):

Рекомендуемый вариант адаптированной образовательной программы: первый / второй / третий / четвертый

****Первый: уровень обученности и обучаемости позволяет усваивать общеобразовательную программу при наличии дополнительной помощи

****Второй: уровень обученности и обучаемости требует снижения уровня сложности программы

****Третий:  уровень обученности и обучаемости не позволяет получать цензовое образование

****Четвертый: уровень обученности и обучаемости минимален, нуждается в обучении по СИПР

Рекомендации:

Учитель-дефектолог: ________________ (Л.В. Михайлова)

Литература

  1. Алгоритмизация и технология деятельности учителя-дефектолога в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: учебно-методическое пособие / автор-сост.: К. Г. Федорова. – Ханты-Мансийск, АУ «Институт развития образования», 2016.
  2. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии // Дефектология.-2001. - №6 - с.66-94.
  3. Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в Российской Федерации. – М.: РИТМ, 2016 .
  4. «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования», /Под общ. Ред. М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2017.
  5. Психолого-медико-педагогическая консультация [Электронный ресурс]: метод. рекомендации / [авт.-сост. Л. М. Шипицына, М. А. Жданова]. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога...

Презентация "Специфика деятельности учителя-дефектолога ЦПМПК"

В презентации определены направления работы, отражено содержание деятельности учителя-дефектолога центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Представлены методы педагогического обследования...

Деятельность учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической комиссии

В ситуации введения  Федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, варианта, формы и...

«Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»

Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме: "Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ."Повышение качества образо...