«Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»
консультация

Савенкова Ирина Валериевна

Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_defektologa_v_shkole.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании.

Тема: «Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»

Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы.

Задачами учителя-дефектолога является формирование и развитие у ребенка всех психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи, воображения, а также моторики, в соответствии с возрастными показателями.

Коррекционный процесс в нашей школе строится с учетом проведенной диагностики и состоит из индивидуальных и подгрупповых занятий. Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года и в конце.

В конце учебного года проводится повторная диагностика с целью выявления эффективности проведенной коррекционной работы.

Хочу отметить основные направления индивидуальной коррекционной работы:

       1 «Развитие мелкой моторики». Основным направлением является развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то возникают трудности со связной речью.

       2 «Формирование пространственно-временных представлений». Изучаются ориентировка в своем теле, в пространстве и на плоскости. Формируются временные понятия: части суток, времена года, месяцы и дни недели, понятия «вчера, сегодня, завтра».

       3 «Умственное развитие». Самое большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, воображение, память, мышление.

        4 «Формирование представлений о предметах и явлениях» или сенсорное развитие. В этом направлении корригируются и формируются такие представления как цвет, форма, размер предметов. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.

        5 «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и, конечно, дефектолог не обходит его стороной.

         Основная задача познавательного развития детей – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает.

           Так же занятия повышают уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, речь, представления.

Проводятся занятия и по развитию элементарных математических представлений.

При отборе содержания и методов обучения математике учитываю возрастные особенности и особенности психического развития ребенка. На каждом возрастном этапе с детьми провожу работу по следующим направлениям:

- величина

- форма

- цвет

- количество и счет

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени.

Какова же роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития детей?

Хотелось бы поговорить об этом. Какова же роль семьи, родителей?

         Не надо думать, что все проблемы исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима непрерывная, систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми, с семьёй.

Очень важно, чтобы мы с вами работали слаженно в комплексе психолого – педагогических мероприятий.

Это заключается в:

1. Единстве требований к ребенку.

2. Контроле за выполнением заданий.

3. Помощи в оформлении тетрадей, альбомов и других дидактических материалов.

          Задания должны быть прочитаны и понятны ребенку. Но! Не выполняйте задания за ребенка. Если ребенок устал, делите задание на несколько частей. Будьте терпимы и наблюдательны к своему ребенку. При выполнении домашних заданий не ругайте, не срывайтесь на ребенка. Не оказывайте давления, если что – то не получается. Это все естественно и это будет, в силу характеристики развития психических процессов ребенка.

             Очень хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в коррекции и преодолении нарушений развития Ваших детей!

Преемственность в работе семьи и школы осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Работа учителя-дефектолога в МБОУ школе № 8 в условиях ФГОС.

Основные цели, задачи и направления  деятельности учителя- дефектолога с детьми с ОВЗ и учащимися с низким уровнем школьной мотивации в условиях школы....

Выступление «Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной школе»

Выступление «Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной школе»...

Отчет о проделанной работе учителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М. за 2021-2022 учебный год

Отчет о проделанной работеучителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М.за 2021-2022 учебный год...

Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме: "Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ."Повышение качества образо...