Современные технологии социокультурной реабилитации инвалидов: музыкотерапия.
материал

Трофимова Вероника Вячеславовна

Статья на тему: "Современные технологии социокультурной реабилитации инвалидов: музыкотерапия".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное бюджетное учреждение

Калужской области

«Реабилитационный центр для инвалидов

«Калужский реабилитационно – образовательный комплекс»

Современные технологии социокультурной реабилитации инвалидов: музыкотерапия.

В.В. Трофимова

педагог - организатор

г. Калуга

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

Социальные технологии - совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами.

Цели социальной реабилитации состоят в восстановлении (формировании) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро - и микроуровнях).

Социокультурная реабилитация - это комплексный процесс, имеющий цель: помочь инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Направления социокультурной реабилитации: игротерапия, танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др., используют в качестве терапевтических средств различные художественные техники: вокал, пластику, мимику, клоунаду, актёрскую импровизацию, видеосъёмку, стихосложение, рисование и пр.

Технологии социокультурной реабилитации инвалидов – система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин «технология социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное».

«Социальное» указывает, что данная технология обращена к личности человека и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни.

«Культурное» обозначает те средства, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия используется для активизации резервных возможностей человека, повышения тонуса и работоспособности за счет снятия нервного перенапряжения и утомления; направлена на корректировку настроения, развития психических и интеллектуальных способностей.

Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит в способности объединить людей в делах, мыслях, чувствах: на празднике, соревновании, в конкурсах, вечерах, карнавалах и в семейных торжествах. 

Активное вовлечение инвалидов в художественно-эстетическую деятельность осуществляется путем организации концертов, смотров-конкурсов, фестивалей для инвалидов и с их участием.

Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности инвалида, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. 

 «Педагогической музыкотерапии» как интегративной сферы знаний, применимых как в условиях коррекционного, так и инклюзивного образования. Более того, технологии и средства педагогической музыкотерапии могут применяться и в процессе музыкального воспитания практически здоровых детей в общеобразовательных учреждениях России.

Подобная направленность психолого-педагогической коррекции с помощью активной музыкотерапии детей, страдающих ЗПР, дает следующие результаты: дети менее подвержены стрессу; повышается работоспособность; развивается речь, мышление и главная его составляющая – воображение; развивается координации; происходит развитие коммуникативных навыков; активизируются  воля и внимание; повышается уверенность в себе.

На музыкально-терапевтических занятиях с детьми включаются различные адаптационные механизмы:

• музыка позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

• помогает установить контакт между психотерапевтом и ребенком;

• повышает самооценку на основе самоактуализации;

• способствует отреагированию чувств;

• помогает пережить катарсис;

• развивает эмпатические способности;

• помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д.

Все это закладывает базис для повышения резервов системы адаптационных возможностей ребенка.

Организационные формы использования технологии:

  • индивидуальные,
  • мелкогрупповые,
  • групповые и массовые;
  • семейные,
  • клубные,
  • классно-урочные;
  • дифференцированные и разновозрастные,
  • стационарные и туристско-экскурсионные и другие.

Одни из них являются традиционными, другие — нетрадиционными, альтернативными, нередко содержащими элементы инновации. 

Особенностями социокультурной реабилитации молодых инвалидов являются:

  • формирование собственной активности в отношении своих жизненных проблем;
  • развитие оптимизма как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни;
  • формирование умений выбирать благоприятную среду для самореализации;
  • освоение совокупности ценностей, идеалов и норм поведения той или иной социальной роли;
  • формирование гибкого приспособления к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

Методы и приемы музыкотерапии.

Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями инвалида.

Слушание музыки и пение требуют от инвалида определенного умственного, физического и психического напряжения.

Слушание музыки стимулирует человека к созданию собственного творческого продукта, так как сопряжено с эмоционально-образной сферой. Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. 

Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов, побуждает исполнителей к слиянию с группой (хором). 

Пение включает работу над развитием артикуляционного аппарата: артикуляционную гимнастику, дидактические игры на развития голоса, дыхания, исполнительские навыки, открывает новые возможности в освоении мелодии и текстов песен, в использовании выученных песен в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.

Выразительность исполнения песен связана с развитием мимической группы мышц, поэтому пение, наряду со специальными упражнениями, способствует их развитию. 

Музицирование привлекает даже самых робких и инертных людей к активности в выражении своих чувств радости от возможности игры на разных музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений, слуха и голоса при выполнении определенного ритмического рисунка, ориентирует в оценке высоты звуков, звучания конкретных инструментов, что характеризуется как лечебный фактор. Участие в оркестре сочетает навыки игры на инструменте с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и своей значимости. Таким образом, моделируется и закрепляется положительный опыт инвалида - чувствовать себя полноценным человеком. 

Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации инвалидов. 

Музыкальные игры способствуют снятию замкнутости, застенчивости, вызывают у инвалида положительные эмоции, желание действовать совместно с другими людьми. Чтобы научить реабилитанта создавать какие-либо образы, необходимо научить выражать основные эмоции с помощью мышц лица («пугливый воробей», «сонный кот», «собака принюхивается», «хитрая лиса» и т.п.). К этой группе относятся упражнения, связанные с выражением удовольствия, радости, удивления. Внимание привлекают мимика лица, поднятые брови, широко раскрытые глаза, движение носа. Формировать жест особенно важно для не слышащих людей, поскольку это помогает им адаптироваться в группе, наладить контакт. Научить управлять мышцами туловища и ног помогают упражнения «Большие и маленькие предметы», «Ветерок и ветер», а для развития равновесия и осанки - ходьба на полупальцах («как мыши») и на внешней стороне ступни («как медведи», «утки плавают», «птицы летают», «ходим на лыжах», « катаемся на коньках, санках»). 

В музыкальных играх, хороводах и плясках моделируются ситуации, в которых инвалиды имеют возможность показать свои умения, учатся помогать друг другу, входить в положение другого человека, чувствовать себя членом коллектива. Взаимодействуя с окружающими людьми, лица с ограниченными возможностями получают необходимый жизненный опыт, возможность контактировать как со здоровыми, так и с имеющими отклонения в развитии, адекватно реагировать на их поведение в различных жизненных и игровых ситуациях.

Противопоказаний для использования музыки в среде инвалидов нет, за исключением применения «агрессивной», разрушающей музыки (рок), которая исполняется на повышенной громкости.

Исключение для социокультурной реабилитации музыкальными средствами составляет группа тотально глухих инвалидов, так как им музыка недоступна. 

Музыкотерапия является перспективным направлением в психо-коррекционной и реабилитационной работе с инвалидами, имеющей целью разрешение психологических проблем и улучшение их психофизиологического состояния, вечера, где инвалиды показывают свои достижения, становятся своего рода ареной для самоутверждения их в обществе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Фотокросс - современная методика социальной реабилитации детей -инвалидов"

Данная методика направлена на социально-бытовую адаптацию/реабилитацию детей-инвалидов, а так же их интеграцию в общество. ...

статья Фестиваль, как метод социокультурной творческой реабилитации инвалидов по слуху.

Статья о том, как способствует участие в фестиваля детям с нарушением слуха социализироваться в общество...

Социокультурная реабилитация инвалидов. Сценария праздничного мероприятия "Подари улыбку миру", посвященного "Дню смеха".

Социокультурная реабилитация инвалидов. Сценария праздничного мероприятия "Подари улыбку миру", посвященного "Дню смеха", методическая разработка сценария праздника содержит план п...

Социокультурная реабилитация инвалидов. Объединение "Родительское кафе": сценарий праздничного мероприятия "8 Марта - Международный женский день".

Социокультурная реабилитация инвалидов. Творческое объединение "Родительское кафе": сценарий праздничного мероприятия "8 Марта - Международный женский день"....

ПРОГРАММЫ И ПРАКТИКИ В СФЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

МЕРОПРИЯТИЯ с КОУ «Мегионская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мегион https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2022/03/20/uchast...