Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
консультация

Абрамова Елена Владимировна

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В основе логоритмики лежит принцип использования ритма как стимулирующего фактора в развитии двигательной сферы. 

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Великий русский ученый И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. А советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев, в своей работе «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

          Современные авторы определяют логоритмику, как одну из форм кинезотерапии, представляющую собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи. В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др.).

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание выразительности движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Как и у любой науки у логоритмики есть свои принципы:

  • принцип систематичности. Элементы логопедичекой ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.
  • принцип сознательности и активности (проявление активного и осознанного отношения ребенка к деятельности; к детской активности побуждает эмоциональностью, музыкальная образность, разнообразие игр, игровых упражнений, приемов);
  • принцип наглядности (реализуется с помощью наглядного показа движения, иллюстраций, образное слово помогает представить детям определенный образ);
  • принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей их индивидуальные особенности);
  • принцип поэтапности (В его основу положен подход «От простого к сложному».)
  • принцип развития (необходимо учитывать индивидуальные возможности развития личности ребенка)
  • принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка)
  • принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);
  • принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений, которые делятся на две группы:

1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);

2) 
речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

 Развитие неречевых процессов


Ходьба и маршировка (вводные и заключительные упражнения)       
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.


 
Регуляция мышечного тонуса
 У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.      

    
Развитие внимания и памятиСчетные упражнения
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей.


Развитие чувства музыкального темпа
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый. 

 

Развитие чувства музыкального ритма
 У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. 


Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование способствует развитию творческих способностей.


Пальчиковые игры
 Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.


Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве.

Слушание музыки
 Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений

Развитие дыхания-  один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности

.
 Развитие голоса
 Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.  Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.


Темп речи
 Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.


Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент). 

 
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.

Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. 

Мимика
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.


Артикуляция
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

Фонематическое восприятие 
 Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков. 

 
Коррекция нарушений звукопроизношения
 На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо музыкальными образами.


 
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного возраста.


Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

   Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

             Подготовительная часть  продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

           Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; упражнения регулируемые мышечный тонус; упражнения активизирующие внимание; упражнения регулирующие мышечный тонус; упражнения на развитие координации движения; упражнения на координацию речи с движением, пения с движением; слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения формирующие чувства ритма; упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие речевых и мимических движений; ритмические упражнения; пение; игра на музыкальных инструментах; игры (статические, малоподвижные, подвижные); упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

В структуру занятия не всегда включают все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду:

  • 1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
  • 2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
  • 3. Речевые игры перед едой.
  • 4. Логоритмические паузы на занятиях.
  • 5. Динамические паузы между занятиями.
  • 6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
  • 7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
  • 8. Подвижные игры с пением (на прогулке) .
  • 9. Игры малой подвижности (в группе) .
  • 10. Логоритмические досуги.

Список литературы:

1. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией  - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 1993 г.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985г.

3. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М «.ТС СФЕРА», 2006г.

4. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2005г.

5. Гуськова А.А. «Подвижные и речевые игры» Развитие моторики, коррекция координации движений и речи. Волгоград «Учитель», 2014

6. КартушинаМ.Ю.Конспектылогоритмических занятий с детьми 6- 7 лет– М.: ТЦ Сфера, 2008;

7. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению. «Музыкальная палитра». СПБ, 2005 г.

8. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.

9. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.:Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.

10. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

11. Никитин В.М. Развитие музыкального слуха учащихся общеобразовательной школы. СПб, 1993 г.;

12. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем. Музыкальные игры, игровые песни. М.: Издательство «Новая школа», 1994 г.

13. Руднева С., Фиш Э.  Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972 г.

14. Филатова Ю.О. Логоритмика. Развитие ритма, движений и речи у детей с заиканием. М.: Национальный книжный центр, 2011.

 

15.  Филатова, Ю.О. Об особенностях ритмоинтонационной стороны речи детей с билингвизмом. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2011

16. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;

17. Филатова Ю.О. Логоритмика. Развитие ритма, движений и речи у детей с заиканием. М.: Национальный книжный центр, 2011.

18. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ

19. Филатова, Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2012.

20. Филатова, Ю.О. Об особенностях ритмоинтонационной стороны речи детей с билингвизмом / Ю.О. Филатова, М.В. Конончук // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2011.

21..Филатова, Ю.О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием: Учебно-методическое пособие / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, 43 Е.В. Прокопенко. – М.: Национальный книжный центр, 2011г.

22. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;

23. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. – В сб.: Из опыта логопедической работы.- М., 1955 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

«Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушение речи»

Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений имеет практическую значимость для развития речи детей, так как такая система упражнений помогает активизировать деятельность речевых з...