Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»
рабочая программа

Малевич Светлана Викторовна

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudakov_sergey_3g.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Семикаракорский район  г.Семикаракорск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А. Араканцева

г. Семикаракорска»

Утверждаю:

                        Директор  МБОУ  СОШ  №2

                        Приказ  от_________ №____

                                                                                                                                                                                           

_______ Н.В. Мартемьянов

Коррекционный курс

индивидуальных коррекционных занятий

обучающегося 3 «Г» класса Рудокова Сергея

курс «Дефектологические занятия»

количество часов: 99   часов

учитель – дефектолог Малевич Светлана Викторовна

квалификационная категория

2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева.

Основная цель: восполнение пробелов предшествующего обучения, коррекция, развитие и активизация познавательной деятельности на основе изучаемого программного материала,  формирование базовых учебных действий, развитие алгоритмов продуктивной учебной деятельности, помощи в усвоении программного материала.

Курс «Дефектологические занятия» создается по модульному принципу и направлен на преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекцию и развитие мыслительной деятельности, а также  умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для усвоения программного материала.

В процессе коррекционно-развивающих занятий формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.

Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:

  1. Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.
  2. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать отвлеченными отношениями между словами, выделение существенных признаков понятий, сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, умение выполнения много аспектной классификации. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучением категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» включает следующие разделы:

  • Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации
  • Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации
  • Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие
  • Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» включает следующие разделы:

  • Познавательные действия при работе с алгоритмами
  • Познавательные действия при работе с информацией
  • Познавательные действия по преобразованию информации

В процессе реализации курса осуществляется:

  • совершенствование мотивационно - целевой основы учебно-поисковой деятельности;
  • формирование организованного мотивированного учебного поведения; отсутствие импульсивных необдуманных ответов на вопросы педагога;
  • формирование структурных компонентов учебной и познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании; осмысление того, что нужно сделать в задании и умение руководствоваться инструкцией до конца выполнения задания, проводить контроль совершаемых учебных действий; регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • формирование приемов мыслительной деятельности, основы теоретического мышления;
  • стимуляция познавательных процессов: возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
  • формирование способности осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
  • формирование алгоритмов выполнения заданий, способствующих автоматизации конкретного учебный навыка;
  • формирование умения определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Планируемые результаты первого года обучения (4-й класс) освоения коррекционно-развивающего курса формулируются в рамках обозначенных модулей.

Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».

  • По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации обучающиеся научатся:

-         выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-         объединять предметы и явления в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно найденному основанию;

- синтезировать объект: восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами);

- синтезировать объект: восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения;

- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- сравнивать объекты по наиболее характерным признакам, делать вывод по результатам сравнения.

  • По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации обучающиеся научатся:

-  выделять явление из общего ряда других явлений, с помощью взрослого различать видовые и родовое понятие;

- обобщать понятие по существенным признакам с опорой на алгоритм учебных действий;

-  определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

-  излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- устанавливать закономерности и поводить обобщение.

  • По разделу развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие обучающиеся научатся

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-  делать умозаключение по аналогии;

- давать определение понятию на основе пошагового алгоритма учебных действий.

  • По разделу развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов обучающиеся научатся:

- выделять неочевидную информацию в тексте на основе сопоставления фактов;

- устанавливать причинно-следственные связи между информационными частями текста, делать выводы;

- объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок с опорой на проиллюстрированный контекст жизненной ситуации.

Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

  • По разделу познавательные действия при работе с алгоритмами обучающиеся научатся:

- выполнять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей по визуальной опоре;

- определять последовательность выполнения действий и составлять простые инструкции из двух-трех шагов;

- удерживать алгоритм работы с правилом с опорой на визуализацию;

- сохранять последовательность учебных действий при самостоятельном выполнении задания;

- определять понятие по заданному алгоритму на изучаемом программном материале 4 класса.

  • По разделу познавательные действия при работе с информацией обучающиеся научатся:

- ориентироваться в содержании справочной информации, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике информацию;

- интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;

- оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста;

- определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач;

- владеть постановкой вопроса при работе с информацией;

- создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;

- понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты;

- оперировать приемами запоминания и воспроизведения информацией.

  • По разделу познавательные действия по преобразованию информации обучающиеся научатся:

- владеть логическими приемами переработки информации (заполнение таблицы, введение числовых данных);

- преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

- ориентироваться в схематично представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему;

-  кодировать и декодировать информацию.

ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

Тема

Количество часов

Дата

Диагностика

1

Диагностика математических представлений.

1

09.09.2020

2

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

11.09.2020

3

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

14.09.2020

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»

4

Развитие логического мышления. Сравнение, анализ и синтез.

1

16.09.2020

5

Развитие логического мышления. Сравнение, анализ и синтез.

1

18.09.2020

6

Формирование соотношений между словом и образом.

1

21.09.2020

7

Формирование соотношений между словом и образом.

1

23.09.2020

8

Формирование понятий на основе абстрагирования.

1

25.09.2020

9

Формирование понятий на основе абстрагирования.

1

28.09.2020

10

Умение строить простейшие обобщения.

1

30.09.2020

11

Умение строить простейшие обобщения.

1

02.10.2020

12

Умение выделять в явлении природы разные особенности.

1

05.10.2020

13

Умение выделять в явлении природы разные особенности.

1

07.10.2020

14

Развитие способности анализировать простые закономерности.

1

09.10.2020

15

Развитие способности анализировать простые закономерности.

1

12.10.2020

16

Сравнение картинок с последующим рассуждением.

1

14.10.2020

17

Сравнение картинок с последующим рассуждением.

1

16.10.2020

18

Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с иллюстрацией.

1

19.10.2020

19

Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с с иллюстрацией.

1

21.10.2020

20

Установление последовательности событий.

1

23.10.2020

21

Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом.

1

26.10.2020

22

Построение выводов и умозаключений.

1

28.10.2020

23

Построение выводов и умозаключений.

1

30.10.2020

24

Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете.

1

09.11.2020

25

Развитие элементов причинного мышления.

1

11.11.2020

26

Развитие элементов причинного мышления.

1

13.11.2020

27

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

1

16.11.2020

28

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

1

18.11.2020

29

Формирование понимания скрытого смысла.

1

20.11.2020

30

Развитие способности к наглядному моделированию по словесной инструкции и по образцу.

1

23.11.2020

31

Развитие способности к наглядному моделированию по словесной инструкции и по образцу.

1

25.11.2020

32

Логический анализ текста.

1

27.11.2020

33

Логический анализ текста.

1

30.11.2020

34

Восстановление логической последовательности в сюжетном ряде. Сжатый пересказ.

1

02.12.2020

35

Работа со сложными метафорами. Поиск метафор в тексте.

1

04.12.2020

36

Анализ фразеологизмов. Подбор синонимичного фразеологического ряда.

1

07.12.2020

37

Работа с пословицами. Анализ и обобщение.

1

09.12.2020

38

Работа с пословицами. Анализ и обобщение.

1

11.12.2020

39

Разбор текста со скрытым смыслам. Обсуждение основной сюжетной линии.

1

14.12.2020

40

Разбор текста со скрытым смыслам. Обсуждение основной сюжетной линии.

1

16.12.2020

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

41

Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема.

1

18.12.2020

42

Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема.

1

21.12.2020

43

Развитие уровня кратковременной слуховой памяти.

1

23.12.2020

44

Развитие уровня кратковременной слуховой памяти.

1

25.12.2020

45

Формирование целостного образа предмета.

1

28.12.2020

46

Формирование целостного образа предмета.

1

11.01.2021

47

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания.

1

13.01.2021

48

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания.

1

15.01.2021

49

Тренировка смысловой и слуховой памяти.

1

18.01.2021

50

Тренировка смысловой и слуховой памяти.

1

20.01.2021

51

Развитие логической памяти на картинном ряде.

1

22.01.2021

52

Повышение уровня смысловой догадки. Работа с текстом.

1

25.01.2021

56

Соотнесение определений с заданными словами.

1

27.01.2021

57

Соотнесение определений с заданными словами.

1

29.01.2021

58

Формирование представлений о различии поговорок и пословиц.

1

01.02.2021

59

Формирование представлений о различии поговорок и пословиц.

1

03.02.2021

60

Чтение пословиц и соотнесение со смысловым образом.

1

05.02.2021

61

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

08.02.2021

62

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

10.02.2021

63

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

12.02.2021

64

Работа с крылатыми выражениями.

1

15.02.2021

65

Развитие способности пользоваться устной и письменной речью.

1

17.02.2021

66

Узнавание предметов лексической темы по их описанию.

1

19.02.2021

67

Составление рассказа по обозначенному началу.

1

22.02.2021

68

Составление рассказа по обозначенному началу.

1

24.02.2021

69

Составление рассказа по серии картин.

1

26.02.2021

70

Пересказ текста с опорой на картинно-графическую схему.

1

01.03.2021

71

Пересказ текста с опорой на картинно-графическую схему.

1

03.03.2021

72

Работа с текстом. Прочтение, деление на части. Пересказ текста.

1

05.03.2021

73

Работа с текстом. Прочтение, деление на части. Пересказ текста.

1

10.03.2021

74

Формирование навыка составления рассказа самостоятельно.

1

12.03.2021

75

Формирование навыка составления рассказа самостоятельно.

1

15.03.2021

76

Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом.

1

17.03.2021

77

Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом.

1

19.03.2021

78

Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом.

1

29.03.2021

79

Определение нормативного связного высказывания из предложенных образцов.

1

31.03.2021

80

Определение нормативного связного высказывания из предложенных образцов.

1

02.04.2021

81

Составление схемы связного высказывания.

1

05.04.2021

82

Составление схемы связного высказывания.

1

07.04.2021

83

Развитие умения работать по алгоритму на математическом материале.

1

09.04.2021

84

Развитие умения работать по алгоритму на математическом материале.

1

12.04.2021

85

Арифметические действия на геометрическом материале.

1

14.04.2021

86

Арифметические действия на геометрическом материале.

1

16.04.2021

87

Повышение уровня познавательного материала.

1

19.04.2021

88

Повышение уровня познавательного материала.

1

21.04.2021

89

Работа с задачей. Разбор условия задачи.

1

23.04.2021

90

Работа с задачей. Разбор условия задачи.

1

26.04.2021

91

Составление задач по образцы, схеме.

1

28.04.2021

92

Решение сложных задач.

1

30.04.2021

93

Решение сложных задач.

1

05.05.2021

94

Решение задач с косвенным вопросом.

1

07.05.2021

95

Решение логических задач.

1

12.05.2021

96

Решение логических задач.

14.05.2021

Диагностика

97

Диагностика математических представлений.

1

17.05.2021

98

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

19.05.2021

99

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

21.05.2021

Лист корректировки рабочей программы.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока (раздела)

Количество часов

Причина коррекции

Способ коррекции

Форма контроля

по плану

по факту

по плану

по факту

Согласовано:

Зам. Директора по УВР

 «__» ____________ г.

Хохлачева О.И.

_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Дефектологические занятия»...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»...

Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия».

Мониторинг  реализации программы коррекционного курса«Дефектологические занятия».1-4 классы...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Дефектологические занятия"

Предназначена для работы учителей-дефектологов с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Дефектологические занятия"

Рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся 3-4 классов "дефектологические занятия"...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».

Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения,  речи и  планомерного выполнения зада...