Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
рабочая программа

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_2_klass.docx91.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «__»________ 2018г.

Директор Центра:

_______/ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПМПК: ________/  И.В. Вдовенкова

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей надомного обучения

Протокол №  1

от «28» августа 2018г.

Председатель МО:

_________/ Н.Б. Миронова

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 Б класса

ХХХХ

(фамилия, имя, отчество)

составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы согласно требованиям ФГОС О с у/о

Программу составила учитель

I квалификационной категории

Исаева Тамара Петровна

Согласовано:                                

(ФИО законного представителя, подпись, дата)

___________________________________________

___________________________________________

Смоленск 2018

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

ФИО: 

Дата рождения: 2008 года

Место проживания: 

Статус:  ребенок-инвалид

Диагноз: синдром Дауна, тотальное недоразвитие высших психических функций, дефицитарное развитие двигательного аппарата.

Заключение ПМПК:  АООП вариант 2 согласно ФГОС О с у/о по СИПР

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 ХХХ, 2008 года рождения, обучается в Центре с 1 сентября 2017года.

Семья состоит из 5-и человек, проживают в 4-х-комнатной благоустроенной квартире. Жилищные условия удовлетворительные. У Доброслава своя отдельная комната, мальчик обеспечен всем необходимым. Взрослые, младший брат, старшая сестра заботливо относятся к нему, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

По заключению ПМПК у ребенка  синдром Дауна, тотальное недоразвитие высших психических функций, дефицитарное развитие двигательного аппарата.

Мелкая моторика слабо развита. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Из-за нарушений зрения  Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия.

         Мальчику было рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы.

         Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия. Внимание на предмете не удерживает даже непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Во время занятий беспрерывно отвлекается.

           Объем памяти крайне узкий, запоминание очень медленное, забывание быстрое, воспроизведение слабое. Зрительная, слуховая, ассоциативная память слабо развиты. Мышление конкретное, некритичное, выполнение всех мыслительных операций практически не осуществляет. Восприятие картин как целое, так и фрагментарное слабо развито.

     Доброслав слабо понимает обращенную речь, не может давать ответы на вопросы учителя. Процесс общения затруднен из-за отсутствия речи, может произносить отдельные резкие звуки, делает это очень эмоционально.

        Требования учителя выполняет крайне редко. Любит смотреть и слушать музыкальные фрагменты из известных мультфильмов, содержание самого мультфильма не интересует.

         Учебная мотивация отсутствует полностью. Быстро утомляется, нуждается в частой смене деятельности. Соглашается заниматься только при обещанном вознаграждении. Не знает названия предметов окружающего мира, но их изображения по изучаемым темам иногда может показать на картинках. Не различает предметы по цвету, форме, размеру. Не дифференцирует предметы по размеру (кубик, мячик). Доброслав сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга с помощью учителя. Пирамидки, мозаику собирать не может из-за незнания размера деталей. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: смахивает и кидает предметы на пол. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук самостоятельно. Доступны кратковременные элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов).

           Не составляет картинку из 2-х частей даже с помощью учителя. Выполнение графических работ на крайне низком уровне, затруднено.

        Навыки самообслуживания не сформированы.

        Ребенок нуждается в постоянном присмотре, во всех видах помощи.

           За истекший период у Доброслава выявлены следующие результаты по предметам:

Речь и альтернативная коммуникация.

– Коммуникация – часто   приветствует и   прощается с учителем. Начинает поддерживать зрительный контакт с говорящим (в ходе беседы). Не обращается с просьбой о помощи. Часто отказывается от общения, отворачиваясь от собеседника, кричит. Часто это бывает вызвано малейшим напряжением внимания со стороны взрослого. На вопросы не отвечает. Сам вопросы не задает.

Не употребляет в речи слова, обозначающие предметы, действия, слова, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.), словосочетания, простые предложения.

              -Развитие графомоторных навыков и осмысленного чтения - Из-за трудности в овладении навыками письма, осуществляется подготовка руки к письму, а именно, упражнения с массажным мячиком; сжимание пальцев руки — выпрямление; игры «Волшебный мешочек; использование наждачной бумаги и многое другое. Особое внимание уделяется упражнениям на фиксацию взора.

         Математические представления. При изучении раздела «Различение предметов по величине и форме» не научился узнавать предметы по величине и форме; не может  находить необходимый предмет из нескольких; с полной помощью учителя соотносит предмет с формой. Не называет, не знает цвет предметов.

           Доброслав очень короткое время может слушать рассказы учителя по предмету Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Человек.

          На уроке Музыка и движение любит слушать музыкальные произведения и с помощью учителя пробует отбивать ритм, пытается показывать движения.

          На уроках по изобразительной деятельности и предметно-практической деятельности все движения осуществляются сопряженно с учителем.

         Исходя из вышеперечисленного, можно отметить крайне не значительную динамику развития мальчика.

        Доброслав нуждается в постоянной помощи, стимуляции учебной деятельности, создании ситуации доверительного общения и в щадящем режиме. Рекомендуется продолжить обучение по данной программе.

  1. Индивидуальный учебный план:

Предметные области

Наименование предмета

Количество часов

 на освоение программы с учителем

Количество часов

на самост. освоение программы

 с родителями

Общее количество часов

Общеобразовательные курсы

Учебные предметы

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

3

4

Математика

Математические представления

1

1

2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

0,5

1,5

2

Человек

0,5

2,5

3

Окружающий социальный мир (СБО)

0,5

0,5

1

Искусство

Музыка и движение

0,5

1,5

2

Изобразительная деятельность

0,5

1,5

2

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,25

1,75

2

Коррекционно-развивающие занятия

0,25

1,75

2

Итого:

5

15

20

Коррекционные курсы

Альтернативная коммуникация

1

-

1

Предметно-практическая деятельность

0,75

-

0,75

Двигательное развитие

0,25

-

0,25

Сенсорное развитие

1

-

1

Итого коррекционные курсы

3

3

Всего часов по плану к финансированию

8

15

23

II. Содержание образования в условиях организации и семьи

Приоритетные учебные предметы:

  • Речь и альтернативная коммуникация
  • Математические представления
  • Окружающий природный мир
  • Человек
  • Окружающий социальный мир (СБО)
  • Музыка и движение
  • Изобразительная деятельность
  • Адаптивная физкультура
  • Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционные курсы:

  • Сенсорное развития
  • Предметно-практические действия
  • Двигательное развитие
  • Альтернативная коммуникация

Объем недельной учебной        нагрузки на обучающегося: 8 часов.

Содержание образования в условиях семьи:

  • Индивидуальные логопедические занятия
  • Индивидуальные занятия с психологом

III Расписание занятий

Дни недели

Предметы

Часы

Вторник

Речь и альтернативная коммуникация

1

Окружающий и природный  мир

0,5

Музыка и движение

0,5

Предметно-практическая деятельность

0,75

2,75

Четверг

Альтернативная коммуникация

1

Человек

0,5

Изобразительная деятельность

0,5

Двигательное развитие

0,25

2,25

Пятница

Математические представления

1

Окружающий социальный мир

0,5

Адаптивная физкультура

0,25

Коррекционно-развивающие занятия

0,25

Сенсорное развитие

1

3

IV Содержание образования

4.1.  Базовые учебные действия

Содержание

I полугодие

II полугодие

15.  Программа формирования базовых учебных действий

15.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.

  • 15.1.1. Спокойное пребывание в новой среде
  • 15.1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта
  • 15.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым
  • 15.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
  • 15.1.5. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек
  • 15.1.6. Планирование учебного дня
  • 15.1.7. Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)
  • 15.1.8. Следование расписанию дня

15.2. Формирование  учебного поведения

  • 15.2.1. Поддержание правильной позы
  • 15.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
  • 15.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами  
  • 15.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, подними и др.)
  • 15.2.5. Использование по назначению учебных материалов
  • 15.2.6. Выполнение простых действий с одним предметом  (по подражанию)
  • 15.2.7 Выполнение действий с предметами (по подражанию)
  • 15.2.8. Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
  • 15.2.9. Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу)
  • 15.2.10. Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)
  • 15.2.11. Выполнение простых действий с предметами и картинками   (по образцу)
  • 15.2.12. Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
  • 15.2.13. Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

15.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

  • 15.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца)
  • 15.3.2. Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)
  • 15.3.3. Выполнение задания с заданными качественными параметрами
  • 15.3.4. Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

I полугодие

II полугодие

1.    Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

1.1.    Коммуникация

1.1.1.    Коммуникация с использованием вербальных средств

  • 1.1.1.1.    Установление зрительного контакта с собеседником;
  • 1.1.1.2.    Установление контакта с собеседником
  • 1.1.1.3.    Реагирование на собственное имя
  • 1.1.1.4.    Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.5.    Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.7.    Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.8.    Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.9.    Выражение благодарности звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.10. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре, общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния
  • 1.1.1.11. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств

  • 1.1.2.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос,  выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики
  • 1.1.2.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний;  приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста

1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1.2.1. Импрессивная речь

  • 1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
  • 1.2.1.2. Реагирование на собственное имя
  • 1.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов
  • 1.2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1.2.2. Экспрессивная речь

  • 1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов

1.3. Чтение и письмо

1.3.1. Глобальное чтение

  • 1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий
  • 1.3.1.2. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1.3.2.  Начальные навыки чтения и письма

  • 1.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв)
  • 1.3.2.2. Узнавание звука в слоге (слове)
  • 1.3.2.3. Соотнесение звука с буквой

2. Математические представления

2.1. Количественные представления

  • 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов
  • 2.1.2. Разъединение множества
  • 2.1.3. Объединение предметов в единое множество
  • 2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»
  • 2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)
  • 2.1.6. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание
  • 2.1.7. Пересчет предметов по единице
  • 2.1.9. Узнавание цифр
  • 2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом
  • 2.1.11. Обозначение числа цифрой

2.2. Представления о форме

  • 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
  • 2.2.4. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой
  • 2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
  • 2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)

2.3. Пространственные представления

  • 2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)
  • 2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре
  • 2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево
  • 2.3.4. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол
  • 2.3.8. Определение месторасположения предметов в ряду

2.4. Временные представления

  • 2.4.1. Узнавание (различение) частей суток
  • 2.4.2. Знание порядка следования частей суток
  • 2.4.7. Различение времен года
  • 2.4.8. Знание порядка следования сезонов в году
  • 2.4.11. Сравнение людей по возрасту

2.5. Представления о величине

  • 2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов  по величине
  • 2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения
  • 2.5.3. Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов
  • 2.5.4. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию)
  • 2.5.5. Различение однородных (разнородных) предметов по длине
  • 2.5.6. Сравнение предметов по длине
  • 2.5.7. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине
  • 2.5.8. Сравнение предметов по ширине
  • 2.5.9. Различение предметов по высоте
  • 2.5.10. Сравнение предметов по высоте

3. Окружающий природный мир

3.1. Временные представления

  • 3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)
  • 3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)
  • 3.1.15. Представление о годе как о последовательности сезонов
  • 3.1.16. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года
  • 3.1.17. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года
  • 3.1.18. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года
  • 3.1.19. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)
  • 3.1.20. Соотнесение явлений природы с временем года

3.2. Животный мир

  • 3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)
  • 3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака
  • 3.2.5. Знание питания домашних животных
  • 3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные»
  • 3.2.8. Знание значения домашних животных в жизни человека
  • 3.2.10. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)
  • 3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)
  • 3.2.12. Знание питания диких животных
  • 3.2.13. Знание способов передвижения диких животных
  • 3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные»
  • 3.2.15. Знание значения диких животных в жизни человека
  • 3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)
  • 3.2.17. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж)
  • 3.2.19. Знание питания животных
  • 3.2.26. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни
  • 3.2.27. Знание питания птиц
  • 3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк)
  • 3.2.29. Знание особенностей внешнего вида птиц
  • 3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы»
  • 3.2.32. Знание значения домашних птиц в жизни человека
  • 3.2.33. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок,  гусенок, индюшонок)
  • 3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)
  • 3.2.37. Объединение перелетных  птиц в группу «перелетные птицы»
  • 3.2.38. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы»
  • 3.2.48. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан)

3.3. Объекты природы

  • 3.3.1. Узнавание Солнца
  • 3.3.2. Знание значения солнца в жизни человека и в природе
  • 3.3.3. Узнавание Луны
  • 3.3.6. Знание знаменитых космонавтов
  • 3.3.7. Узнавание изображения Земли из космоса
  • 3.3.9. Знание свойств воздуха
  • 3.3.10. Знание значение воздуха в природе и жизни человека
  • 3.3.15. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека
  • 3.3.17. Узнавание (различение) суши (водоема)
  • 3.3.18. Узнавание леса
  • 3.3.19. Знание значения леса в природе и жизни человека
  • 3.3.22. Узнавание луга
  • 3.3.23. Узнавание луговых цветов
  • 3.3.31. Узнавание воды
  • 3.3.32. Знание свойств воды
  • 3.3.33. Знание значения воды в природе и жизни человека
  • 3.3.34. Узнавание реки
  • 3.3.40. Узнавание огня
  • 3.3.41. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное)

3.4. Растительный мир

  • 3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)
  • 3.4.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)
  • 3.4.5. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)
  • 3.4.7. Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)
  • 3.4.8. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев
  • 3.4.10. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник)
  • 3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • 3.4.15. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта
  • 3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • 3.4.19. Различение съедобных и несъедобных частей овоща
  • 3.4.22. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • 3.4.23. Различение лесных и садовых ягод
  • 3.4.25. Знание способов переработки ягод
  • 3.4.26. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду
  • 3.4.27. Знание строения гриба (ножка, шляпка)
  • 3.4.28. Различение съедобных и несъедобных грибов
  • 3.4.31. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика)
  • 3.4.32. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш)
  • 3.4.36. Узнавание травянистых растений
  • 3.4.37. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива)
  • 3.4.39. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.)
  • 3.4.40. Знание значения лекарственных растений в жизни человека
  • 3.4.41. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус)
  • 3.4.45. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду знание значения зерновых культур в жизни человека
  • 3.4.46. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза)
  • 3.4.48. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук)

4. Человек

4.1. Представления о себе

  • 4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду
  • 4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)
  • 4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)
  • 4.1.4. Знание назначения частей тела
  • 4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)

4.2. Семья

  • 4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи
  • 4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых

4.4. Обращение с одеждой и обувью

  • 4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,    шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))
  • 4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты))
  • 4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки,   туфли, сандалии, тапки)

4.5. Прием пищи

  • 4.5.1. Сообщение о желании пить
  • 4.5.2. Питье через соломинку
  • 4.5.3. Питье из кружки /стакана) (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол)
  • 4.5.5. Сообщение о желании есть

4.6. Туалет

  • 4.6.1. Сообщение  о желании сходить в туалет

6. Окружающий социальный мир

6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком

  • 6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)
  • 6.2.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.)) узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.)
  • 6.2.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)
  • 6.2.5. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.)
  • 6.2.7. Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость)
  • 6.2.8. Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.)
  • 6.2.10. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость)
  • 6.2.11. Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.)
  • 6.2.12. Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде)
  • 6.2.13. Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.)
  • 6.2.14. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся))
  • 6.2.15. Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.)
  • 6.2.16. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла)
  • 6.2.17. Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость)
  • 6.2.18. Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.)

6.3. Предметы быта

  • 6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер
  • 6.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод
  • 6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож
  • 6.3.9. Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка
  • 6.3.11. Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи
  • 6.3.13. Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа
  • 6.3.14. Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы

6.4. Квартира, дом, двор

  • 6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)
  • 6.4.2. Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом
  • 6.4.7. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон)
  • 6.4.12. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон)

6.5. Город

  • 6.5.1. Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты, переулки), площади (Победы, Ленина и др.), здания, парки).
  • 6.5.2. Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом
  • 6.5.3. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,    парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка)
  • 6.5.6. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар)
  • 6.5.7. Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор)

6.6. Транспорт

  • 6.6.1. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)
  • 6.6.4. Узнавание (различение) воздушного транспорта
  • 6.6.7. Узнавание (различение) водного транспорта
  • 6.6.10. Узнавание (различение) космического транспорта
  • 6.6.13. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте
  • 6.6.15. Узнавание (различение) общественного транспорта

6.7. Страна

  • 6.7.1. Знание названия государства, в котором мы живем
  • 6.7.2. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн)
  • 6.7.3. Узнавание президента РФ (на фото, видео)

7. Музыка и движение

7.1. Слушание

  • 7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки
  • 7.1.2. Определение начала и конца звучания музыки
  • 7.1.3. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки
  • 7.1.4. Узнавание знакомой песни
  • 7.1.5. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах
  • 7.1.6. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)
  • 7.1.7. Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки
  • 7.1.11. Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения

7.2. Пение

  • 7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни
  • 7.2.2. Подпевание отдельных звуков (слогов,  слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)

7.3. Движение под музыку

  • 7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

7.4. Игра на музыкальных инструментах.

  • 7.4.1. Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов

8.  Изобразительная деятельность

8.1. Аппликация

  • 8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
  • 8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.
  • 8.1.3. Сминание бумаги
  • 8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)
  • 8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем

8.2. Лепка

  • 8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина
  • 8.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп

8.3. Рисование

  • 8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды
  • 8.3.2. Оставление графического следа
  • 8.3.8. Рисование точек
  • 8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий
  • 8.3.10. Соединение точек
  • 8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)
  • 8.3.14. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка

9. Адаптивная физкультура

 9.1. Физическая подготовка.

9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

  • 9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)
  • 9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос)
  • 9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке
  • 9.1.2. 6. Круговые движения кистью
  • 9.1.2.11. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения
  • 9.1.2.12. Поднимание головы в положении «лежа на животе»

9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза

  • 9.1.5.2. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)

9.6. Туризм

11. Сенсорное развитие

11.1. Зрительное восприятие

  • 11.1.1. Фиксация взгляда на лице человека
  • 11.1.2.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)
  • 11.1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)
  • 11.1.4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)
  • 11.1.5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
  • 11.1.6. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.)

11.2. Слуховое восприятие

  • 11.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)
  • 11.2.2 Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука
  • 11.2.3. Локализация неподвижного удаленного источника звука
  • 11.2.4. Соотнесение звука с его источником

11.3. Кинестетическое восприятие

  • 11.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека
  • 11.3.2. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)
  • 11.3.3. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
  • 11.3.4. Адекватная реакция на давление на поверхность тела
  • 11.3.5. Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела
  • 11.3.6. Адекватная реакция на изменение положения тела
  • 11.3.7. Адекватная реакция на положение частей тела
  • 11.3.8. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

11.4. Восприятие запаха

  • 11.4.1. Адекватная реакция на запахи
  • 11.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

11.5. Восприятие вкуса

  • 11.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)
  • 11.5.2. Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)
  • 11.5.3. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов  (горький, сладкий, кислый, соленый)

12 ППД

12.1. Действия с материалами

  • 12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)
  • 12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)
  • 12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)
  • 12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)

12.2. Действия с предметами

  • 12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)
  • 12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)
  • 12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)
  • 12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)
  • 12.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем)
  • 12.2.7. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)
  • 12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

13.  Двигательное развитие

  • 13.1. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя
  • 13.2. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед  в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки)
  • 13.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»
  • 13.4. Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание
  • 13.5. Выполнение движений плечами
  • 13.7. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

14 Альтернативная и дополнительная коммуникация

14.1. Коммуникация

14.1. 1. Основы коммуникации

  • 14.1.1. Адекватная ответная  реакция на прикосновения человека
  • 14.1.2. Адекватная ответная  реакция на речь и интонацию человека

14.1.2. Коммуникация с использованием вербальных средств

  • 14.1.2.1. Установление зрительного контакта с собеседником;
  • 14.1.2.2. Установление контакта с собеседником
  • 14.1.2.3. Реагирование на собственное имя
  • 14.1.2.4. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)
  • 14.1.2.5. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
  • 14.1.2.7. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)
  • 14.1.2.8. Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
  • 14.1.2.9. Выражение благодарности звуком (словом, предложением)

14.1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств

  • 14.1.3.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос  выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики
  • 14.1.3.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний;  приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста
  • 14.1.3.4. Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

14.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

14.2.1. Импрессивная речь

  • 14.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
  • 14.2.1.2. Реагирование на собственное имя
  • 14.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов
  • 14.2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • 14.2.1.5. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • 14.2.1.6. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
  • 14.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
  • 14.2.1.8. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
  • 14.2.1.9. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

14.2.2. Экспрессивная речь

  • 14.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов
  • 14.2.2.2. Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

14.2. Чтение и письмо

14.3.1. Глобальное чтение

  • 14.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий

14.3.2.  Начальные навыки чтения и письма.

  • 14.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв)
  • 14.3.2.2. Узнавание звука в слоге (слове)

Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятиях

1

День знаний – 1 сентября

Присутствие на торжественной линейке

2

Новый год

Изготовление новогодних украшений, подарков. Присутствие на новогоднем утреннике

3

23 февраля

Изготовление открыток. Заучивание стихов

4

8 марта

Изготовление открыток. Заучивание стихов

5

Масленица

Присутствие на мероприятии

6

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке

7

Игры

Подвижные игры (в соответствии с физиологическими особенностями), игры развивающие мелкую моторику

8

Прогулки

Посещение ребенком улицы в осенне-весенний период на инвалидном кресле.

III. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В коррекционной школе-интернате для обучающегося созданы специальные условия: пандус, туалетная комната, предметы личной гигиены и др. на классе работает воспитатель.

Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

Задачи:

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ТМНР;
  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания,  развития и коррекции детей и подростков с ТМНР.

Мероприятия        и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося:

  • Родительские собрания классные и общешкольные;
  • Индивидуальные консультации узких специалистов (логопед, дефектолог),
  • Психолог, социальный педагог);
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.

IV. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

№ п/п

ФИО

Должность

1

Исаева Т.П.

учитель

2

Новикова Г.В.

педагог-психолог

3

Семченкова И.М.

учитель-логопед

VI. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

п/п

Учебный предмет

Дидактическое обеспечение и технические средства

1

Речь и альтернативная

коммуникация

Графические  средства  для  альтернативной  коммуникации:  таблицы  букв, карточки  с  изображениями  объектов,  людей,  действий  (фотографии,  пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

•аудио и видеоматериалы.

2

Математические

представления

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);   -наборы предметов для занятий (Монтессори-материал);   -пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);    - мозаики;

-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;   -карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;        -макеты циферблата часов; весы

3

Окружающий

природный мир

.Объекты природы: камни, почва,  семена,  комнатные  растения  и  другие  образцы  природного  материала  - аудио - и  видеоматериалы;  

- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии,  рисунки  для  демонстрации);  

- муляжи  овощей,  фруктов;

- пиктограммы  с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными;   - различные  календари;  

- изображения  сезонных  изменений  в  природе

4

Человек  

- предметные  и  сюжетные  картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка;

- пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.  

- видеоматериалы,  презентации,  мультипликационные  фильмы, иллюстрирующие  внутрисемейные  взаимоотношения;  

- семейный  альбом,  рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  

- технические  средства:  компьютер и другое мультимедийное оборудование.

6

Окружающий

социальный мир

- натуральные  объекты,  муляжи,  макеты,  предметные  и  сюжетные  картинки, пиктограммы  с  изображением  объектов  (во  дворе,  в  городе),  действий,  правил поведения  и  т.д.  

- аудио  и  видеоматериалы,  презентации, мультипликационные  фильмы,  иллюстрирующие  социальную  жизнь  людей,  правила поведения  в  общественных  местах  и  т.д.;    

- компьютер

7

Музыка и движение  

Дидактический материал:

-изображения музыкальных инструментов, оркестров; -портреты

композиторов; -альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы;

-карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения;

- карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи и др.

• Музыкальные инструменты:, барабаны, бубны, ложки, палочки, , трещетки, колокольчики,

компьютер(презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен

8

Изобразительная

деятельность

-Наборы  инструментов  для  занятий  изобразительной  деятельностью, включающие  различные  кисти,  ножницы  (специализированные,  для  фигурного  вырезания, для левой руки и др.), стеки, доски

- натуральные  объекты,  изображения  (картинки,  фотографии,  пиктограммы) готовых  изделий  и  операций  по  их  изготовлению;  репродукции  картин;  

расходный  материал  для  ИЗО:  клей,  бумага  (цветная,  папиросная,  цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры,  краски  (акварель,  гуашь,  акриловые),  бумага  разных  размеров  для  рисования;

- пластичные материалы (пластилин, глина) и др.

9

Адаптивная

физкультура

гимнастические мячи разного диаметра, обручи, гимнастические коврики

- Дидактический материал:   изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря                  

Коррекционные занятия

1

Сенсорное развитие

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,     наборы аромо-баночек,    

2

Предметно-практические действия

  • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины),
  • *звучащие предметы для встряхивания,
  • *предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
  • *стаканчики одинаковой величины
  • *вазы с узким горлышком
  • *пирамидки, матрёшки  *конструктор
  • *музыкальные инструменты  
  • *цветная бумага, клей, кисточки, фольга
  • * природный материал   *нитки  * пластилин, соленое тесто.

3

Двигательное развитие

срок реализации

4 года (1-4 классы)

Музыкальные инструменты:

бубны, тарелки, ложки, дудки, палочки, колокольчики.

 - Оборудование:

компьютер, ковёр,  аудиозаписи, видео с показом различных простейших детских танцев, гимнастические предметы (гимнастическая палка, мяч, обруч), предметы (флажки, цветы, куклы, маски).

4

Альтернативная коммуникация

срок реализации

4 года

(1-4 классы)

Предметы, графические изображения, фотографии, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв пластмассовых, магнитных,

- Учусь говорить.  - Готовые презентации

VII. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.

В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной       программы      с обучающимися       проводится диагностическая процедура по двум направлениям:

  1. Диагностика сформированности базовых учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 (см. бланк ниже).
  2. Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 (см. бланк ниже)

Классификатор жизненных компетенций (возможные результаты коррекционной работы):

1.Самостоятельный прием пищи

2.Самостоятельное мытье рук, умывание

3.Самостоятельное одевание

4.Самостоятельное раздевание

5.Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела

6.Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф

7.Самостоятельное пользование туалетом

8.Использование бытовых предметов по назначению

9.Ориентировка в схеме тела (показ)

10.Соотнесение себя со своим именем

11.Использование учебных предметов

12.Различение предметов по форме (величине)

13.Умение выполнять действие по подражанию

14.Умение выполнять инструкции педагога

15.Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания)

16.Освоение доступных способов        контроля        над        функциями

собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться

17.Пользование индивидуальным предметом - расческа

18.Умение выполнять действия с предметами по инструкции

19.Умение выполнять действия с материалами по инструкции 20.Рисование несложных предметов

21.Рисование геометрических фигур.

22.Штриховка простейших фигур 23.Закраска фигур

24.Обведение фигур по трафарету 25.Различение множеств (один-много)

26.Установление количества предметов путем пересчета

27.Соотнесение   числа   с   соответствующим   количеством предметов.

Обозначение его цифрой

28.Понимание        слов,        обозначающих        объекты        природы,        объекты рукотворного мира и деятельность человека

29.Использование лексико-грамматического материала в учебных целях 30.Использование        лексико-грамматического        материала        в

коммуникативных целях

31.Использование средств альтернативной коммуникации 32.Узнавание и различение образов графем (букв)

33.Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв)

34.Письмо печатной буквы

Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-») .

После        оценки всех операций оценивается действие         целиком        по пяти балльной шкале.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия, обозначенного в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

  1. – не выполняет, помощь не принимает.
  2. – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
  3. – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
  4. – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
  5. –        выполняет        самостоятельно        по        словесной        по операциональной инструкции.
  6. – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

  1. – Отсутствие динамики или регресс.
  2. – Динамика в освоении минимум одной операции.

2 –Минимальная динамика.

  1. – Средняя динамика.
  2. – Выраженная динамика.
  3. – Полное освоение действия.

Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1-3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).

В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом:

  1. - входящая диагностика, октябрь 1 класса.
  2. май 1 класса.
  3. сентябрь 2 класса.
  4. май 2 класса
  5. сентябрь 3 класса.
  6. май 3 класса
  7. сентябрь 4 класса.
  8. май 4 класса

№ операции

Действие/операции

№ оценочной процедуры

1

2

3

4

5

6

7

8

1.  Самостоятельный прием пищи

1.

Умение отодвинуть стул, сесть, пододвинуть стул к столу

2.

Знать название и назначение столовых приборов

3.

Умение правильно пользоваться столовыми приборами

4.

Знание порядка приема пищи

5.

Зрительно – моторная координация

6.

Умение аккуратно принимать пищу

7.

Умение пользоваться салфеткой

8.

Умение обратиться за помощью ( Помоги мне!)

9.

Умение убрать за собой посуду после приема пищи

10.

Умение задвинуть стул после приема пищи

2.  Самостоятельное мытье рук

1.

Умение подойти к раковине

2.

Умение закатать рукава

3.

Умение различить по цвету вентили

4.

Умение открыть достаточное количество воды и смешать до нужной температуры

5.

Умение взять мыло (налить достаточное количество жидкого мыла)

6.

Умение выполнить моющие движения руками

7.

Умение смыть все мыло с рук

8.

Умение закрыть кран

9.

Умение вытереть руки полотенцем

3. Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела

1.

Ориентировка в пространстве

2.

Знание понятий слева, справа

3.

Зрительная фиксация левой, правой ноги

4.

Зрительная фиксация левого, правого ботинка

4.

Соотнесение обуви с правой, левой ногой

5.

Умение взять свою обувь (знать ее)

6.

Умение соотнести правый ботинок с правой ногой

7.

Умение соотнести левый ботинок с левой ногой

8.

Умение правильно обуть ботинки последовательно друг за другом

9.

Умение застегнуть обувь (шнурки, липучка, молния)

4.  Рисование не сложных предметов

1.

Соблюдение правильной посадки при рисовании.

2.

Понимание инструкции.

3.

Умение правильно расположить лист бумаги.

4.

Умение правильно держать карандаш.

5.

Возможность произвольных движений кисти руки

5.  Рисование геометрических фигур

1.

Соблюдение правильной посадки при рисовании.

2.

Понимание инструкции.

3.

Знание основных геометрических фигур.

4.

Умение правильно расположить лист бумаги.

5.

Умение правильно держать карандаш.

6.

Умение ориентироваться на листе бумаги.

7.

Способность к произвольным тонкодифференцированным движениям кисти руки

6.  Штриховка простейших фигур

1.

Соблюдение правильной посадки при рисовании.

2.

Понимание инструкции.

3.

Умение правильно расположить лист бумаги.

4.

Умение правильно держать карандаш.

5.

Умение ориентироваться на листе бумаги.

6.

Сформированность зрительного восприятия (умение видеть контур фигуры).

7.

Соблюдение границ

Соблюдение направления штриховки.

7. Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф

1.

Понимание инструкции

2.

Ориентировка в пространстве

3.

Сформированность моторных навыков

4.

Знание названий мебели

5.

Знание назначения одежды

6.

Знание расположения вещей в шкафу

7.

Умение правильно складывать вещь

8.  Закраска фигур

1.

Понимание инструкций

2.

Соблюдение правил посадки

3.

Сформированность моторных навыков

4.

Знание геометрических фигур

5.

Знание цветов

6.

Умение правильно держать карандаш

7.

Умение расположить лист

8.

Умение ориентироваться на листе бумаги

9.

Умение закрашивать фигуру не заходя за контур

9. Обведение фигур по трафарету

1.

Понимание инструкций

2.

Соблюдение правил посадки

3.

Умение находить нужную фигуру

4.

Умение правильно расположить лист

5.

Умение правильно держать карандаш

6.

Умение накладывать трафарет на лист

7.

Умение придерживать трафарет

8.

Умение обвести трафарет

10. Самостоятельное одевание

1.

Понимание инструкции

2.

Наличие способности к произвольной саморегуляции движений

3.

Знание частей своего тела

4.

Знание предназначения каждой вещи

5.

Одевание в определенном порядке

6.

Умение надеть предметы одежды через голову

7.

Умение правильно попасть в рукава и штанины

8.

Умение распределить предметы одежды по частям тела, туловищу

9.

Умение застегнуть молнию, пуговицы.

11.Самостоятельное  раздевание

1.

Понимание инструкции

2.

Наличие способности к произвольной саморегуляции движений

3.

Знание частей своего тела

4.

Знание предназначения каждой вещи

5.

Раздевание в определенном порядке

6.

Умение снять предметы одежды через голову

7.

Умение застегнуть молнию, пуговицы

8.

Умение вывернуть снятую вещь с изнаночной стороны

9.

Умение аккуратно сложить, повесить, поставить

12. Самостоятельное пользование туалетом

1.

Умение выразить свою нужду (словом, жестом)

2.

Знание, где находится туалет

3.

Умение вовремя снять штаны

4.

Умение пользоваться туалетом (сесть, смыть)

5.

Умение пользоваться туалетной бумагой

6.

Умение надеть штаны

7.

Знание о мытье рук после посещения туалета

13. Использование бытовых предметов по назначению

1.

Знание названия предмета и его назначение

2.

Соблюдение техники безопасности

3.

Сформированность моторных навыков

4.

Знание алгоритма действий

5.

Умение правильно пользоваться бытовыми приборами

14. Ориентировка в схеме тела (показ)

1.

Знание названий частей тела

2.

Умение использовать указательный жест

3.

Понимание обращенной речи

15. Различение множеств (один- много)

1.

Понимание инструкции

2.

Знание понятия один-много

3.

Умение сфокусировать взгляд на множестве

4.

Умение различать один-много

5.

Умение использовать указательный жест

16. Установление количества предметов путем пересчета

1.

Знание порядкового счета

2.

Владение навыками счета

3.

Понимание инструкции

4.

Фиксация взгляда на предмете

5.

Удержание взгляда на предмете

6.

Умение пересчитать предметы

7.

Использование        указательного жеста  и взгляда

8.

Понимание установления количества (называния последнего числа в качестве итога пересчета)

17. Соотнесение числа с соответствующим количеством предметов. Обозначение его цифрой.

1.

Владение навыками количественного счета

2.

Понимание инструкции

3.

Умение соотносить количество предметов        с числом

4.

Знание графического образа цифр

5.

Умение обозначить количество предметов цифрой (выбор цифры)

6.

Умение написать цифру

18. Соотнесение себя со своим именем

1.

Знание своей половой принадлежности

2.

Знание своего имени

3.

Реакция на называние своего имени (взгляд, поворот головы, остановка и поворот головы)

19. Использование учебных предметов

1.

Узнавание предмета

2.

Понимание назначения учебного предмета

3.

Умение увидеть нужный предмет среди других

4.

Умение правильно взять и использовать данный предмет по назначению

5.

Умение правильно располагать предметы на рабочем месте (согласно назначения)

20. Различение предметов по форме (величине)

1.

Понимание инструкции

2.

Зрительно- моторная скоординированность

3.

Фиксация взгляда на предмете

4.

Узнавание предмета по величине, форме

5.

Умение называть и показывать нужный предмет

6.

Умение        найти и взять необходимый предмет из нескольких

7.

Умение соотнести предмет с формой (размером)

8.

Сформированность навыка дифференциации предметов по форме (величине)

21. Умение выполнять действие по подражанию

1.

Понимание инструкции при выполнении действий по подражанию (делай как я)

2.

Фиксация взгляда на педагоге

3.

Умение ориентироваться в пространстве

4.

Сформированность моторных действий (моторная возможность выполнить действие)

22. Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания)

1.

Понимание инструкции

2.

Сфокусированность взгляда; на материале,        на говорящем, на задании

3.

Удержани евзгляда на объекте

23. Действия с предметами

1.

Понимание инструкции

2.

Сфокусированность взгляда на предмете

3.

Умение удерживать предметы в руках

4.

Правильное выполнение действий согласно  инструкции взрослого

24. Действия  с материалами

1.

Понимание инструкции

2.

Захват материала        обеими руками

3.

Осознание выполняемогодействия

4.

Выполнение операций самостоятельно или с помощью взрослого

5.

Сформированность моторных навыков (моторная возможность выполнить действие)

25.Умение выполнять инструкции педагога

1.

Выполнение инструкции с помощью взрослого

2.

Выполнение инструкции с направляющей  помощью взрослого

3.

Выполнение инструкции по подражанию  («Делай, как я»)

4.

Выполнение словесной инструкции самостоятельно (индивидуально)

5.

Выполнение словесной инструкции самостоятельно в группе

26. Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться

1.

Знание частей своего тела

2.

Ориентировка  в своем теле

3.

Умение ориентироваться в пространстве

4.

Умение выполнять конкретные действия (сидеть, стоять, передвигаться)

5.

Сформированность моторных навыков (моторная возможность выполнить действие)

6.

Умение удерживать        и выполнять одну  или несколько инструкций

27.Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

1.

Знание названий предметов

2.

Выполнение простых инструкций в том числе «Дай», «Покажи» предмет.

3.

Выбор предмета из двух предметов до 5-6 альтернативных. Ребѐнок выбирает и подаѐт предмет взрослому.

4.

Сличение предметов с их изображением.

5.

Умение найти предмет по его описанию, функциям. (Принеси то, чем ты рисуешь? Покажи, кто кричит Му-у)

6.

Умение соотнести предмет с картинкой, изображающей действие (едет на машине)

28. Использование лексико- грамматического материала в учебных целях

1.

Понимание предложенного лексико- грамматического материала (вербальных конструкций)

2.

Выбор названного (или желаемого?) предмета из двух (до 5-6) предложенных. «Что ты хочешь?»

Получение отклика (кивок головы, вокализация, ответ, жест)

3.

Использование картинки для обозначения своего желания

4.

Выбор нужной картинки для обозначения своего действия (желания) с использованием жестов. На вопрос «Что ты хочешь»

5.

Использование картинки для обозначения своей просьбы «Помоги»

6.

Выбор нужной картинки для выражения просьбы «Помоги»

7.

Использование картинки для подкрепления просьбы с вербальным сопровождением

29. Использование лексико- грамматического материала в коммуникативных целях

1.

Умение пользоваться доступными речевыми ресурсами для общения (жест, звук, слово)

2.

Умение обратиться с просьбой, вопросом во  внеучебной ситуации

3.

Умение обратиться с просьбой, вопросом во внеурочное время (в быту)

4.

Умение обратиться с просьбой, вопросом в играх с о сверстниками.

30. Использование средств альтернативной коммуникации

1.

Сформированность умения пользоваться доступными внеречевым ресурсами: жест, мимика

2.

Указывающий жест на нужный предмет

3.

Выбор предмета из двух предложенных на вопрос «Во что ты хочешь играть?»

4.

Соотнесение двух предметов Выбор из трѐх простых игрушек двух одинаковых «Где такой же?»

5.

Указывающий жест на нужную картинку

Соотнесение двух картинок Выбор из трѐх картинок двух одинаковых «Где такой же?»

6.

Указывающий жест на нужную фотографию

Соотнесение трѐх фотографий Выбор из трѐх фотографий двух одинаковых «Где такой же?»

7.

Соотнесение предмета и картинки (фотографии)

Из двух игрушек и двух соответствующих фотографий выбрать «Где такой же?»

8.

Получение игрушки посредством указывания на неѐ пальцем.

Выбрать с опорой на картинки желаемую игрушку, (картинки перед ребѐнком, игрушки стоят вдалеке), «Что тебе дать», «Покажи».

9.

Указывающий жест на нужную картинку и использование картинок в повседневной жизни ребѐнка

31.Узнавание и различение образов графем (букв)

1.

Знание целостного графического образа буквы. Указывание жестом, взглядом, называние.

2.

Сформированность различения графического образа буквы среди предметов, далѐких от букв.

3.

Умение наложить букву на подобную ей (выбор среди букв)

4.

Умение назвать букву

5.

Соотнесение букв разного размера

6.

Знание элементов, составляющих графему (букву). Умение выбрать нужный элемент для буквы.

7.

Умение составить букву из элементов

32. Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв).

1.

Сформированность графо-моторных навыков и общей моторики.

2.

Сформированность зрительного восприятия и умение видеть целостно графему

3.

Понимание инструкции

4.

Умение ориентироваться на листе бумаги

5.

Умение «видеть» строку

6.

Знание пройденных букв

7.

Умение удерживать ручку, карандаш

8.

Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (обведи)

9.

Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (выполни штриховку).

10.

Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (напечатай букву)

33. Письмо печатной буквы

1.

Умение правильно сидеть за партой

2.

Понимание инструкции

3.

Развитие мелкой моторики

4.

Пространственная ориентировка на листе бумаги

5.

Умение «видеть» границы строки

6.

Знание целостного оптического и графического образа буквы

7.

Фиксация взгляда на грифеле карандаша

8.

Умение правильно держать в руке карандаш

9.

Способность выполнять тонкие дифференцированные движения кистью руки

34. Пользование индивидуальным предметом - расческа

1.

Понимание инструкции

2.

Развитие общей и мелкой моторики

3.

Умение фокусировать взгляд на своем отражении в зеркале

4.

Знание зрительного образа предмета

5.

Умение использовать знание о назначении предмета

6.

Понимание схемы своеготела

7.

Знание ситуации, при которой применяется данныйпредмет

35. Пользование полотенцем

1.

Знание названия и назначения предмета полотенце

2.

Понимание инструкции (возьми полотенце, вытри руки, лицо)

3.

Развитие общей и мелкой моторики (моторная способность выполнить действия)

4.

Понимание схемы своего тела

5.

Знание ситуации, при которой применяется данный предмет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...