Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Семь препятствий в страну "Доброты и Вежливости"
план-конспект

 Кожевникова Елена Владимировна

Открытое интегрированное занятие, проведенное учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

                ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Открытое интегрированное занятие

         «Семь препятствий в страну

                                   «Доброты и Вежливости».

                                                         

                                                                            Провели:

                                                                               педагог-психолог Терехина О.С.

                                                                                  дефектолог Кожевникова Е.В.

                                                                     Инсар, 2021г.

Цель:

-Создание социальной ситуации развития для становления осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения в школе.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть

положительные качества у людей, героев, персонажей;

  • формировать у детей чувства коллективизма, умение трудиться сообща;
  • воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость,

отзывчивость;

  • учить быть вежливыми, добрыми;
  • способствовать процессу самопознания через создание условий для

самовыражения.

Форма проведения: игра – путешествие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, солнышко с лучиками, цветик-семицветик, памятки «Правила доброты и вежливости».

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Психолог:

(Слайд 1 заставка)

- Здравствуйте, ребята. Мы очень рады  видеть вас, ваши добрые лица и лучистые глаза! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Сегодня такой замечательный день и мы хотим вам предложить поприветствовать друг друга вот так:

- Привет! Вы говорите "Привет" и весело машете одной рукой.

- Салют! Вы говорите " Салют " и машете над головой двумя руками.

- Добрый день! Вы говорите: " Добрый день " и показываете «класс».

2. Основная часть.

- Сегодня, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную страну, её нет на карте, однако она существует.  А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь?  Как она называется? (Страна Доброты  и Вежливости).  (Слайд 1 щелчок и появляется название)

Дефектолог:

- Мы приглашаем вас в путешествие по этой волшебной стране.  В пути вас ждут семь препятствий, которые нужно будет пройти. За каждое пройденное испытание, вам будет вручаться солнечный лучик и в конце нашего путешествия мы соберем ласковое и доброе солнышко, которое согревает нас своим теплом. 

Итак, отправляемся в путешествие! А отправимся в путешествие мы на машине. Пристегните ремни! Поехали! (Слайд 2)

- Стоп, остановка! И перед нами город «Вежливых людей».  (Слайд 3)

- А, что же такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым? (Ответы детей)

- А вот что написано в толковом словаре Ожегова.  (Слайд 4)

Я вам зачитаю одно из значений.  «Вежливость — соблюдение правил приличия». Вежливый человек – это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный.

       Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Ребята, а всегда ли вы вежливы с воспитателями, с друзьями, с одноклассниками, с учителями?  Как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

    -Вежливость в детстве начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда. ЛУЧИК 1

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо». (Слайд 5)

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

• Поздороваться при встречи?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Не снять шапку, когда заходишь в школу?

• Говорить “Спасибо” за подарок?

• Громко разговаривать?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом друга?

• Извиниться за вынужденное опоздание?

• Уйти и не попрощаться?

• Помогать взрослым?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног

- Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»? (ученики отвечают) ЛУЧИК 2

Психолог:

- Побывали в городе вежливых людей и едем дальше. Садимся в машину, пристегиваем ремни. (Слайд 6)

- И вот мы подъехали к «Долине народной мудрости».  (Слайд 7)

(Слайд 8) все слова выходят по щелчкам

- До XVI века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. А знаете ли вы происхождение слов, которые мы произносим каждый день?

Благодарю. Как  появилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово - благодарю.

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

 Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

Слово «прости» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». ЛУЧИК 3

- Вот мы с вами побывали в «Долине народной мудрости». Теперь вы знаете, откуда появились вежливые слова и что они обозначают. Пора отправляться дальше. Итак, в путь. (Слайд 9)

- И вот перед нами очередное препятствие- это река «Доброты».  (Слайд 10)

Но, чтобы через нее перебраться, нужно построить мостик дружбы. (Слайд 10 щелчок)

Давайте встанем парами и возьмемся за руки.

- Вот и получился у нас мостик дружбы. ЛУЧИК 4

Дефектолог:

-Через этот мостик мы с вами попали на игровую полянку.  (Слайд 11)

     - Посмотрите, ребята, какой интересный цветик-семицветик вырос на поляне. Давайте посмотрим, что у него на лепестках.

 Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Дети по очереди отрывают лепестки у цветка, читают ситуацию и отвечают.

- Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько часов?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)

3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)

4. В трамвай вошла старушка. Как вы поступите? (Уступлю место)

 5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)

6. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей - либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

7. Какие слова произносят при встрече и прощании? (здравствуйте, до свидания)

- Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились! ЛУЧИК 5

- Едем дальше!  (Слайд 12)

- И у нас следующая остановка «Отдохни-ка». (Слайд 13)

       Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”

     - А сейчас, ребята, давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, 
пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, 
пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Психолог:

- Молодцы! Садимся в машину и отправляемся дальше в путешествие! (Слайд 14)

- Вот мы с вами прибыли на улицу «Сказочная».  (Слайд 15)

- Да, непросто, оказывается, быть вежливым, культурным и добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши воспитатели, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит через улицу «Сказочную». Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

-Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь. (Слайд 16) все картинки появляются по щелчку.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2.А этот сказочный персонаж  лечил зверей и птиц, спасал больных зверей Африки (Айболит).

3. Эта  сказочная девочка  оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда).

Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему? ЛУЧИК 6

- Едем дальше! (Слайд 17)

И вот перед нами галерея  «Добрых поступков».  (Слайд 18) В жизни вы совершаете много добрых поступков, некоторые из них запечатлены на фотографиях. Давайте пройдемся по галерее и вспомним еще раз про то, как же хорошо совершать добрые поступки!

Дефектолог:

- Едем дальше! (Слайд 19)

 - И перед нами последняя остановка -поле «Вежливых слов». (Слайд 20)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…(Добрый день)

***

Друг другу на прощание

Мы скажем…(До свидания)

***

До чего ж оно красиво

Слово доброе…(Спасибо)

***

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-(Извините)

***

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …(Не перебивай)

***

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь…(Здравствуй)

***

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(Простите, пожалуйста)

***

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет)

***

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем: «Как…»(Дела)

***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)

***
Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»(Так добры)

*** 

Щеночек Филя во дворе гулял,

Вдруг старичка бульдога повстречал.

Прошу вас поскорее отгадать:

Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

***

Вот идет болонка Жулька,

Модница, воображулька…

А навстречу — кавалер,

Симпатичный скотчтерьер.

Отгадаете иль нет:

Скажет первым кто «привет»?

(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин) ЛУЧИК 7

- Ребята, наше путешествие по «Стране Доброты и Вежливости» подходит к концу, мы с вами прошли все препятствия и я предлагаю вам собрать наше солнышко, чтобы оно согревало всех своим теплом, и дарило добро.

На магнитной доске собирается солнышко с лучиками.

    Психолог:

- Вот какое доброе и ласковое получилось у нас солнышко! А теперь, ребята, закройте глаза и представьте, что наше солнышко согревает нас своими лучами. Под его лучами вы становитесь добрее, ласковее друг к другу. Пошлите солнечные лучики всем близким людям, пожелайте им мысленно здоровья и радости. (Слайд 21)

3. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Ребята, понравилось вам ваше путешествие(ответ детей) Как вы считаете,  вежливым и добрым быть хорошо? А поступки хорошие совершать? Почему? А сейчас, мы хотим вам вручить памятки «Правила доброты и вежливости». (вручение)

- Мы вам желаем быть всегда добрыми, отзывчивыми, вежливыми. И в заключении вам хотелось бы подарить памятки «Правила доброты и вежливости».

Спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда

Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися первого класса. По теме: «Зима».

Интегрированное занятие с детьми 1 класса, имеющими нарушения речи.  В занятии представлена совместная работа учителя-логопеда и педагога - психолога....

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда "Путешествие в чудесный лес"

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ (1 класс)....

Давай дружить, песочек! Интегрированное занятие педагога-психолога во II младшей группе

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога во II младшей группе с использованием элементов песочной терапии....

Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Путешествие на остров "Дружба"

Открытое интегрированное занятие, проведенное совместно учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 класса с ...

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда. Обмен опытом...