Формирование представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с ОВЗ.
консультация

Кузьмина Марина Сергеевна

Формирование представлений о  здоровом образе жизни у обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Санаторная школа – интернат»

Ивановская область, г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49

тел./факс8 (49351) 3-13-26; 4-94-47

электронная почта: shool_deaf@ mail.ru

Доклад

Формирование представлений о  здоровом образе жизни у обучающихся с ОВЗ.

Подготовила: Кузьмина М.С.

Шуя, 2021г.

Последнее время здоровье людей стало ухудшаться в связи со снижением уровня жизни, наличием социальных проблем и нервных перегрузок, отрицательным влиянием окружающей среды, ослаблением инфраструктуры здравоохранения и безответственным отношением к своему здоровью. Поэтому появилась потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившая название «формирование здорового образа жизни обучающихся».

Потребность в формировании здорового образа жизни и создании специальных программ обучения здоровому образу жизни обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.

Основные аспекты здорового образа жизни:

- научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;

- следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;

- научиться правильно питаться;

- негативно относиться к вредным привычкам;

- уважать физическую культуру, заниматься спортом;

- соблюдать правила гигиены, сформировать ответственное

            -  гигиеническое поведение.

Обучать здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего возраста ребенка, так как зачастую состояние здоровья уже младших обучающихся  вызывает большую тревогу. Ситуация осложняется тем, что дети, не осознавая значимость своего здоровья, как необходимого условия для полноценной жизни, часто пренебрегают элементарными нормами заботы о здоровье. Отсутствие культуры здоровья у обучающихся  приводит к росту количества соматических заболеваний, функциональных отклонений и психических расстройств.

Проблемы со здоровьем детей приводят к ограничению жизненных и социальных функций, что впоследствии может вызвать затруднения в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.

Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья становится главным направлением в основе интеграции содержания учебных предметов и развития общеобразовательной системы. В связи с этим перед педагогом стоит задача в формировании у обучающихся  понятия о важности сохранения здоровья. Ведь здоровый образ жизни в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации.

В процессе формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ решаются следующие задачи:

- формирование представлений об основных компонентах здорового

образа жизни;

- побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье

(формирование заинтересованного отношения к своему здоровью) в результате соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование представлений о рациональной организации режима

дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

- формирование установок на использование здорового питания

- использование оптимальных двигательных режимов для

обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- развитие готовности самостоятельно поддерживать собственное

здоровье, используя навыки личной гигиены;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью

обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостоять вовлечению в табакокурение,

употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

Успех работы педагогов по формированию основ здорового образа жизни у обучающихся  с умственной отсталостью и воспитанию у них определенных навыков и привычек может быть достигнут только при активной поддержке со стороны общества, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, и семьи. Их совместные усилия в данном направлении будут способствовать эффективности мер по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Работа по формированию здорового образа жизни может быть организована по следующим направлениям:

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры

общеобразовательной организации;

- реализация программы формирования здорового образа жизни в

урочной деятельности;

- реализация программы формирования здорового образа жизни во

внеурочной деятельности;

- работа с родителями (законными представителями);

- просветительская и методическая работа со специалистами

общеобразовательной организации.

Создания здоровьесберегающей инфраструктуры учебного учреждения для обеспечения процесса комфортности обучения подразумевает выполнение следующих условий:

- соответствие состояния и содержания здания и помещения

общеобразовательной организации санитарно-гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья обучающихся;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания

обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

- организацию качественного горячего питания обучающихся в том

числе горячих завтраков;

- оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок

необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

- наличие помещений для медицинского персонала;

- наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и

квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за обеспечение вышеперечисленных условий по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры возлагается на администрацию общеобразовательной организации.

В результате успешной реализации программы формирования здорового образа жизни в урочной деятельности обучающиеся приобретут следующие умения и навыки, которые помогут им быть компетентными в жизни:

- навыки личной гигиены;

- активного образа жизни;

- умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

(режим дня, зарядка, закаливание, подвижные игры);

- давать оценку собственному поведению и поведению окружающих;

- умение правильно питаться;

- навыки противостояния приобщения к вредным привычкам

(табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ);

- навыки безбоязненного общения с работниками медицины

(адекватное поведение при посещении лечебных учреждений, а также при появлении признаков заболеваний у себя и окружающих, умения общего ухода за больными).

Нельзя пренебрегать работой по формированию здорового образа жизни и во внеурочное время.

Важнейшим направлением по внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью является спортивно-оздоровительные мероприятия. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности при организации спортивно-оздоровительных мероприятий обеспечивает усиление оздоровительного эффекта. В данном случае дети с умственной отсталостью применяют приобретенные на уроках знания, способы и физические упражнения, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физкультурой.

Для реализации программы по формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях должны быть предусмотрены спортивные секции и кружки, проведение просветительской работы с обучающимися с умственной отсталостью по вопросам здорового образа жизни, а также проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на регулярной основе.

Большую пользу приносят детям кружки, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. И в этом основная задача ложится как на плечи родителей, так и школы. Задача взрослых–  помочь детям сориентироваться в выборе секции или кружка. Во внеурочное время обучающиеся активно участвуют в спортивных секциях и кружках (танцы, художественная самодеятельность).

Внеклассные мероприятия могут быть реализованы как: декады здорового образа жизни; спортивные мероприятия в школе; участие в спортивных соревнованиях; выставки плакатов и рисунков о здоровом образе жизни; акции, спортивные эстафеты; внеклассные занятия; классные часы, посвящённые здоровому образу жизни; проведение ролевых игр; беседы; ситуативные практикумы; интегрированные занятия; рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни; просмотр тематических презентаций.

Для повышения уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с родителями проводится просветительская работа.

С этой целью с родителями проводятся родительские собрания, семинары, тренинги, лекции, конференции, а также для совместной работы педагогов и родителей организовываются совместные оздоровительные спортивные мероприятия в различных формах.

Эффективность реализации просветительской работы с родителями зависит от всех специалистов общеобразовательной организации.

С целью повышения квалификации с педагогами и специалистами общеобразовательной организации проводятся просветительская и методическая работа, которая заключается в проведении лекций, консультаций, семинаров, педагогических советов по вопросам формирования здорового образа жизни, а также совместная работа медиков, педагогов и родителей. Для этих целей приобретается необходимая научно-методическая литература.

От совместной работы специалистов общеобразовательных учреждений и родителей по формированию здорового образа жизни ожидаются следующие результаты:

- потребность в занятиях физической культурой и спортом;

- негативное отношение к вредным привычкам и инфекционным

заболеваниям;

- ценностное отношение к здоровью;

- установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном

поведении и поступках;

- готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе

использования навыков личной гигиены.

Также для успешной реализации программы по формированию здорового образа жизни необходимы следующие компоненты:

обеспечение комфортности процесса обучения: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения;

- построение обучения осуществляется с учётом возрастных и

индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным;

- осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в

собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности;

- личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал;

- обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов

деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.

Знания, навыки и привычки в области охраны и укрепления здоровья, приобретённые в раннем возрасте, впоследствии позволят повысить уровень культуры здорового образа жизни, что отразится на гармоничном развитии личности и общества в целом.

Выводы

В настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, обусловленное рядом проблем и причин. В связи, с чем наряду с физическим воспитанием возникла необходимость формирования у обучающихся с нарушением интеллекта программы здорового  образа жизни. Основной задачей программы является содействие социализации личности ребенка. Данная программа – комплексная программа формирования у детей знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья. Успешная реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни достигается в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в результате совместной работы школы, семьи и других институтов общества. Значение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в том, что знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, получаемые ребенком, превращаются в важнейший компонент общей культуры человека и оказывают влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Список литературы

1. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития. – Флинта МПСИ, 2015. – 384 с.

2. Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью / Образование и наука. – № 5. – 2006. – С. 28-34.

3. Барков, В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 98 с.

4. Вайнер, Э.Н. Адаптивная физическая культура. – М.: Флинта, 2015. –144 с.

5. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников :автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ. – М., 2010. – 26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССА

С каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросление и социализации детей и подростков.  Детям необходимо рассказывать об истории спорта, о рекордах, о в...

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"

Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

ФОРМИРОВАНИЕ навыков организации ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ у обучающихся техникума

Основные элементы здорового образа жизнигигиенические условияполноценное питаниерациональный режимпрофилактика: курения, алкоголизма, СПИДапсихологический микроклимат семьипребывание на свежем воздухе...

"Формирование здорового образа жизни у обучающихся в условиях подросткового клуба по месту жительства"

Это моя итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации по ИОЧ "Организация внеурочной деятельности школьников на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГ...

"Формирование здорового образа жизни у обучающихся в условиях подросткового клуба по месту жительства"

Это моя итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации по ИОЧ "Организация внеурочной деятельности школьников на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГ...