Модифицированная программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта
рабочая программа

Коваленко Екатерина Валерьевна
Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого этикета. Знакомство», «Семья», «Школа», «Магазин».
Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учётом речевых возможностей детей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

 Модифицированная программа

 логопедической работы с детьми,

 овладевающими русским (неродным) языком,

 обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта

                                                                              Составила: учитель-логопед

                                                              высшей квалификационной категории

                                                                                                       Коваленко Е.В.

Пояснительная записка

На сегодняшний день педагоги испытывают проблему в обучении детей, которые говорят только на родном языке и русского языка фактически не знают.

Для речевого развития детей данной категории характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизмы в связанных высказываниях и другие недочеты, обусловленные, прежде всего, ограниченной речевой практикой в сфере русского языка и двуязычием в общении с родителями.

В то же время существует категория школьников с неродным русским языком, у которых обнаруживаются специфические дефекты речи органического и функционального происхождения.

Для педагогов стало проблемой - как и чему учить детей, которые едва разговаривают на русском языке, а то и просто не владеют им. Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции?

Как правило, начинать необходимо с предварительного изучения способностей и возможностей обучающихся. Важную роль играют следующие факторы: двуязычен ли ребёнок с рождения 9один из родителей хорошо говорит по-русски);  введён ли второй язык в 5-8 лет  (такое усвоение отличается от усвоения на более поздних возрастных этапах);  имеют ли дети возможность слушать и смотреть радио-и телепередачи, фильмы, читать книги на русском языке;  живёт ли семья среди русского населения или в национальном сообществе.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно организовать совместное обучение этих детей из разных классов по группам с учётом вышеназванных факторов.

Изучив «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» авторы Чиркина Г.В., Лагутина А.В. и «Программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи», автор Чиркина Г.В., модифицируя, я разработала «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта».

Цели программы:

Образовательные – обучение детей способам усвоения общественного опыты, развитие познавательной активности, формирование положительного отношения к учёбе, чтобы помочь детям овладеть тем объёмом знаний и умений, который предусмотрен программой школы VIII вида.

Коррекционные – компенсация отставания в речевом развитии, накопление и увеличение словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего успешного продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

Основные задачи:

- учить детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; существительное с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимение с существительным). Усвоение правила о раздельном написании предлогов со словами;

- научить произносить слова различной слоговой сложности;

- научить свободно пользоваться приобретёнными навыками в самостоятельной речи.

Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого этикета. Знакомство», «Семья», «Школа», «Магазин».

Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учётом речевых возможностей детей.

Схема изучения учебного материала:

1. Обследование с целью выявления состояния активного и пассивного словаря;

2. Увеличение объёма активного словаря посредством включения в речь словесных клише;

3. Введение в речь развернутых речевых высказываний;

4. Автоматизация, самостоятельное применение русскоязычных слов.

Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учетом речевых возможностей детей.

Программа реализуется в рамках логопедических занятий из расчёта

2 раза в неделю, 64 часа в год.

На занятиях используются как традиционные дидактические технологии, так и специальные коррекционные: личностно-ориентированные, ролевые и деловые игры, элементы ИКТ, имитационное моделирование.

Календарно-тематический план по курсу

«Обучение детей, овладевающих русским (неродным) языком».

I четверть – 16ч.

Тема занятия

К-во

час

Дата

Словарь

1.

Понятие семьи.

1ч.

Полное имя членов семьи.

2.

Родственные отношения.

1 ч.

Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, тётя, дядя.

3.

Мама, папа.

1ч.

Возраст, профессия.

4.

Брат, сестра.

1ч.

Младший, старший, двоюродный.

5.

Дедушка, бабушка.

1ч.

Папин, мамин, уважение, помощь.

6.

Тётя, дядя.

1ч.

Мамин, папин.

7.

Дом, в котором я живу. Квартира.

1ч.

Этажность, количество комнат.

8.

Наша улица.

1ч.

Домашний адрес, телефон, имя собственное.

9.

Что мы делаем дома.

1ч.

Спальня, кухня, детская, зал.

10.

Уборка квартиры.

1ч.

Мебель, посуда, одежда.

11.

Досуг дома.

1ч.

Отдых, учёба, чтение, игры.

12.

Игры и игрушки в доме.

1ч.

Любимая, настольные игры, описание игрушек.

Примечание:

Тема занятия

К-во

час

Дата

Словарь

II четверть – 16 ч.

Вежливые выражения речевого этикета.

2ч.

Слова-приветствия, слова-прощания, слова благодарности.

Культура поведения.

2ч.

Дружелюбность, готовность идти на контакт.

Вежливое приветствие взрослого.

2ч.

Здравствуйте, до свидания, называние по

и. о., Вы.

Диалог. Умение отвечать на вопросы, задавать их.

3ч.

Полные ответы на вопросы.

Умение рассказать о себе.

3ч.

Класс, увлечения, любимые предметы.

Поведение во дворе.

2ч.

Соседи.

Дружба.

2ч.

Доверие, помощь, общение, проведение досуга.

Примечание:

III четверть – 18 ч.

Тема занятия

К-во

Час

Дата

Словарь

Школа.

2ч.

Дорога в школу, адрес, директор, учитель, ученик.

Школьные принадлежности.

3ч.

Учебник, тетрадь, портфель, пенал, ручка, карандаш, краски, кисточка, фломастеры.

Культурное поведение в школе. Общение с педагогами, сверстниками.

3ч.

Слова-приветствия, прощания, просьба, ответы на занятиях.

Поведение в столовой.

2ч.

Посуда, поведение за столом.

Дежурство в столовой.

2ч.

Тряпка, посуда.

Дежурство в классе.

2ч.

Мел, доска, парта, цветы.

Участие в школьных мероприятиях.

2ч.

Праздник, стихотворение, песня, сценка.

Каникулы.

2ч.

Отдых, чтение, игры, улица.

Примечание:

IV четверть-14 ч.

Тема занятия

К-во

час

Дата

Словарь

Понятие магазин.

2ч.

Продавец, покупатель, товар, цена, витрина, товар, ценник, деньги, сумма.

Общение с продавцом.

2ч.

Вежливые слова, умение выразить просьбу, покупка и расплата за товар.

Продуктовый магазин.

2ч.

Хлеб, молоко, яйца, крупы, конфеты, печенья, соки.

Продовольственный магазин.

2ч.

Одежда, обувь, книги, инструменты.

Канцтовары.

2ч.

Бумага, линейка, точилка, ластик, гуашь, кисточка.

Хозяйственный магазин.

2ч.

Инструменты, лампочка, ведро, кастрюля.

Аптека.

2ч.

Таблетки, градусник, капли.

Примечание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов проблемного обучения и воспитания в практике специальной школы для детей с нарушениями интеллекта"

Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении в...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта

Дипломная работа по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая,  Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.             Тема: А.Прокофьев «Бер...

Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации....

«Коррекция недостатков словарного запаса у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе».

Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ....