Формирование правильного произношения у дошкольников с системным недоразвитием речи
статья

Царитова Елена Владимировна

В статье рассматриваются направления и этапы работы над произношением у дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_proizn.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного произношения у детей с системным недоразвитием речи

Уникальность дошкольного возраста отмечается всеми специалистами в области медицины и педагогики, так как дошкольное детство является важным периодом в формировании психики, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка. В последние годы наблюдается значительный рост распространённости речевой патологии у детей и её осложнённости в виде проявления множества сочетанных расстройств, не ограничивающихся только нарушением речевой функции.

Речь является комплексным навыком, в котором принято выделять несколько функциональных элементов: грамматика, подразумевающая знание правил образования предложений и слов, в том числе, их согласование между собой по роду, падежу и числу; лексика, характеризующаяся словарным запасом, который постепенно увеличивается в процессе взросления ребенка; фонетика – правильность произношения звуков и их комбинаций.

Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Нарушения всех сторон речевой деятельности наблюдаются при общем недоразвитии речи и при системном недоразвитии речи.  

В специальной педагогике выделяют два варианта недоразвития всех составляющих речевого процесса – ОНР (общее недоразвитие речи) и СНР (системное недоразвитие речи). Основным фактором, который является определяющим в данных вариантах недоразвития речи, является структура нарушения (согласно положению Л. С. Выготского). При общем недоразвитии речи в качестве первичного нарушения выделяется речевое недоразвитие, которое ведет за собой недоразвитие в формировании интеллектуальных процессов. Системное недоразвитие речи является вторичным нарушением, возникающим как следствие первичного нарушения психического развития (при различных вариантах нарушений – РАС, ЗПР, УО).

Именно структура нарушения и является определяющей при построении коррекционного маршрута для ребенка с речевыми нарушениями того или другого вида.

Исследования Р.И. Лалаевой позволили выделить следующие степени системного недоразвития речи:

СНР тяжелой степени

полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении простых и сложных форм словоизменения и словообразования: употреблении падежных форм существительных и прилагательных; нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированности словообразования; отсутствии связной речи

СНР средней степени

полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании существительного и прилагательного в среднем роде И.п., а также косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах пропуски и искажения, пропуски смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия

СНР легкой степени

нарушение звукопроизношения отсутствует или носит мономорфный характер; фонематическое восприятие и фонематический анализ, в основном, сформированы; имеются трудности определения последовательности и количества звуков на сложном речевом материале; словарный словарь ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном обследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования существительного и прилагательного в косвенных падежах множественного числа; нарушения сложных форм словообразования; в пересказах отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены лишь некоторые смысловые отношения; нерезко выраженные дисграфии, дислексии

У дошкольников с СНР, как уже упоминалось, нарушены все стороны речевого процесса. В системе нарушенных речевых функций отмечаются нарушения произносительной стороны речи. Поэтому среди других задач коррекционно-логопедического воздействия ставится задача постановки звуков.

Отметим особенности, которые препятствуют эффективному усвоению детьми с СНР правильного произношения:

1. Низкий уровень мотивации: снижен или отсутствует познавательный интерес, мотивация общения, игровая мотивация

2. Намного медленнее и сложнее овладевают техникой выполнения артикуляционных упражнений

3. Снижен уровень самоконтроля, что проявляется в выполнении всех видов деятельности – в том числе влияет на способность анализировать и усваивать артикуляционные уклады

4. Крайне низкий уровень развитиях слухового восприятия, способны воспринимать и дифференцировать в основном неречевые звуки. Это является причиной того, что ребенок не может сопоставить свое произношение с правильными вариантами произношения, которые они слышат от взрослых

Работа над звукопроизношением у дошкольников с системным недоразвитием речи тесно переплетается с коррекцией других нарушений (это обусловлено структурой нарушения).

Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи осуществляется на основе ряда методологических принципов. Это принципы системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности и др. Одним из первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения. Этот принцип ориентирует коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности, которое возможно только при сформированности ключевых звеньев развития. Выраженный положительный эффект дает использование принципа замещающего онтогенеза (А. В. Семенович). Использование этого принципа предполагает учет имеющихся недостатков исходя из уровня актуального развития и восполнения имеющихся в данный момент недостатков развития ребенка.

Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с системным недоразвитием речи, можно выделить следующие стадии коррекционной работы:

I стадия (предварительная) имеет целью подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II стадия – уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

III стадия – коррекция нарушенных звуков речи.

Рассмотрим содержание коррекционной работы на каждой из выделенных стадий.

На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1) развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;

2) развитие ручной и речевой моторики;

3) развитие зрительно-пространственных функций;

4) формирование временных представлений;

5) развитие чувства ритма;

6) формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.

На второй стадии продолжается развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.

В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

На данном этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;

2) формирование фонематического анализа и синтеза;

3) развитие артикуляторной моторики;

4) работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, клень, двон и др. Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с – как течет вода из крана, з – как звенит комар, ш – как шелестит листва, ж – как жужжит жук и т. д.).

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений), продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

В процессе работы продумывается постепенное усложнение артикуляторных упражнений. Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом, под счет. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на предыдущей стадии. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений. После отработки изолированных элементов движения объединяются в единый артикуляторный уклад.

У детей с СНР при постановке звука чаще всего используются смешанные способы, постановка от правильно произносимых звуков, от артикуляторного уклада.

На следующем этапе логопедической коррекции особое внимание уделяется коррекции звукопроизношения, расширению словаря, построению фразы и составлению несложных рассказов по картинке. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с системным недоразвитием речи является длительным и более сложным процессом, чем у детей с общим недоразвитием речи.

Указанные направления коррекционной работы проводятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обучения.

Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей с СНР проявляются в следующем:

1) формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова;

2) коррекция нарушений звукопроизношения у детей с системным недоразвитием речи проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;

3) учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа);

4) коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи;

5) у детей с системным недоразвитием речи имеет место не только искажение звукопроизношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделяется активизации процесса формирования звукопроизношения, уточнению произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, речеслухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи;

6) при определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.

В заключении отметим, что одним из основных дифференциальных признаков ОНР и СНР является прогноз развития: при системном недоразвитии речи прогноз является чаще всего неблагоприятным. У детей с СНР наблюдается тотальное диффузное поражение КГМ, что препятствует формированию новых условных связей и полному преодолению имеющегося недоразвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

тема: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

ВведениеГлава I.    Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня1.1...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи

Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...

Рабочая программа для дошкольников "Формирование правильного произношения"

Рабочая программа для дошкольников "Формирование правильного произношения"...

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразованмя у дошкольников с общим недоразвитием речи....