Методы стимулирования учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью предупреждения неуспеваемости
статья

Локтева Надежда Матвеевна

В статье рассматривается материал о  способах предупреждения неуспеваемости детей  с интеллектуальными нарушениями. Материал  может быть использован  учителем  при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_avgust_2021.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методы стимулирования  учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью предупреждения неуспеваемости.

В своей педагогической деятельности учитель часто сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у детей с ограниченными возможностями здоровья. В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но наиболее важной является проблема стимулирования. Стимулирование в образовательном процессе рассматривается как   воздействие на учащегося, чтобы добиться от него желаемого результата. Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя.

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях:

- процесс обучения должен строиться на наличие у обучающихся определенных мотивов деятельности;

 - многолетняя практика обучения накопила достаточно много педагогических приемов, которые способствуют стимулированию учения и   одновременно с этим обеспечивают усвоение нового материала и ликвидируют неуспеваемость.

Рассмотрим одни из основных методов и приемов стимулирования учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые используются при обучении современный учитель.

В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание — это учебная отметка.

Отметка  учителя  для ученика должна  иметь  содержательный и стимулирующий смысл. Для этого необходим  эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении ученика. Эталон должен быть понятен самому школьнику важно, чтобы представления учителя и ученика при этом совпадали. Важно доверие ученика к учителю и его оцениванию.

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, но в тоже время спорным.

Поощрение — это стимулирование положительных действий учащихся с помощью высокой оценки поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания педагогом его усилий и стараний. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки.

Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявления личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Самой распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретной  проблеме  в учебной деятельности. Оно должно делаться в вежливой, но в официальной категорической форме и осуществляться обычно с помощью прямого непосредственного требования и разъяснения. Создание ситуации успеха в учебной деятельности является приемом стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости. Этот метод применяется  к учащимся,  которые испытывают  определенные затруднения в учебе. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в  учебной деятельности.

Успех в учении является единственным источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно.

При использовании данного метода необходимо проводить мониторинг за успеваемостью, поведением, социальным развитием учащихся.

Практика современной школы использует в этом плане поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод. Только сочетание разнообразных методов  стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого J,EXF.OTUJCZшкольника в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

«Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к школе с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

У детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича отмечаются сочетания двигательных, речевых нарушений, нарушений познавательной деятельности и личностного развития. Множество и вы...

Примерный перечень целей коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в центрах реабилитации

Примерный перечень целей по социализации, личностному развитию, трудовому воспитанию, охране здоровья...

Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество

Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество...

«Развитие познавательного интереса у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в целях формирования общих трудовых навыков и умений»

В исследованиях многих специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии, отмечается запоздалое, по сравнению с нормой, развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глу...

Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество

          Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением...

Социальный проект Спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья «Спорт-цель жизни»

Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате...