Конспект индивидуального логопедического занятия при моторной алалии для ребенка младшего школьного возраста по постановке звука [С]
план-конспект

 Жигаева Ксения Александровна

Конспект индивидуального логопедического занятия при моторной алалии для ребенка младшего школьного возраста по постановке звука [С]

Тема: «Зима»
 

Цель: Постановка звука [С]

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Развитие словарного запаса по теме «Зима»

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие правильного физиологического дыхания;
  • Нормализация мышечного тонуса;
  • Подготовка органов артикуляции к постановке звука [С];
  • Постановка звука [С].

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развитие самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: изображение снеговика, снежинки для дыхательной гимнастики, изображения дорожки для изолированного произнесения и в прямых слогах звука [С].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx483.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия при моторной алалии для ребенка младшего школьного возраста по постановке звука [С]

Тема: «Зима»

Цель: Постановка звука [С]

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Развитие словарного запаса по теме «Зима»

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие правильного физиологического дыхания;
  • Нормализация мышечного тонуса;
  • Подготовка органов артикуляции к постановке звука [С];
  • Постановка звука [С].

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развитие самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: изображение снеговика, снежинки для дыхательной гимнастики, изображения дорожки для изолированного произнесения и в прямых слогах звука [С].

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Посмотри  в окно: на улице идет снег. Значит, какое время года сейчас? Правильно, зима. Ой, а кто это к нам пришел? Чтобы это узнать, нужно разгадать загадку:

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
получился … (снеговик)

(Т.к. ребенок употребляет в речи только слоги, то для ответа используются картинки, как альтернативные средства коммуникации с доступным уровнем речи)

Действительно, это снеговик и он принес подарок. Но, чтобы его получить, нужно выполнить все задания.  

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: А сейчас приготовь пальчики, будем лепить снеговика

Мы слепили снежный ком                Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем                      Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову,

Нос приделали и вмиг                       Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик                          Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика. 

  1. Дыхательная гимнастика (сдуй снежинку, греем ладошки)

Логопед: Кажется, пошел снег! Давай сдуем все снежинки! Дуть на них нужно плавно, не надувая щеки.

(Игра «сдуй снежинку» - на несколько ниточек прикрепляются снежинки, сделанные из бумаги. Задача ребенка – сдуть их. Щеки не надувать, дуть плавной струей).

Здорово! Только совсем холодно стало, нужно скорее ладошки согреть.

(Глубоко вдохнуть. Открыть рот, произвести выдох на руки, произнося шепотом звук [а]. Воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов).

  1. Нормализация тонуса языка

Логопед: Теперь давай разогреем язычок.
(Далее массажные движения по следующим инструкциям):

Поглаживающие  движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.

Круговые растирающие движения.

Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима.

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вот и разогрелись. А теперь поиграем с нашим гостем в игру. Он будет строить тебе разные рожицы, а ты должен будешь их повторить:
1. Снеговик улыбается
 («Улыбка» - растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10).
2. А теперь снеговик показывает зубки
 («Заборчик» - сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.)
3. Теперь он показывает тебе язык. Повторяй за снеговиком!  («Блинчик» - улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.)
4. А сейчас чистит зубки («Почистим нижние зубки» - сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри)).

  1. Постановка звука

Логопед: Послушай, ветер запел («ссссссс»). Повтори за ним, а я тебе помогу.  Чтобы петь как ветерок, тебе нужно улыбнуться, широкий язычок поставить за нижние зубы. Дуть нужно на самый кончик языка, чтобы на нем почувствовался холодок.

(Постановка звука [С] по подражанию. Открыть рот, улыбнуться, распластать язык напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок»)

  1. Изолированное произнесение [С]

Логопед: Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С-С-С... При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту, проверь) – (Приложение 1).

  1. Физминутка

Лепим мы снеговика          (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком,         (наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он.         (разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше,         (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова.                 (чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра.         (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –         (показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.

  1. Произнесение звука в слогах

Проведи пальчиком по дорожке и соедини (Приложение 2).
Повторяй за мной.

СА
СО
СЫ
СУ
СЭ

СА - СА
СО - СО
СЫ - СЫ
СУ - СУ
СЭ - СЭ

  1. Итог занятия, домашнее задание

Молодец … (имя ребёнка), ты сегодня хорошо позанимался и выполнил все задания. За это гость дарит тебе подарок (Приложение 3). Давай еще раз вспомним, кто приходил к нам в гости? Тебе понравилось с ним заниматься? А что тебе понравилось больше всего?

Приложение 1

http://img.sovenok.co.uk/01_icon/Azbuka/13/zvyk-L_02.jpg

Приложение 2

С_______________________А

С______________________О

С_______________________У

С______________________Ы

С_______________________Э

Приложение 3

Проведи пальчиком по дорожке, произнося [С]. После этого раскрась снеговика.

С_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса ,, Постановка звука ш,,

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса. Будет полезен начинающим учителям-логопедам, а так же родителям тех детей, которые неправильно произносят шипящие звуки. Даётся оп...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Подготовка к постановке звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [С]....

Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»

Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука....