Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 7 класса на тему: «Жизнь птиц в холодное время года»
методическая разработка (7 класс)

Шукшина Валентина Ивановна

Цель – систематизация  знаний учащихся об отличительных признаках зимующих птиц.

Задачи:

 Коррекционно- образовательные.

1.Закреплять знания учащихся о зимующих птицах.

2.Формировать умение учащихся описывать  птиц (большая, маленькая; ходит, прыгает; клюет корм, выклевывает).

3.Формировать умение учащихся соотносить  виды птиц  с соответствующим кормом.

4.Формировать умение учащихся работать по пиктограммам.

 

Коррекционно - развивающие.

1.Способствовать развитию мыслительной деятельности (умению элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи).

2.Развивать слуховую и зрительную память.

3.Развивать самостоятельную активную речь учащихся, поощрять желание говорить, общаться с другими людьми.

4.Расширять словарный запас.

5.Способствовать развитию  образного мышления.

 

Коррекционно-воспитательные.

1.Формировать экологические представления, ценностные основы отношения к окружающему миру.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

3.Стимулировать желание работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету

«Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 7 класса на тему: «Жизнь птиц в холодное время года»

 Цель – систематизация  знаний учащихся об отличительных признаках зимующих птиц.

Задачи:

 Коррекционно- образовательные.

1.Закреплять знания учащихся о зимующих птицах.

2.Формировать умение учащихся описывать  птиц (большая, маленькая; ходит, прыгает; клюет корм, выклевывает).

3.Формировать умение учащихся соотносить  виды птиц  с соответствующим кормом.

4.Формировать умение учащихся работать по пиктограммам.

Коррекционно - развивающие.

1.Способствовать развитию мыслительной деятельности (умению элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи).

2.Развивать слуховую и зрительную память.

3.Развивать самостоятельную активную речь учащихся, поощрять желание говорить, общаться с другими людьми.

4.Расширять словарный запас.

5.Способствовать развитию  образного мышления.

Коррекционно-воспитательные.

1.Формировать экологические представления, ценностные основы отношения к окружающему миру.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

3.Стимулировать желание работать в коллективе.

 

 Современные образовательные технологии.

- Обучение в сотрудничестве.

 - Разноуровневое обучение.

 - Проблемное обучение.

 -Проектная деятельность.

 - Здоровьесберегающая.

 Демонстрационный материал.

1.Картинки птиц: ворона, синица, воробей,

снегирь, клест.

2.Пиктограммы с графическими моделями частей тела птицы: тело, покрытое перьями; хвост; голова с клювом; две лапки.

3.Угощение для птиц: кусочки  хлеба и булки, пшено, семена подсолнуха, сушеные ягоды красной и черной рябины.

4.Кормушки для птиц большие и маленькие из пластмассовых  бутылок.

Раздаточный материал к занятию.

1.Картинки птиц: ворона, синица, воробей,

            снегирь, клест.

2.Карточки-пиктограммы с изображениями видов корма для птиц.

Техническое сопровождение занятия:

МР-3 плеер, аудиокассета с голосами птиц, МР-3 диск с релаксационной музыкой (голоса птиц). Слайды птиц для просмотра на мониторе компьютера.

 

Организационный момент.

Размещение учащихся за парты. Проверка правильности посадки учащихся, закрепление тормозов на колясках.

Педагог дает прослушать аудиозапись голосов птиц.

-Что вы слышите?- Как вы думаете,  кому будет посвящен сегодняшний урок?

Учащимся предлагается прослушать аудиозапись голоса вороны.

 - Послушайте, внимательно,  чей это голос.

Положить на парту каждому учащемуся  картинки: вороны, синицы, воробья. Количество картинок должно соответствовать индивидуальным особенностям восприятия учащихся.

 -   Назовите птицу и покажите  картинку.

Основная часть занятия.

- Послушайте, внимательно, загадку.

  Окраской – сероватая.

Повадкой – вороватая.

 Крикунья хрипловатая –

Известная персона

Конечно же – (ворона).

 - Как вы догадались?  -

Давайте,  рассмотрим ворону внимательнее.   (Вывесить картинку вороны на магнитную доску). Расскажем о вороне по опорным карточкам — плану. (Туловище, покрытое перьями; два крыла; две лапки; голова с клювом; хвост).

 - Послушайте, внимательно, как при помощи карточек  можно рассказать о вороне.

 - Кто хочет попробовать сам описать ворону?

ФИЗМИНУТКА.

 Цель: снять мышечное напряжение и проверить правильность посадки учащихся.

Птичка крылышки сложила.

Птичка перышки помыла.

Птичка клювом повела.

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Наша птичка улетела.

Основная часть занятия.

 - Какое сейчас время года? 

- Назовите картинки птиц, которые лежат перед вами. Добавить всем учащимся до 3-х картинок.

 - Сегодня на уроке мы с вами вспомним и поговорим  о  зимующих птицах.

 - Почему этих птиц называют зимующими?

 - Легко ли жить птицам зимой? - Объясните, пожалуйся, почему? -   Как  мы   помогаем зимующим птицам?           (Сделали кормушки и положили соответствующий корм)

 - Давайте, посмотрим, чем мы можем угостить ворону?

Выставить на подносе угощения для птиц:

 кусочки хлеба и булки, пшено, семена подсолнуха, кусочек сала, сушеные ягоды рябины.

 Учащиеся рассматривают  угощения для птиц.

- Ребята, а вы знаете, что  ворона всеядная? Ей понравится все наши угощения.

  Карточки помещаются на доску.

 - Сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах. Назовите и покажите картинку на парте.

 (У учащихся картинки на парте).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. ( Синица)

Педагог беседует с детьми о синице (повадках, размере, окраске). Послушайте,  внимательно,  вторую  загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает

Ножки имеет, а ходить не умеет

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто это! ( Воробей).

 - Что же не умеет делать воробей? (Ходить).

Педагог беседует с учащимися о воробье.

- Отгадайте, пожалуйста, еще  загадку.

Любит зернышки клевать.

 С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь).

Беседа с учащимися о снегире.

  -   Какая птица на парте осталась? (Клест).

Беседа с учащимися  о клесте.

Давайте подумаем, чем мы будем угощать наших зимующих птиц. (На доске учащиеся с помощью педагога соединяют стрелочками вид корма и птицу).

Проблемная ситуация:

 - А что же  есть клест? (Семена шишек).

 - Давайте нарисуем картинку – пиктограмму

шишки на доске.

6.Итог занятия.

 - Кому был посвящен урок?

 - Как мы можем помочь птицам зимой? (Повесить кормушки и не забывать насыпать в них корм).

 - Во второй половине дня мы обязательно положим  наши  угощения для птиц в кормушки и повесим на деревья перед  окном. Птицы будут прилетать в наши кормушки, а мы будем наблюдать за ними и любоваться их красотой.

Релаксация.

Цель: снять мышечное напряжение и поднять эмоциональный фон.

 - Урок подходит к концу. Давайте отдохнем и вместе с зимующими птицами помечтаем о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию устной речи и окружающему миру для учащихся 2 класса на тему "Фрукты"

Конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...

Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"

урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение»

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение» Цель урока - формирование представ...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...