К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья

Горбачева Елена Игоревна

Одним из факторов формирования общей культуры личности обучающегося с умственной отсталостью на уроках технологии может служить взаимосвязь трудовой подготовки с элементами экологического образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbacheva_kuznetsova_2018_g.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Е.И. Горбачева, Л.А. Кузнецова

Санкт-Петербург

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

        Специальное технологическое образование ориентированно на общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

       Одним из факторов формирования общей культуры личности обучающегося с умственной отсталостью на уроках технологии может служить взаимосвязь трудовой подготовки с элементами экологического образования. Взаимосвязь технологического и экологического образования базируется на всеобщей связи явлений, обусловлена единством окружающего мира и является итогом формирования трудовой и экологической культуры школьников. Эта взаимосвязь предполагает взаимное их проникновение на основе взаимного дополнения, взаимной помощи и способствует совершенствованию той и другой области. Так, введение элементов экологической подготовки значительно повышает значимость и качество технологического образования, поскольку позволяет дополнить и расширить технологические знания школьников о поделочных материалах и предметах системой экологических знаний о них. В тоже время содержание уроков технологии является благоприятной почвой для развития у школьников эмоционально-чувственного и бережно-экономного отношения к природному и рукотворному миру, а также формирования представлений об экологической ответственности и экологической безопасности.

       Развитие экологического мышления, ответственного отношения к окружающей среде и природе у умственно отсталых детей не может происходить спонтанно, поскольку они довольно ограничены в широте своих интересов, мировоззрении, в эстетических, трудовых, нравственных, гигиенических, экологических и других потребностях. Хотя, в некоторых случаях, у них отмечаются добросовестность, прилежание в труде, чувство переживания и другие положительные качества личности. В связи с этим  экологическое образование школьников с умственной отсталостью на уроках технологии начинается уже с первого класса.

        В целом экологическая направленность уроков технологии предполагает: целенаправленное формирование представлений о природе, за которую человек несет ответственность, за ее охрану и рациональное использование природных ресурсов; развиваться чувство экологической ответственности за современное состояние окружающей среды (быта, труда, учебы).

        Экологическая проблематика уроков технологии (ручного труда) должна найти отражение практически в каждой изучаемой теме, воспитывая у школьников соответствующие личностные качества, что является одной из важнейших задач данного направления работы.

    Экологическое образование на уроках технологии (ручного труда) включает в себя информационно-познавательный, ценностный; нормативный и практически-деятельностный компонент.

       Информационно-познавательный компонент должен быть представлен учебным материалом, раскрывающим свойства природных и рукотворных поделочных материалов, их многообразие, связи между ними. Учебная программа по ручному труду нацелена на формирование у школьников технико-технологических знаний о материалах (пластилин, глина, бумага, нитки, ткани, природные, древесные материалы, тонколистовой метал, мягкая проволока), используемых на уроках ручного труда. Кроме этого знания школьников дополняются экологической информацией об этих материалах. Так, при изучении трудовых материалов отмечаются следующие их признаки и свойства: нахождение в природной среде, происхождение или получение; применение для изготовления изделий; физические свойства (цвет, пластичность, прочность и др.); способность к изменениям при обработке и хранении; экологическая безопасность (или вредность).

       Ценностный компонент раскрывает школьникам значимость изучаемых поделочных материалов и объектов в жизни природы и человека. Так, при изучении раздела «Работа с природными материалами» (1-2 классы) необходимо акцентировать внимание учащихся на вопросах о положительных функциях леса, о дарах природы, которыми пользуется человек. В ходе беседе используются разнообразные  народные пословицы, поговорки. Например,  «Рощи да леса  – всему свету краса». «Лес не школа, а всех учит». «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». На уроках технологии используются засушенные листья, желуди, шишки и другие материалы, которые школьники собирают в соответствии с правилами заготовки природных материалов. Например, собирай слетевшие с деревьев листья и плоды. Собирай только те шишки, которые лежат на земле под елью или сосной. В процессе изучения данной темы важно формировать у школьников культуру поведения и отношения к природе и окружающему миру во время пребывания в лесу, парке.

      При изучении раздела «Работа с древесиной» (3 и 4 класс), учитель должен организовать изложение эколого-технологических сведений о древесине как безотходном материале, о древесных отходах, которые  могут быть сырьем для производства других материалов  (ДСП и бумаги и др.).  В процессе освоения школьниками данной темы важно формировать у них понимание значимости древесины в жизни людей и о безотходных технологиях при её обработке, но в тоже время, чтобы школьники осознавали негативные экологические последствия, связанные с вырубкой лесов, гибелью рек, по которым сплавляется древесина и др.

       Такие привычные и знакомые бумага, картон, ткань тоже пришли из мира природы. Отсюда следуют правила пользования и обращения с ними в процессе работы, закладывается осознанное и бережное отношение к тому, что изначально дала человеку природа. На уроках технологии у школьников 1-4 классов необходимо формировать экономное отношение к бумаге и картону, ниткам, ткани, а значит, и природным ресурсам страны, поскольку производство столь необходимых материалов человеку, относиться к экологически вредному производству, негативно влияющему на природную экологию.

       Нормативный компонент регламентирует правила поведения школьника и его деятельности на уроках ручного труда, в природном и социальном окружении. Становление культуры личности обучающегося зависит от рациональной организации труда. Начиная с первого класса, школьники приобретают опыт культуры труда, который предусматривает:

- выработку поведения на уроках ручного труда  (слушать объяснения учителя, правильно сидеть во время урока; правильно вести себя во время работы);

- формирование навыков культуры рабочего места (подготовка и содержание в порядке своего рабочего места; рациональное расположение инструментов и поделочного материала на рабочем месте, отсутствие лишних предметов, уборка рабочего места после завершения работы);

-  выработку навыков гигиены (привычка работать чистыми руками, мыть руки после работы);

- соблюдение правил техники безопасности, бережного отношения к инструментам;

- формирование бережного, экономного отношения к поделочным материалам и др.

        С этой задачей помогают справиться понятия «экологическая ответственность» и «экологическая безопасность». Так, пример, пролитый и не убранный вовремя клей или пластилин может стать причиной неприятных последствий: испачканная одежда, а также и более серьезных неприятностей: мелкие порезы пленкой застывшего канцелярского клея, аллергические реакции (кашель и чихание). Учитель, сталкиваясь с подобной экологической обстановкой на уроке, должен научить школьников устанавливать причинно-следственные связи своих ошибочных действий на уроке. Впоследствии у школьников вырабатывается понимание, что проявив экологическую ответственность, они соблюдают экологическую безопасность.

        Практически-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании на уроках технологии (ручного труда).    Младший школьник с умственной отсталостью, в силу ограниченных умственных и физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранного характера. Несмотря на это приобщение школьников к экологической деятельности  на уроках ручного труда осуществляется в ходе выполнения разнообразных практических заданий, на которых и формируются у детей экологические навыки, в последствие, применяемые в повседневной жизни. Так, в процессе овладения определенными технологическими операциями и приемами у школьников вырабатываются соответствующие практические навыки работы с поделочными материалами, а попутно решаются задачи экологического содержания. Например,  при выполнении разметки (раскроя) материала, одновременно у школьников вырабатывается навык экономии материала, а в целом формируется экономное отношение к ресурсам. Работая с различными материалами,  школьники приучаются работать чистыми руками и мыть руки после работы. Убирая отходы и мусор, которые являются неизбежным результатом любой работы на уроках технологии,  дети овладевают понятием «экологического комфорта».

      Экологические требования к организации уроков ручного труда предусматривают:

-  применение материалов в соответствии с экологическими нормами. На уроках ручного труда для использования рекомендованы следующие поделочные и соединительные материалы: глина, пластилин, бумага, картон, древесина, нитки, ткань, алюминиевая фольга, мучной,  крахмальный, ПВА клей.  Эти материалы доступны в обработке, являются  экологически безопасными;

- использование безотходных или малоотходных технологий изготовления изделий. Аппликация является  наиболее распространенным видом работы, для изготовления которой широко используются зачастую отходы различных материалов (древесные опилки, карандашная стружка, обрезки цветной бумаги, картона, ниток, лоскутки ткани и др.). Тем самым решается проблема утилизации отходов на уроках ручного труда.

       Таким образом, истинную экологическую направленность уроки технологии приобретут в том случае, если будет осуществляться непрерывное экологическое обучения в виде сквозной линии; обеспечиваться целостное восприятие окружающего мира посредством интеграции естественнонаучных, технологических и гуманитарных знаний о природе и человеке, который должен её оберегать; реализация способов решения экологических задач в практической деятельности.    

Сведения об авторе:

Горбачева Елена Игоревна, учитель ГБОУ школа № 613 Московского района г. Санкт-Петербурга.

Кузнецова Людмила Анатольевна, доцент кафедры олигофренопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

09.04 доклад на тему"Методы , приёмы и технологии организации образовательной деятельности обучающихся"

Методы , приёмы и технологии  организации образовательной деятельности обучающихся...

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ...

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...

Рабочая программа по для обучающегося по индивидуальному учебному плану адаптированной образовательной программы легкой умственной отсталости (с интеллектуальными нарушениями), 7 класс, технология

Данная программа ориентирована на обучающегося 7 класса для индивидуального обучения и составлена на основе следующих документов:1. ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.2. ФГОС О ...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обуча...