СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
статья

Горбачева Елена Игоревна

Семья и школа – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Если есть между ними подлинное, неформальное взаимодействие, то ребенок развивается нормально – и духовно, и умственно, и физически. Между тем, проблема взаимного партнерства  школы и семьи аномального ребенка в настоящее время продолжает оставаться актуальной и является остро востребованной практикой работы общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание школьников с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbacheva_e.i._kuznetsova_l.a._2019_g.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Е.И. Горбачева, Л.А. Кузнецова

 Санкт-Петербург

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»

Семья и школа – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Если есть между ними подлинное, неформальное взаимодействие, то ребенок развивается нормально – и духовно, и умственно, и физически. Между тем, проблема взаимного партнерства  школы и семьи аномального ребенка в настоящее время продолжает оставаться актуальной и является остро востребованной практикой работы общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание школьников с умственной отсталостью.

    Приобщение детей с умственной отсталостью к труду, культуре, ценностям и нормам общества начинается в семье. Практика семейного воспитания показывает, что каждая семья умственно отсталого ребенка, в силу определенных жизненных обстоятельств и принятия разных культурных ценностей, обладает различным воспитательным потенциалом и,  соответственно, получает различные результаты воспитания. Несомненно, лучше развиваются дети у родителей, которые не только «потребляют» культуру, но и сами творят, привлекая к этому процессу всю семью. Сколько радости дети получают, когда вместе с родителями вырезают или складывают из бумаги разнообразные фигурки, рисуют, лепят, поют хором, разыгрывают домашние спектакли и т. д. К сожалению, зачастую работа родителей носит спонтанный и не совсем организованный характер. Родители, как правило, привлекают к этому процессу свой прошлый опыт, т.е. учат детей тому, что сохранили в своей памяти, или же просто используют полиграфические материалы (книжки-раскраски, книжки-самоделки и т.п.), при этом не всегда учитывают «зону ближайшего развития ребенка». Работая со своим ребенком, не присматриваются к нему, не оценивают правильно его индивидуальные способности.  Часто форсируют выполнение задания, упрекая его в том, что он что-то не умеет делать,  тем самым вселяют в ребенка неуверенность, страх.

     В трудовой подготовке умственно отсталых детей участие семьи особенно значимо. Учебный предмет «Ручной труд» ориентирован на общекультурное и личностное развитие  ребенка на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, но, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу его социальной успешности.

        Эффективность обучения ручному труду обучающихся с умственной отсталостью зависит от влияния разных факторов. Постоянство связи ручного труда с жизнью  оказывает существенное влияние на развитие у обучающихся с умственной отсталостью положительных качеств личности, лучшее усвоение содержания изучаемого предмета, на формирование у них социальных (жизненных) компетенций и в целом – на подготовку их к жизни. В соответствии с этим учитель обязан программировать постоянные связи школьных уроков с жизнью семьи, а также следить за развитием и усложнением этих связей, поскольку конечная цель каждого урока ручного труда в специальном обучении - связь изучаемой темы через деятельность ребенка с окружающей действительностью. И эта самая жизнедеятельность не может проходить вне семьи. Родителям тоже очень важно оптимально скоординировать свою работу с учителем-дефектологом, чтобы избежать негативных последствий и рассогласованности в совместных действиях. Включаясь в этот процесс, родители  оказывают значительную помощь учителю, который занимается формированием трудовой деятельности у детей в условиях школьного обучения, ведь интерес к ручному труду, рожденный на уроке и не имеющий продолжения за его пределами, обычно не приводит к нужным результатам.

         Сделав родителей своими партнерами, единомышленниками, учитель должен помочь им включиться в совместную работу по освоению детьми содержания учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с задачами образовательного процесса. Технология проектирования партнерских отношений учителя и родителей предусматривает:

- разработку учителем программы (плана) действий, в которой дается описание модели будущей совместной деятельности, рассчитанной на достижение определенных результатов в перспективе, по одному или нескольким направлениям;

- определение учителем содержания работы родителей по поддержанию устойчивости формируемых трудовых знаний, умений и навыков в соответствии с задачами обучения и воспитания вне школы;

- проведение работы по актуализации и стимулированию деятельности родителей, а также прогнозирование вариантов поведения родителей;

- отчетность по практическим результатам.

      Совместная деятельность учителя и родителей в освоении школьниками с умственной отсталостью содержания учебного предмета «Ручной труд» как на уроках, так и дома реализуется в ходе:

- широкого ознакомления школьников с трудом с точки зрения  проникновения труда во все сферы жизни человека, его семьи: бытовую, производственную, учебную и т.д. Установление в сознании детей взаимосвязи человека, его семьи с трудом (человек строит дома, делает машины, мебель, посуду и т.п.);

- рациональной организации детского труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Ознакомление детей с основными организационными правилами в процессе труда;

- формирования установки к бережному отношению к материалам.  Привычные и знакомые материалы (бумага, картон, ткань, древесина и др.) пришли из мира природы. Отсюда следуют правила пользования и обращения с ними в процессе работы. Закладывается осознанное и бережное отношение к тому, что изначально дала человеку природа. На уроках ручного труда и дома у школьников необходимо формировать экономное отношение к этим поделочным материалам и вообще к природным ресурсам страны;

- привлечения личного визуального и бытового опыта школьников в беседах на уроках ручного труда. Постепенно, в течение многих лет, дети совместно с родителями накапливают знания об окружающем мире. Задача учителя –    установить прочные связи между внеурочным самостоятельным восприятием школьниками окружающей жизни и содержанием уроков ручного труда. Это поможет сформировать у них понимание роли ручного труда в обыденной жизни человека, его семьи и общества, уточнить, скорректировать представления об окружающем, приобщить его к нравственно-духовным и художественным ценностям. Для актуализации и активизации бытового опыта школьников в процессе изучения учебного материала учитель создает педагогические ситуации, побуждающие ребенка вспомнить известную ему информацию о том или ином предмете из внешнего мира, использовать ее в беседе и уточнить свои знания;

- погружения школьников в предметный мир. Любой предмет (изделие) является источником недостающих детям знаний о социальной и историко-культурологической ценности предметов. Таким образом, знания о предмете могут обладать определенной ценностью с точки зрения социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, роли труда в жизни человека, его необходимости и являются предпосылкой формирования у них основ трудовой культуры;

- овладения социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. У детей формируются устойчивые санитарно-гигиенические и хозяйственно-бытовые навыки работы инструментами (ножницы, игла, кисть, линейка, стека) как на уроках ручного труда, так и в повседневной жизни;

- овладения трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.  При изготовлении изделий обучающиеся овладевают технологическими приемам обработки тех или иных материалов (разметка, сгибание, сминание, разрывание, резание, склеивание бумаги; скатывание пластилина; наматывание ниток; вдевание нитки в иголку, шитье, вышивание и т.д.), которые в дальнейшее могут применять на практике в повседневной жизнедеятельности семьи; 

- привлечения обучающихся к различным видам общественно-полезной деятельности (помощь учителю в подготовке материалов к уроку;  уборка класса и т.д.);

- включения в содержание обучения заданий, имеющих общественное значение, которые помогут школьникам быстрее прийти к осознанию социальной ценности своего труда в жизни;

- организации отчетных выставок готовых изделий, выполненных школьниками на уроках ручного труда и дома с родителями. Изученный материал, полученный продукт труда в результате практической деятельности на уроке или совместной работы с родителями дома нуждается в дальнейшем применении. Это возможно путем организации отчетных выставок, которые могут планироваться учителем после очередного выполненного задания, в конце четверти или в конце учебного года;

- непосредственного участия школьников в преобразовании окружающей среды. Примером такой деятельности может стать оформление интерьера помещений к различным праздникам работами, сделанными руками школьников совместно с учителем на уроке или с родителями дома.

         Таким образом, успешность реализации партнерских отношений между учителем начальных классов и родителями в работе по освоению школьниками с умственной отсталостью содержания учебного предмета «Ручной труд» напрямую зависит от целевой, концептуальной, содержательной проработанности; учета интересов и культурных потребностей родителей; уровня  воспитательного потенциала семьи; настроя на совместную работу в режиме социального партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)

 Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...

Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)

 Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУЧНОЙ ТРУД (в соответствии с ФГОС вариант 1)

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана для занятий с обучающимися 4 класса с учётом особенностей их познавательной деятельности на основании нормативно-правовых доку...

КИМЫ по учебному предмету "Ручной труд"

Контрольно-измерительные материалы разработаны для промежуточного и итогового контроля по ручному труду для обучающихся 4-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по учебному предмету « Ручной труд» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...