Обучающий семинар для учителей начальных классов по теме "Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе"
материал

Материал знакомит с особенностями нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью, с видами ошибок на письме, их причинами, содержанием работы по преодолению ошибок звукового состава слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе.

План.

  1. Особенности нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью.
  2. Проявления ошибок звукового состава слова (виды ошибок, причины).
  3. Содержание коррекционной работы по преодолению ошибок звукового состава слов, отдельные приёмы работы.

1. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. В структуре дефекта нарушения письменной речи, в большей или меньшей степени проявления, встречаются практически у всех учащихся. Симптоматика дисграфии у детей с умственной отсталостью характеризуется  большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов. Дисграфия у таких учащихся проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм (на почве недоразвития языкового анализа и синтеза и акустическая, акустическая и артикуляторно-акустическая и  т.д.)

Большая распространённость и особенности симптоматики дисграфии у детей с умственной отсталостью обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечёткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству

- пропусков,

- перестановок,

- замен букв.

Неотчетливые представления о морфологической структуре слова на письме обусловливают большое количество

- аграмматизмов,

- искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно на  письме по слуху.

 Большое количество ошибок  у детей связано с дефектами произношения звуков речи. 

Анализируя письменные работы, приходится констатировать, что у учащихся начального звена преобладают именно ошибки звукового состава слов.

2. Ошибки звукового состава слов, отмечаемые у детей, разнообразны и многочисленны по своим проявлениям так же, как и сложно сочетание причин, вызывающих эти ошибки.

В письменных работах учащихся начальной школы очень распространены ошибки, связанные с дефектами звукопроизношения. Коррекция звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью – процесс трудный, длительный, требующий приложения серьёзных усилий на всех этапах работы. У детей с трудом формируются чёткие кинестетические  образы звуков. Вследствие этого многие дети, нарушенные звуки которым поставлены, продолжают некоторое время писать ошибочно, опираясь на привычную неправильную артикуляцию.

Также в большом объёме отмечаются ошибки, связанные с нарушениями слуховой дифференциации фонем. Причина распространённости указанных нарушений  в первичном недоразвитии всей познавательной сферы, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Дети не улавливают тонких слуховых, кинестетических дифференцировок сходных по акустическим и артикуляторно - акустическим признакам  звуков и, как правило, путают буквы, обозначающие эти звуки.

Сказанное выше дополняет и распространённость ошибок, связанных с  нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (слогового и звукового анализа слов). Учащиеся в большинстве своём испытывают серьёзные затруднения в овладении навыками фонематического анализа и синтеза и, как следствие этого, допускают разнообразные искажения звуко-слоговой структуры слова.

  1. Коррекционная работа по преодолению ошибок звукового состава.

Формирование слогового анализа слов.

1) Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять   слово на составляющие его слоги. При овладении чтением значимость слогового анализа обусловлена, прежде всего, тем, что на начальных этапах ребенок учится сливать звуки в слоги, сливать слоги в слова и на основе этого узнавать их.

Слоговой анализ помогает овладеть звуковым анализом слова.   Слово делится на слоги, затем слог делится на звуки.

Учащиеся очень часто пропускают на письме гласные, так как при опоре на непонятное проговаривание или проговаривание про себя, дети легче   воспринимают   согласные.       Они произносятся более четко.   Гласные же   воспринимаются как оттенки согласных. Деление на слоги   способствует   выделению   гласных.   При   слоговом анализе делается опора на гласные звуки.

Выделение гласного звука из слога 

  1. назвать только гласный звук слога,
  2. поднять букву, соответствующую гласному звуку слога,
  3. записать только гласный звук слога,
  4. определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву,

Выделение гласных из слов:

  1. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, горка, дом, диван, кошка, окна, капуста, крыша).
  2. Записать на схеме только гласные звуки слова, например: «кошка» - ___о____а, «капуста» - __а__у__а).
  3. Выделить гласные из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.
  4. Разложить картинки под гласными буквами.     Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова: нос, стол,  сом, бровь,  стул, сыр, хлеб, мак.
  5. Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы. Предлагаются картинки на двусложные слова (муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, рама, лодка, каша, лужа).

Закрепление действий слогового анализа и синтеза.

  1. Повторить слово по слогам. Сосчитать слоги.
  2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру. Предлагаются слова с разным количеством слогов, разной слоговой структуры, в случайном порядке.
  3. Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названии (картина, трава, помидор, груша)
  4. Игра «Поезд»: детям предлагается макет поезда – паровоз и три вагона с цифрами 1,2,3 . В 1 вагоне «размещаются» слова – картинки из 1 слога, во втором – из 2 слогов и т.д.
  5. Подбор слов заданной лексической группы, в названии которых 2 или 3 слога.
  6. Определить пропущенный слог в названии картинки (до-… -га, бел-…, …-ведь, ка-…-даш).
  7. Составить слово из слов в беспорядке (та, ка, пус).
  8. Выделить из предложения слова, состоящие из 2,3 слогов.
  9. По   сюжетной   картинке   назвать   слова,   состоящие   из  1, 2, 3  слогов.   Предварительно называются предметы, изображенные на сюжетной картинке.

      На последнем этапе предлагаются задания по формированию слогового анализа и синтеза в умственном плане.

  1. Придумать слова с 2 или 3 слогами.
  2. Придумать слово с определенным слогом в начале слова (например, «ма»).
  3. Придумать слово с определенным слогом в конце слова.
  4. Определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их воспроизведения).
  5. Поднять цифру 1,2,3 в зависимости от количества слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.
  6. По сюжетной картинке без предварительного называния, назвать слово из 1,2,3 слогов.

Полезной является работа с буквами разрезной азбуки:

  • составить слоги из букв РА (различной слоговой структуры),
  • изменить порядок звуков в слоге (логопед – су, дети – ус).

Формирование действий языкового анализа и синтеза

 Наиболее распространенные ошибки – искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Отсюда следует, что именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает.

Последовательность проведения работы по формированию фонематического анализа и синтеза:

  1. выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука  в слове,
  2. вычленение звука в начале и конце слова, определение первого и последнего звуков в слове, его места в слове
  3. определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Очень важный момент формирования фонематических представлений – привлечение внимания детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы ребенок мог оценивать свои ощущения (мышечные) при проговаривании (вначале – на материале гласных звуков, затем – на согласных, которые не нарушены).

Для умственно отсталых детей младшего школьного возраста не нужно давать подробные характеристики звуков, достаточно заострить внимание на наиболее характерных его признаках (например, С – язык упирается в нижние зубы, 🡫, Ш – язык поднят к верхним зубам, 🡩)

! Очень важно игровое оформление заданий.

Виды работ:

Выделение звука на фоне слова.

-Хлопнуть (поднять букву, сигнальную картинку) на слово, слог, звук.

-Показать (отобрать) картинки, в которых есть заданный звук.

-Найти на сигнальных карточках слова со звуком.

-Придумать слово с заданным звуком.

-Добавить недостающий слог с заданным звуком.

Выделение первого и последнего звуков в слове. Задания (начинать работу с  гласных, с согласными после того, как дети научатся анализировать прямые и обратные слоги)

-Уточнение артикуляции.

-Назвать первый (ударный) гласный в слове.

-Отобрать картинки, название которых начинается на ударный гласный.

-Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.

-Выбрать картинки, названия которых начинаются с данного звука.

-Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

-Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

-Назвать последний звук в обратных слогах.

Определить место звука – уточнить, что если звук не первый и не последний – то он находится в середине. 

Задания:

-Разложить картинки в три ряда (в начале, в середине, в конце).

-Подобрать слова, в которых звук в начале слова и т.п.

-Подобрать названия тематических групп, в названии которых есть данный звук в данной позиции.

Определение количества, последовательности и места звуков в слове (сложная форма фонематического анализа). Этапы фонематического анализа:

-с опорой на вспомогательные средства (с графической схемой),

-в речевом плане,

-в умственном плане.

Необходимо учитывать постепенное усложнение речевого материала.

Формирование дифференциации сходных по акустико-артикуляторному признаку фонем.

  1. Чтение слоговых пар, схем
  2. Составление буквенных сочетаний («лучики»)
  3. Запись слогов со смешиваемыми фонемами на разных строках, в разных столбиках
  4. Составление графических схем слов:
  1. обозначение черточками количества слогов + подпись букв над нужным слогом
  2. обозначение черточками слогов + подпись слога с заданным звуком над соответствующим слогом
  1. Запись слога с заданным звуком (звуками) после устного деления слова на слоги
  2. Запись слов со смешиваемыми фонемами в разные столбики (строки), например: с одним в первый, с другим во второй, с обоими в третий
  3. Дополнение слов пропущенным слогом (предлагаются парные варианты)
  4. Дополнение слов пропущенным слогом по картинкам
  5. Составление слов из рассыпанных слогов
  6. Составление слов по «лучикам»
  7. Дополнение слов одной пропущенной буквой (с картинками)
  8. Дополнение слов двумя пропущенными буквами (с картинками)
  9. Дополнение слов пропущенными буквами (без картинок)
  10. Разгадывание кроссвордов
  11. Работа с занимательным речевым материалом (ребусами и т.д.)

Виды заданий по закреплению функций фонематического анализа

(игровые упражнения)

  1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на заданном (1,2,3 …) месте, например, куст, окно, лук.
  2. Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков
  3. Наращивание слога или слова для получения новых слов (например: па – пар,  пары, парад, паруса)
  4. Выбрать картинки с определённым количеством звуков в названиях
  5. Преобразование слов (добавление, убавление, замена, перестановка звуков, анаграммы)
  6. Составление различных слов из букв одного заданного слова (по типу «Звёздного часа»)
  7. Образование цепочки слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот)
  8. Составление слов из первых звуков названий картинок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью

Слайд 2

Характеристика ошибок звукового состава слов учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Слайд 3

Ошибки, связанные с недостаточной сформированностью звукопроизносительной стороны речи (артикуляторно - акустические) замены смешения пропуски Соответствуют заменам и пропускам звуков в устной речи

Слайд 4

Ошибки, связанные с нарушениями слуховой дифференциации фонем (акустические) - замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, аффрикаты и их компоненты, твердые и мягкие) - замены гласных : О – У, Е - И

Слайд 5

Ошибки, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (слогового и звукового анализа слов) Пропуски согласных при их стечении Пропуски гласных Перестановки букв Пропуски, перестановки, добавления слогов

Слайд 6

Формирование слогового анализа слов Выделение гласного звука из слога назвать только гласный звук слога поднять букву, соответствующую гласному звуку слога записать только гласный звук слога определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву

Слайд 7

Формирование слогового анализа слов Выделение гласных из слов: Назвать гласные звуки слова Записать на схеме только гласные звуки слова, например: «кошка» - ___ о ____ а Выделить гласные из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки. Разложить картинки под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы

Слайд 8

Закрепление действий слогового анализа и синтеза Повторить слово по слогам. Сосчитать слоги. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названии) Игра «Поезд»: детям предлагается макет поезда – паровоз и три вагона с цифрами 1,2,3 . В 1 вагоне «размещаются» слова – картинки из 1 слога, во втором – из 2 слогов и т.д. Определить пропущенный слог в названии картинки (до-… -га, бел-…, …-ведь, ка-…-даш). Составить слово из слов в беспорядке (та, ка, пус). По сюжетной картинке назвать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Предварительно называются предметы, изображенные на сюжетной картинке.

Слайд 9

Формирование действий языкового анализа и синтеза Выделение (узнавание) звука на фоне слова (определение наличия слова) Вычленение звука в начале и конце слова, определение первого и последнего звуков в слове, его места в слове Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам

Слайд 10

Формирование действий языкового анализа и синтеза Выделение звука на фоне слова Хлопнуть (поднять букву, сигнальную картинку) на слово, слог, звук. Показать (отобрать) картинки, в которых есть заданный звук. Придумать слово с заданным звуком. Добавить недостающий слог с заданным звуком.

Слайд 11

Задания для дифференциации фонем Чтение слоговых пар, схем Составление буквенных сочетаний («лучики») Запись слогов со смешиваемыми фонемами на разных строках, в разных столбиках Составление графических схем слов: обозначение черточками количества слогов + подпись букв над нужным слогом обозначение черточками слогов + подпись слога с заданным звуком над соответствующим слогом Запись слога с заданным звуком (звуками) после устного деления слова на слоги Запись слов со смешиваемыми фонемами в разные столбики (строки), например: с одним в первый, с другим во второй, с обоими в третий

Слайд 12

Задания для дифференциации фонем Дополнение слов пропущенным слогом (предлагаются парные варианты) Дополнение слов пропущенным слогом по картинкам Составление слов из рассыпанных слогов Составление слов по «лучикам» Дополнение слов одной пропущенной буквой (с картинками) Дополнение слов двумя пропущенными буквами (с картинками) Дополнение слов пропущенными буквами (без картинок) Разгадывание кроссвордов Работа с занимательным речевым материалом (ребусами и т.д.)

Слайд 13

Упражнения для закрепления действий фонематического анализа Подобрать слова, где заданный звук был бы на заданном (1,2,3 …) месте Наращивание слога или слова для получения новых слов (например: па – пар, пары, парад, паруса) Выбрать картинки с определённым количеством звуков в названиях Преобразование слов (добавление, убавление, замена, перестановка звуков, анаграммы) Составление различных слов из букв одного заданного слова (по типу «Звёздного часа») Образование цепочки слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот) Составление слов из первых звуков названий картинок

Слайд 14

С_____ ___С__ _____С Распредели картинки в нужные столбики

Слайд 15

Делим слова на слоги

Слайд 16

ча.. жи, но у,л,т,с Составь слово: допиши пропущенный слог; из рассыпанных букв; - из рассыпанных слогов.

Слайд 17

каб ки Разгадай ребус

Слайд 18

ры бы Разгадай ребус.

Слайд 19

зо.. ..аг то.. ..юч та.. ..аф Допиши слово по картинке.

Слайд 20

Вставь пропущенную букву. .ары ш.ры ша.ы

Слайд 21

вор.н. лим.н. я..о.о Дополни слова пропущенными буквами.

Слайд 22

сок рука бананы о ы а у а а Составь графические схемы слов

Слайд 23

А У Р Б Ж Б С Л К М Л К К К К К К К Составь слова, добавляя гласные

Слайд 24

Д Ы О М С Ы О Н Составь слова по «лучикам»

Слайд 25

сум бул вил гор ка Составь слова по «лучикам»

Слайд 26

ДЫ, СА ШЕТ, ПИ ЛЫЙ, БЕ Составь слова из рассыпанных слогов

Слайд 27

а е а ы ы и , , , , о о а о а а рыба, лото, репа нога, иглы, лапа Соедини слово с его графической схемой

Слайд 28

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза. Найди слова в цепочке букв

Слайд 29

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

Слайд 30

Звуковой анализ слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Начальный курс физической географии» и «География России»; для 6-7 классов

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакци...

Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....

Статья "Деятельность ученического самоуправления обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната"

Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общес...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...