Представление собственного педагогического опыта
материал

Тишина Вера Петровна

Тема  моего педагогического опыта «Формирование связной устной  речи у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением современных педагогических технологий, как способ социализации и адаптации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта

Тишиной Веры Петровны

учителя  ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Тема  моего педагогического опыта «Формирование связной устной  речи у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением современных педагогических технологий, как способ социализации и адаптации»

  • Дата рождения: 27.04.1969 г.
  • Профессиональное образование: учитель  и логопед специальной (вспомогательной) школы, МГПИ  им. М. Е.  Евсевьева,  диплом ЦВ №102693, дата выдачи 01.07.1992 г.
  • Стаж педагогической работы: 33 лет
  • Общий трудовой стаж: 33 лет
  • Наличие квалификационной категории-высшая: 
  • Дата последней аттестации:  13.06.2016 г.

Актуальность проблемы.

Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной устной речи, поиск новых соответствующих способов и приёмов, методов, форм и средств развития речевой деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).    

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и разговор. Речь ребёнка с нарушением интеллекта, с самого начала развивается с патологией, формы расстройства речи разнообразны и поддаются коррекции с большим трудом и малыми результатами. Обучающиеся затрудняются использовать имеющиеся у них знания  на практике. Особенно тяжело становится детям, проживающих в детских домах, после окончания школы. Так как  жизнь детей-сирот ограничена  контактами с внешним миром - нарушается возможность приобретения навыков собственного опыта и включения в жизнь общества.  Дети должны самостоятельно, не опираясь на поддержку близкого человека, найти и выбрать в разных жизненных ситуациях тот путь, который соответствует существующим в обществе социальным нормам.   Именно от накопленного словарного запаса, развития связной устной речи молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным сотрудником.

Основная идея.

Формирование связной устной речи у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением современных педагогических технологий, способствующих формированию мыслительной деятельности, овладению школьной программой, улучшению межличностного общения, социализации и адаптации, обучающихся в общество.

 Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной устной речи  способствует преодолению речевого недоразвития, обогащению словарного запаса. Поэтому необходимо создавать условия для  речевой деятельности детей, общения и выражения своих мыслей.

Организация образовательного процесса является более успешной, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы современные образовательные технологии, новые подходы к совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Именно от активности и интереса к обучению  зависит динамика речевого развития ребенка, в дальнейшем и его адаптация в социуме.

Теоретическая база опыта.

Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Б. Ф. Ломова, В. В. Богословского, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

В работе применяются исследования Л. В. Занкова и М. Ф. Гнездилова, которые основаны на рассказах по серии сюжетных иллюстраций. Ребенок обучается размышлять, учась говорить, однако он кроме того и совершенствует речь, обучаясь мыслить. Речь помогает ребёнку устанавливать взаимосвязи с окружающими людьми, регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием формирования личности.

Новизна.

Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением современных педагогических технологий по формированию связной устной речи, создание условий  мотивации и психологического комфорта, системы методов, приемов, средств обучения направленных на развитие речевых и неречевых функций каждого ребенка.

Технология опыта.

На современном этапе модернизации образования является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Поэтому значимым в работе учителя, по формированию связной устной речи, является создание соответствующих условий с целью возникновения у детей потребности говорить. Применять все необходимые современные педагогические технологии, чтобы дети научились последовательно излагать  мысли, знания, желания, научились опираться на свои силы и возможности.

В своей работе выдвигаю две основные задачи:

- Как представить знания, чтобы они лучшим образом были восприняты учениками.

- Поднимать уровень развития речи обучающихся.

В практике соблюдать следующие условия:

  • усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность  речевого процесса;
  • вносить элементы случайности в подаваемый материал, предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия;
  • оптимально сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения;
  • вводить  прием сравнения по разным параметрам описания;
  • применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с неоднократным повторением и закреплением пройденного материала;
  • преподносить доступно, эмоционально, опираясь на личный опыт ребенка материал и создавать условия для его сознательного восприятия.

 Практика показывает, важным в формировании речевой деятельности является степень его новизны. На уроке создаю эффекты, ситуации, которые привлекают внимание обучающихся и дают потенциал к общению, мыслительной деятельности. Информация дается небольшими порциями, постоянно повторяется. На уроках сообщая новый материал, ввожу новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, опираюсь в уже сформировавшийся лексический фонд, чтобы ранее освоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти. Пробуждаю интерес обучающихся пользоваться этими словами, так как пассивный запас представляется всего лишь подспорьем для пассивной речи, с целью осознания, а активный запас слов может помочь излагать мысль.  Предоставляю возможность обучающимся чаще высказываться. Особое внимание концентрирую на молчаливых, замкнутых обучающихся, на тех, кто сомневается в собственных знаниях, затрудняется высказать свою точку зрения.

Работа по формированию связной устной речи, начинается с упражнения обучающихся в диалоге. Главный вид упражнений – беседа педагога с обучающимися, которая проходит в непринужденной обстановке. Вместе с тем, принимая во внимание, что речевая практическая деятельность детей максимально урезана и что одним из условий построения связного высказывания является развернутая форма предложений, наравне с непринужденной беседой осуществляется постоянная подготовка обучающихся к полным ответам на вопросы. Постепенно идет подготовка детей  не только отвечать на вопросы, но и лично задавать их. Постановка вопроса самими учениками – одна из форм выражения речевой активности. В связи с этим так значима организация диалогов вида «ученик - ученик» (обучающиеся задают вопрос друг другу согласно прочитанному тексту), «ученик – учитель» (обучающиеся ставят педагогу вопросы такого же характера, что и в диалоге вида «ученик - ученик»). Этот тип разговора, с одной стороны, порождает вспомогательную активность обучающихся, с иной – подразумевает понимание детьми стандартов ответа, которые дает педагог.

Важным шагом в формировании связной речи является овладение умением собирать и классифицировать материал. Дети учатся разным формам устных связных высказываний:

  • пересказам (близким к тексту, с сокращением, выборочным, с творческим дополнением текста; середины, конца и т.д.);
  • творческим устным высказываниям (устным сочинениям);
  • рассказам (с разным соотношением повествования, описания, рассуждения, оценки), деловым и художественным описаниям одного и того же объекта, характеристикой литературных героев. В таком случае используется опора на зрительный образ для помощи в рассуждениях.

Мультимедийные презентации позволяют сделать урок современным, более ярким, интересным и увлекательным, что акцентирует внимание учащихся на  рассказе учителя, способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, пробуждают интерес к рассуждению. Использование информационно-коммуникативных технологий повышают мотивационную готовность ребенка говорить, поддерживают  познавательную активность, повышают эффективность уроков в целом. Из многообразия методов в педагогической практике  чаще используются словесные и наглядные методы:

  • метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
  • метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
  • объяснение материала с использованием слайдов, презентаций;
  • проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов, сказок и т. д.;
  • рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске);

 Данный методы, по моему мнению, наиболее полно решают задачи речевого развития  детей.

   Очень эффективными являются виды работы:

  • заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
  • проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
  • объединение слов в определенные группы по смыслу.

Для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся на уроках использую словарную работу:

1.Прочитай слово выразительно.

2.Произнесите слово по слогам.

3.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Запись значения под диктовку учителя или с образца.

4. Подберите словосочетания с данным словом.

5. Составьте предложение.

Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Выдвигаю перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого, и способствует потребности к рассуждению, объяснению и накоплению навыков связного устного высказывания ребенка. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. На этапе актуализации опорных знаний, сообщении темы и целей урока, прежде чем объявить тему урока,  предлагаю проблемную ситуацию. Тема  урока  определяется после анализа ситуации.

Широко использую игровые технологии. Уроки с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного включения в разговор, обсуждению в непринужденной обстановке.  Развивается умение работать в группе, результат зависит от личных усилий каждого ребенка, что способствует  преодолению собственной застенчивости и нерешительности

Игровую деятельность использую в следующих случаях:

  • В качестве части урока (при работе с терминами).
  • Словарная разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования).
  • Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения.
  • Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

Игровую технологию использую в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие, поход, сказка и т. д..

Применяю также дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Шарады, лабиринты, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д., что  вызывает положительные эмоции, способствует мотивации к рассуждению и дает  самоутверждение ребёнка. При подборе игры или задания учитываю интересы и склонности ребенка. На уроках чтения использую приемы театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), что  является очень важным, так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь ребенка. Применяю игры-драматизации стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям, так и игры-драматизации прозы (чтение по ролям).

 Описанные методические приемы не исчерпывают всего многообразия средств, которые применяются мною и которые можно применять на уроках для формирования связной устной речи обучающихся. Но проводимая работа с обучающимися с нарушением интеллекта помогает накапливать словарный запас, обогащать речь, использовать межличностное общение с окружающими людьми, идет постепенная подготовка к  самостоятельной жизни в обществе.

Результативность опыта.

 Актуальная и целенаправленная деятельность по формированию связной устной речи  способствуют источником обогащения словаря обучающихся его уточнения, расширения. В процессе работы по формированию связной, устной речи обучающиеся учатся преодолевать трудности в изложении своих высказываний, контролировать свою диалогическую речь, выполнять функции общения и эмоционального самовыражения, оценивать результаты. Ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Полноценная речь ребенка - это путь к развитию его как личности, а в конечном итоге - способ достижения наилучшей социальной адаптации.

Результаты применения педагогического опыта представлены:

В процессе выступлений на методических объединениях, семинарах, педсоветах, научно-практических конференциях различного уровня:

1.Доклад на педагогическом совете «Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания».

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/12/03/doklad-korrektsiya-i-razvitie-rechevoy

2.Выступление на методическом объединении учителей основной школы « Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ»

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/12/03/opyt-realizatsii-programm-po-proforientatsii

3.Выступление на методическом объединении учителей основной школы «Урок в современной школе» https://www.pedalmanac.ru/184849

4. Предпрофессиональная подготовка как средство интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/12/03/sovremennye-tehnologii-v-rabote-s-detmi-s

5.Опыт реализации программ по профориентации детей с ОВЗ

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/12/03/predprofessionalnaya-podgotovka-kak-sredstvo

в процессе проведения открытых уроков и мероприятий:

1.Открытый урок «Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа)».

https://www.prodlenka.org/profile/506431/publications

2. Открытый урок «Сказка Дж. Родари «Пуговкин домик»»

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/12/25/konspekt-urokaskazka-dzh-rodari-pugovkin-domik

3 Открытый урок «А.Платонов «Сухой хлеб»»

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/12/25/urok-chteniya-i-razvitiya-rechi-v-5-klasse-tema

4. Внеклассное мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/12/25/vneklassnoe-meropriyatie-volshebnyy-mir-ustnogo-narodnogo

5. Открытый урок «Рисование с натуры ёлочных украшений»

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2020/12/03/razrabotka-uroka-risovanie-s-natury-elochnyh

6. Внеклассное мероприятие «В гости к Г. Х. Андерсену»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/12/03/vneklassnoe-meropriyatie-v-gosti-k-g-h-andersenu

7. Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус)

https://infourok.ru/risovanie-s-natury-predmeta-sharovidnoj-formy-globus-4932529.html

Литература.

1.Выготский,Л.С.  Вопросы детской Л. – М. : Академия, 1999 – 250 с.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

3.В.М.Букатов «Современные игровые технологии» М. «Пр.» 2013г.

4.    Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся

 с нарушением интеллекта на специальных уроках. (Аксенова А.К.     Якубовская Э.В.// Дефектология. 1987- № 6 ). 

5. В.В.Воронкова «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе»М. «Прсвешение», 1998 г.

6.А.К.Аксенова «Методика русского языка» М., «Просвещение» 2001 г.

 Ильина С. Личностно ориентированные и нетрадиционные технологии обучения русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью/ С. Ильина, А. Чижова – М.: Издательство: КАРО, 2013.

Интернет источник

1.Развитие связной устной речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках литературного чтения в начальных классах образовательного учреждения.

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6562/1/Marakova.pdf

2. Особенности связной устной речи учеников младшего возраста с умственной отсталостью

https://www.maam.ru/detskijsad/tema-osobenosti-svjaznoi-ustnoi-rechi-uchenikov-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-umstvenoi-otstalostyu.html

3. «Формирование речевой деятельности на уроках устной речи в начальных классах у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=9142

4.Приемы работы по выработке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) навыка правильного чтения на уроках чтения и развития речи
https://moluch.ru/archive/279/62981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...