ДОКЛАД на ШМО классных руководителей на тему: «Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю»_26.10.2020
материал

Юрятина Татьяна Павловна

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий. Поэтому первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о; своей малой родине, ее традициях о своей стране и отношению к природе с помощью анкеты -  опросника «Я  и моя страна» и «Отношение к природе и ее охране».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_pozitsiya_26.10.2020_doklad.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                                 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02        

        

ДОКЛАД

 на тему:

«Формирование гражданской

позиции и патриотических

чувств к родному краю»

учитель: Юрятина Татьяна Павловна

Октябрь 2020

 Заботливый садовник укрепляет корень,

от которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий. Так учитель должен

 заботиться о воспитании  у своих детей

 чувства безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

Введение

Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки. 

К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а  новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.

Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Но проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

3.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, актуальность работы по патриотическому воспитанию, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, ее особенностях.

        Поэтому основной целью моей работы в патриотическом воспитании школьников с умственной отсталостью является создание  условий для формирование патриотических чувств и патриотического сознания у детей с ОВЗ. 

Задачи:

1. Воспитывать  чувства любви к своей Родине – России.

2.Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

  1. Воспитание  чувства любви к своей Родине

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий. Поэтому первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о; своей малой родине, ее традициях о своей стране и отношению к природе с помощью анкеты -  опросника «Я  и моя страна» и «Отношение к природе и ее охране». (Приложение 1.) Анализ показал, что у половины  обучающихся не достаточно сформированы  ценности патриотизма. (Приложение 2.)

Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:

1. Воспитание  чувства любви к своей Родине – России:

-  закрепить знания детей о государственных символах России;

-  обобщить элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник)

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

В рамках реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Живу в России», мною были проведены беседы «Государственная символика. Что это такое?», «Российский флаг».

        В ход е классных часов были закреплены уже ранее полученные сведения о гербе, флаге и гимне России, а также были даны дополнительные исторические сведения. Ребята не имеют возможности посетить столицу нашей Родины - Москву, но познакомиться с ней поможет игра – путешествие «Москва – столица нашей Родины». Для проведения  игры  были использованы слайды с видами Москвы. Дети познакомились с историей столицы, её развитием, достопримечательностями.                                      

Так же воспитание в детях причастности к Великому Русскому народу происходит через знакомство детей с  древнейшими народными праздниками: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица».

 У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они  водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.

Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды  и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию  уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это участие в школьном конкурсе чтецов посвященному Дню защитника Отечества, подготовка к конкурсу патриотической песни, знакомство с военной символикой.

 «Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» в преддверии 75 годовщины Великой Отечественной войны ребята будут продолжать знакомиться с произведениями о героях военных лет.

2.  Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю, гордости за свою малую родину происходит через воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

 Привить любовь к Родине ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать.

Одним из мотиваторов является гордость за  свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, традициями  Клина(Клин в далеком прошлом).  Даю понятие Родины как места, где человек родился, природы родины; традиций, нравов, обычаев Малой Родины; понятия соотечественника; национальных особенностей жизни людей. Дети  знакомятся с гербом Клина, его историей, а также рассказывают о гербе Московской области.  

          

         

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Клинского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Большую поддержку по ознакомлению с родным краем, оказывает тесное взаимодействие со школьной библиотекой ,уроками развития речи,чтения.

3. Формирование основ экологической культуры 

Так же гражданско – патриотические чувства проявляются через формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края. 

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических качеств.  Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д.

Изучая совместно с   учителями биологии,развития речи,чтения узнали, что к сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Еще с прошлого учебного года решили, что будем заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.    

   

 Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

 

Заключение

Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания  воспитанников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.

Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью,  способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.

     А процесс гражданско-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии (с гораздо большим трудом, усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, краю, родине).

          Но тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического  формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной школы, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

     Поэтому, для продолжения работы над данной темой необходимо учитывать следующие правила:

- использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.

- обеспечить активность детей на занятиях: рисование, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.

- преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.

          Для более успешной организации гражданско-патриотического воспитания  обучающихся  с ОВЗ на следующий учебный  год к задачам:

1. Воспитывать  чувства любви к своей Родине – России.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Будет добавлено направление,  по которому планируется продолжать работу по изучению данной темы:

4. Способствовать  активному вовлечению родителей в совместную деятельность,  по ознакомлению с историческим и культурным наследием родного края, его жителями.
Продуктом изучения темы будет являться
оформление альбома «Знаменитые люди Клина».

В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества. Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

Список литературы.

1. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя -М.:Эксмо, 2008.

2.Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников//Воспитание школьников -2015.-№7.

3.Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.

4.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.

5.Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)

 Интернет-ресурсы:

http://mosmetod.ru.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

http://www.consultant.ru/document/cons  Закон РФ «Об образовании»

1.Замечательные люди Клинского края.

2.Клин во время войны.

3.Наш край в далеком прошлом.

3. В окрестностях Клина .

.


\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

The Greenhouse Enterprise (Формирование гражданской позиции на уроках иностранного языка)

В последние годы в педагогической науке широко обсуждается проблема обновления содержания образования в средней школе. Этот процесс охватил все школьные дисциплины, в том числе и иностранные языки....

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

Тема работы: "Формирование гражданской позиции у обучающихся через спортивно - патриотические мероприятия".

   Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства,...

Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"

Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».Докладчик: учитель английского языка, к...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Доклад по теме: Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной ...