Перспективный план использования дидактических игр для развития фонематического слуха у детей 6-7 лет
методическая разработка

Денисова Наталья Николаевна

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Золотой ключик» города Георгиевска»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

материал приготовила

учитель-логопед Денисова Н.Н.

г. Георгиевск

Октябрь

     Цель: Упражнять детей в придумывании слов, закреплять понятие «слово».

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

«Доскажи словечко»

Речевой материал

В. Волина « Игра в рифмы»

Воспитатель читает стихотворный текст, не договаривая последнее слово, которое должны проговорить дети хором или по – одному.

II

«Бусы из слов»

Фланелеграф, прямоугольные полоски – схемы слов

Воспитатель показывает прямоугольные полоски – символы слов и предлагает сделать бусы из слов на фланелеграфе. Дети придумывают разные слова, которые выкладывают на фланелеграфе в виде бус.

Примечание: желательно рассмотреть бусы, рассказать, что бусы состоят из бусинок, и что из разных слов можно сделать бусы.

III

«Паучок плетет паутину»

Фланелеграф, изображение паучка, фишки – символы слов

Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение паучка и рассказывает, что этот волшебный паучок может плести паутину не только из своей слюны, делая прочные ниточки, но и из слов. По дороге к вам он забыл все слова и просит помочь ему. Каждое придуманное слово ребенок отмечает фишкой. Слова выкладываются вокруг паучка в виде паутины.

IV

«Кто больше придумает слов?»

Фишки – символы слов, фишки - призы

Воспитатель предлагает детям придумывать слова либо на какую нибудь тему, или по какому–нибудь конкретному слову, раскрывающему признак данного слова, или действие данного слова. Например:« Придумайте слова , обозначающие животных или мебель( овощи, ягоды и т.д) , « Придумайте слова, которые обозначают действия предмета, т.е., что может делать тот или иной предмет или животное», « Какой предмет? ( или животное)?». За правильный ответ ребенок получает фишку.

Ноябрь

Цель: развивать умение слышать в речи взрослого часто встречающийся звук, называть слова с заданным звуком, закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

«Внимательные ушки»

Речевой материал (кабинет логопеда)

Воспитатель читает детям небольшой стихотворный отрывок, насыщенный каким – либо звуком. Например:

«Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.» Звук «с» – интонационно выделяет голосом, после прочтения стихотворения предлагает детям назвать звук, который часто звучал в стихотворении и назвать слова с этим звуком.

II

«Магазин игрушек»

Большинство игрушек в названии которых есть буква «м» и другие игрушки, в названии которых нет звука «м»

Воспитатель в начале берет на себя роль продавца и продает игрушки только со звуком «м». Если ребенок хочет купить игрушку и называет неправильно ее неправильно, то неправильный ответ разбирается, выясняется, что в слове нет звука «м».

Примечание: звук «м» интонационно выделяется голосом, тоже требовать и от детей.

III

«Помоги щенку найти слова со звуком «щ»»

Предметные картинки, в названии которых есть звук «щ», и в названии которых этого звука нет, игрушка щенка

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки (или предметные картинки) и помочь Щенку отобрать картинки, в названии которых есть звук «щ».

Примечание: звук «щ» интонационно выделяется голосом воспитателем и детьми. Неправильные ответы разбираются.

IV

«Скажи слово как я»

Предметные картинки: аист, ананас, арбуз, автобус, ослик, овощи, обувь, утка, удочка, утюг, индюк, игла, игрушки, наборное полотно

Воспитатель с детьми рассматривает картинки, разбирают незнакомые слова. Затем воспитатель громко проговаривает слово  з и длительно произносит первый звук в слове (аааарбуз), требуя от детей такого же повтора.

 

Усложнение:  Можно спросить: «Какой звук ты долго произносил(тянул)» Закрепление термина слова «гласный звук»

Декабрь

     Цель: закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

«Определи первый звук в слове»

Карточки с предметными картинками. На карточке по 6 предметных картинок, серые фишки

Г.С. Швайко  «Игры и игровые упражнения для развития речи »

II

«Какой звук упал на ладошку?»

Речевой материал: кот, карандаш, крот, кошелек, кровать, нос, пух, суп, кубик

Воспитатель подставляет ладошку к подбородку и проговаривает слово, голосом выделив последний звук. Предлагает детям повторить тоже самое. Звук как будто «падает» на ладонь. Дети должны угадать, какой звук «упал» на ладонь? Затем громко его называют.

Закрепление термина «согласный звук».

III

«Какой звук убежал в «хвостик» слова?»

Речевой материал.

(Последний звук интонационно выделяется голосом)

Воспитатель называет громко и четко слово, интонацией выделяет последний звук, а дети определяют его.

Закрепление термина «согласный звук».

IV

«Цепочка слов»

Предметные картинки

(игра в кабинете логопеда) комплект №1

Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

Январь

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, продолжать учить детей различать на слух и в произношении звуки по твердости – мягкости.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Цепочка слов »

Предметные картинки(игра в кабинете логопеда) комплект №2

Г.С. Швайко  « Игры и игровые упражнения для развития речи»

II

« Кто в домике живет?»

Два плоскостных домика: синего и зеленого цветов, предметные картинки  в названии которых есть любые парные звуки по твердости – мягкости( п – пь, т – ть)

Воспитатель с детьми рассматривают предметные картинки, называют их, определяют первый звук в словах и дают характеристику звука – твердый или мягкий согласный. В домик синего цвета – символа согласных твердых звуков – заселяют слова с согласным твердым звуком, а в зеленый домик – слова с первым согласным мягким звуком.

III

« Кто в домике живет?»

Два плоскостных домика: синего и зеленого цветов, предметные картинки, в названии которых есть первые парные звуки по твердости( к – кь, м – мь)

Ход игры напечатан выше.

IV

« Цепочка слов»

Предметные картинки(комплект №3 в кабинете логопеда) или речевой материал

Описание игры с речевым материалом(т.е. без предметных картинок).

Воспитатель называет слово, а дети должны продолжить «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: шар – рак –кот – танк и т.д. Последний звук слегка выделяется голосом.

Февраль

Цель: учить детей делить слова на слоги( части), придумывать слова на заданный слог.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Отгадай мое слово»

Предметные картинки с изображением отгадываемых слов

Воспитатель говорит: « Я задумала слово, которое начинается со слога «ка». Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу в конце игры. » Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов. Угадав слово – воспитатель показывает картинку.

II

« Малыш»

Предметные картинки

Малыш еще только учится говорить. Он не выговаривает слово целиком, а произносит первые два звука. Показывая на куклу, он говорит – ку -, выпрашивая ложку, он говорит –ло-. Воспитатель говорит, что она будет малышом , называть только часть слова, а дети отгадывать, что она хочет сказать. Затем можно поменяться ролями.

III

« Отхлопай слово»

Предметные картинки слов, состоящих из 2 или 3х открытых слогов ( ма-ши-на, ка-ша, ли-са, ма – ли –на, па-на-ма, ру – ка,са-ни, ко-фе и т.п.),  схемы слоговых домиков

В начале рассматриваются предметные картинки, разбираются непонятные слова, выясняется смысл непонятных слов. Затем воспитатель предлагает детям проговорить слово лиса медленно, по частям, каждую сказанную часть слова прохлопать. Подсчитываются хлопки, (2 раза хлопнули ладошки – значит две части), затем называется каждая часть слова отдельно.

IV

« Дирижер»

Предметные картинки, игрушки, слова которых состоят из 2х, 3х открытых слогов.

Воспитатель с детьми вспоминают разные профессии. Выясняют чем занимается дирижер. Затем воспитатель берет роль дирижера на себя и показывает, как можно продирижировать слово. На каждый слог выполняется движение рукой, сколько слогов в слове – столько и движений руки.

Март

Цель: продолжать учить детей различать звуки по твердости – мягкости, закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему  качественную характеристику, развивать умение составлять слова по названным звукам.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Назови пару»

мяч

Игра проводится с мячом. Дети стоят в круг, воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука( согласный мягкий звук) и перебрасывает мяч воспитателю. После того, как будет названо несколько пар звуков( б-бь,п-пь,м-мь,к-кь,в-вь, и т.д) задание в игре меняется: воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети в ответ – твердый согласный звук.

II

« Назови первый звук»

Фишки синего и зеленого цветов, предметные картинки, в названии которых встречаются первые звуки согласные мягкие и согласные твердые.

Воспитатель показывает детям картинку, называет ее,  голосом слегка выделяя первый звук, затем просит одного ребенка назвать первый звук и определить его –согласный твердый или согласный мягкий.

III

«Отгадай мое слово»

Речевой материал

Воспитатель предлагает детям поиграть со звуками. Звуки – озорники, не хотят вставать в слова, их нужно «собрать» в слово. Воспитатель проговаривает слово ( из 3 звуков), называя каждый звук с небольшими паузами, адети должны его отгадать. Например: к – о – т, с-у- п, н – о – с и т.д.. Если отгадают слово, то можно показать игрушки или предметные картинки.

IV

« Чудесный мешочек»

Красивый мешочек с игрушками

Ход игры тот же. Воспитатель загадывает слово, называя звуки отрывисто с паузами, если дети отгадывают слово, воспитатель « дарит» ребенку игрушку.

Примечание: речевой материал усложняется – слова состоят из  четырех звуков: м – у – х а, р – ы – б - а» 

Апрель

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, выполнять слоговой анализ слов, закреплять умение различать согласные твердые и мягкие звуки. Упражнять детей в словоизменении.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Поищи слово»

Речевой материал

Воспитатель рассказывает детям, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное  разделить на слоги. Например:=, давайте найдем слово, которое спряталось в слове песок( пе – сок), рыбак,кулак,фасоль, Борис, пирог, король.

II

« Живые слоги»

Речевой материал

Воспитатель приглашает двух детей к доске. Дает каждому ребенку какой – нибудь слог, чтобы из сложившихся  слогов получилось слово. Например: первый ребенок будет слогом «Ва», а второй слогом «ЗА», затем слоги проговариваются с небольшими паузами – Ва – за и предлагается детям отгадать получившееся слово.

III

« Твердый или мягкий »

Фишки синего и зеленого цветов

Воспитатель вразбивку называет твердые и мягкие согласные звуки. А дети должны поднять соответствующую фишку.

IV

«  Измени слово »

Карточки с предметными картинками, под которыми изображены слоговые схемы от одного до трех или четырех (игра в кабинете логопеда)

Дети рассматривают на карточках изображенные картинки и слоговые схемы, расположенные под картинками. Проговаривают изображенное слово, определяют количество слогов ( частей), затем изменяют слово так, чтобы количество слогов увеличилось от двух до трех, четырех. Например: кот – ко – тик, ко – ти – ще, сом – со – мик,со – ми –ще и т.д.

М А Й

  Повторение игр, которые вызвали наибольшие затруднения в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет

фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

творческая работа по теме« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и навыков фонеатического анализа

Представленные игры можно использовать в работе учителя-логопеда, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха я...

Перспективный план использования дидактических игр для развития фонематического слуха у детей 5-6 лет

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха я...