Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".
консультация по теме

Никишина Людмила Гаджиевна

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, которую необходимо планировать и осуществлять при организации разных видов деятельности во время прогулки. Также имеется перечень игр, рекомендованных для детей с нарушением зрения с учетом их особенностей здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Коррекционная работа с детьми,

имеющими нарушения зрения,  на прогулке

     Прогулка  –  наиболее  благоприятное  время  в  режиме  дня  детей,  когда   создаются  условия  для  их  развития  в  разных  видах деятельности.  При организации прогулок с детьми с нарушением зрения необходимо обращать внимание на специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа, в том числе и специалистами (учителями-дефектологами (тифлопедагогами) и логопедами) направленная на обогащение предметных представлением, развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы (зрение, слух, осязание, обоняние), развитие речи.

Прогулка включает в себя наблюдения и экскурсии, детское экспериментирование, сюжетно-ролевые и подвижные игры, а также индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу с участием специалистов.

Коррекционная работа при организации наблюдений и экскурсий может быть представлена в виде выполнения заданий:

  • найти одинаковые объекты в окружающей природе;
  • найти различия в растениях, животных, окружающих предметах;
  • дидактические игры на классификацию (цвет, форма, величина);
  • проследи за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.)
  • рассмотри при помощи увеличительных приборов цветки и др. части  растений, насекомых, птиц  (задания должны сопровождаться переключением взгляда на удаленные объекты – небо, деревья, другие удаленные предметы).

Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.

1. Развиваем слух:

– учить определять происхождение звука или шума;
– определять причину возникновения звука:
– что происходит со звуком при его передаче на расстояние, причины его ослабления и усиления.

2. Развиваем обоняние:

– определять  по запаху различные живые и неживые объекты:
– сравнивать  качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).

3. Развиваем осязание:

–  определять температуру (горячий – холодный);
–  определять качество поверхности (сухой – мокрый, твердый – мягкий и др.);
–  определять размер (длинный – короткий, тонкий – толстый и т. д.).

Основным методом коррекционной работы при организации труда в природе  с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу, а на более поздних периодах  –  по словесному пояснению  и  инструкциям.

В  процессе  трудовых  действий  развиваются  зрительные  способности, формируются  предметные  образы  и  предметно-практические  действия.

Коррекционная работа при организации сюжетно-ролевых игр включает следующие виды:

  • наблюдения за деятельностью взрослых;
  • проигрывание ролевых ситуаций;
  • объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
  • преодоление вербализма  и  обогащение чувственного опыта (предварительно проводятся специально организованные экскурсии и наблюдения);
  • слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;
  • отображение собственного опыта в игре;
  • использование предметов-заместителей;
  • преодоление недостатков развития личности.

Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:

Ортоптический период – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.

  • Ходьба по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
  • задания по отношению к своему телу;
  • ходьба и бег змейкой, между предметами;
  • перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель (с учетом зрительного диагноза).

Диплоптический период – выработка стереоскопического видения.

  • Бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
  • нахождение своего круга, дерева, домика и т.д. – развитие поисковой функции глаза;
  • бросание и ловля мячей разных размеров – развитие силы броска, быстроты реакции.
  • игры:  кольцеброс,  рыболов,  упражнения  с  воздушными  шарами, бильярд,  бадминтон, кегли, серсо, городки.

Стереоптический период – восприятие в трехмерном пространстве.

Игры:

  • кольцебросы;
  • “Шарик на удочке опусти в цилиндр”;
  • “Надень кольцо на стержень”;
  • “Поймай рыбку”;
  • серсо, кегли, бадминтон.

Индивидуальная  и подгрупповая коррекционная работа

  • с целью развития прослеживающей функции глаза  организуются  наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок;
  • с целью выработки резерва аккомодации : игра “Далеко-близко”, «Высоко-низко»;
  • с целью развития восприятия цвета и формы : рассматриваем плоды и семена, листья, снежинки; выделяем цвета одежды, определяем размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.;
  • с целью формирования пространственной ориентировки проводим  игры  “Что где?”,  “Прятки”,  “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону;
  • с целью развития осязания и мелкой моторики : игры с песком, камушками, собираем семян и плодов, рисуем мелками на асфальте, палочками на песке и снегу, лепим снежки;
  • с целью коррекции речи: упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления ...