ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья

Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов дошкольных организаций, студентов педагогических учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ  

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов дошкольных организаций, студентов педагогических учреждений.

Ключевые слова: ФГОС ДО, дети дошкольного возраста с ОНР,  коррекционно-развивающая деятельность, методика ТРИЗ.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…» [1]. Как известно, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми и обмена мыслями, лишь овладевая языком. В период дошкольного детства, дети овладевают важной формой речевого общения – устной речью, усваивая родной язык, формируется культура речи, определяющая уровень образованности человека. Уже в XIX веке начали заниматься вопросами исследования проблем в речи детей. Зарубежные и отечественные педагоги, психологи и физиологи внесли значимый вклад в осмысление вопроса формирования и развития речи дошкольников.

В настоящее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, ежегодно увеличивается. У таких детей, несмотря на различную этиологию дефектов, как правило, имеются характерные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности, одним из которых является бедность словарного запаса. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме речевого развития, позволяет нам сделать вывод, о том, что чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, следовательно, лучше развита его речь. По мнению исследователей, дошкольнику необходимо овладеть словарным запасом, позволяющим ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, читать и понимать прочитанное. Поэтому развитию словаря детей в дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание. Дети с недостаточно развитой речью отстают в школе и оказываются в числе неуспевающих, часто ошибочно употребляют слова, недостаточно верно понимая их смысл, не используют в своей речи синонимы, антонимы, тем более эпитеты. Работа по развитию словарного запаса ребёнка имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность ребёнка.  По мнению таких учёных, как В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков, одной из основных задач развития речи является развитие системного типа мышления, которому способствует использование элементов и методов ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста[3].

Сегодня, в работе учителя-логопеда часто используются элементы методики ТРИЗ, которая была разработана Г.С. Альтшуллером. По мнению автора, специальные ТРИЗ – игры и логические упражнения, помогают увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, позволяют качественно изменить процесс речевого развития дошкольников[2]. Для дошкольников существует множество адаптированных методов, таких как метод каталога, метод мозгового штурма, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, метод синектики, метод системного анализа, метод типового фантазирования, метод «золотой рыбки» и другие. Практика показывает, что использование методов ТРИЗ-технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР работает в нескольких направлениях: мышление, эмоционально-волевая сфера, речь, воображение.

В настоящее время, работая в МБДОУ «Детский сад №82» г. Чебоксары, учитель-логопед совместно с воспитателями группы активно используют методы ТРИЗ-технологии. По мнению педагогов, использование адаптированного метода ТРИЗ в процессе обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи даёт явные преимущества. В частности, у детей активизируется познавательная деятельность, формируется осознанность в построении лексико-грамматических конструкций, развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности, повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.

В логопедической работе с детьми используются игры, включающие элементы ТРИЗ-технологий, такие как «Меняем порядок», «Складываем слова из половинок», «Переставь слова», «Измени слово», «Полиномы фантазии», «Что было, что будет», «Данетка», «Назови наоборот», использование кругов Луллия и другие на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Для этого были изготовлены из картона круги Луллия по темам «Домашние и дикие животные», «Овощи», «Деревья», для игр «Назови наоборот» – картотека слов-антонимов, для игр «Что было, что будет» –  картотека сюжетных картинок по лексическим темам,  для игр  «Складываем слова из половинок» – карточки со словами, разделенными на слоги. Осуществляя взаимодействие с учителем–логопедом, воспитатели группы в рамках образовательной деятельности внедряют элементы ТРИЗ-технологий, которые, по их мнению, позволяют расширить словарный запас, увеличить познавательную активность, развивают память, воображение, мышление и творческие способности. В этом им помогают игры с элементами ТРИЗ-технологии: «Уменьшаем – увеличиваем», «Чем был, чем стал», «Угадай, чьи следы», «Да-нетка», «Мои друзья» и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая деятельность  в группе для детей  с нарушением речи, построенная на основе элементов ТРИЗ-технологии, помогает педагогам в планировании, облегчает проведение занятий. Поэтому адаптивное использование данной технологии в работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155.
  2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. –  Москва :  Изд-во: Альпина Паблишер, 2019. – 402 с.
  3. Официальный сайт КиберЛенинка [Электронный ресурс]// https://cyberleninka.ru/article/n/v-v-davydov-i-l-v-zankov-o-suschnosti-pedagogicheskoy-teorii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование элементов народного танца в работе с детьми»

В публикации представлен опыт работы педагога по развитию музыкально-ритмических движений с детьми 4-5 лет и методическая разработка разработка организованно-обраховательной деятельности "Матрёшк...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...

«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с нарушениями речи»

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимущ...