Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."
план-конспект урока (5 класс)

Ромашова Валентина Николаевна

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма и развития речи  

Тема урока:  Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п.

Класс: 5                           

Цель урока: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.

Задачи:

Образовательные:

 -   познакомить  с правописанием имен существительных 2-го склонения в Д.П.;

- учить применять на практике знания о правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения;

- проверить у учащихся знания  о склонении имен существительных;

- тренировать учащихся изменять имена существительные по падежам.

 - пополнять словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие задачи:

- коррегировать внимание путем выполнения нескольких видов  

  работ  на уроке;

- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение некоторых заданий учителя;

- коррекция и развитие связной письменной речи  при работе над составлением предложений;

- коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной)  путем неоднократного повторения необходимых данных;

- коррекция и развитие зрительных, слуховых восприятий;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать самостоятельность;

-воспитывать нравственные качества (на основе используемых текстов).

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

Рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, упражнение, игра.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска,     сигнальные карточки, учебники, тетради, ручки, карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите, ребята,  друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Садитесь!

- Руки? (- На месте.)

- Ноги? (- На месте.)

- Локти? (- У края.)

- Спина? (- Прямая.)

 Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет  частицу

          мудрости».

- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Ну что, начнем наполнять  наши сундучки новыми знаниями.

2. Орфографическая пятиминутка

Открываем тетради, пишем число, классная работа.    Сейчас  будет словарный диктант с объяснением правописания.  Отгадаем загадки

Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о… (сове). 

День и ночь стучит оно, 
Словно бы заведено. 
Будет плохо, если вдруг 
Прекратится этот стук. (сердце)

Попало наше тесто
В горячее место.
Попало — не пропало,
Румяной булкой стало. (печь)

Круглый, гладкий, без углов,
Целый день скакать готов? (мяч)

Хотим испечь ватрушку.

Поможет мерить нам муку

 Стакан, но с ручкой на боку,

А по-простому- (кружка) 

(Один у доски, другие в тетради, объясняют правописание, подбирают проверочные слова)

3. Актуализация знаний, проверка домашнего задания

- К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)

-Что такое имя существительное (имя сущ. -это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?)

-Какого склонения эти имена существительные (1, 2 и 3 склонения)

-Назовите мне  слово 1 склонения. Почему вы так считаете?

 - назовите слово 2 склонения. Объясните. Назовите слово 3 склонения.

Игра «Назови склонения»  (Работа с интерактивной доской)

-Что вам помогло определить склонение имени существительного?

4. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, как  могут изменяться существительные? (склоняться, т.е. изменяться  по падежам)

 - Сколько падежей  в русском языке?

- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке (родительный падеж)

-Какие окончания имеют существительные 2 склонения в Р.п (-а, -я)

-на какие вопросы отвечают слова имени существительного 2 склонения в родительном  падеже (кого? чего?)

 5. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать имена существительные,     узнаем какие окончания пишутся у имен  существительных 2-го склонения в Д.п.

6. Изучение нового материала

Записываем упражнение 305. Прочитаем задание.

Что необходимо сделать?

Правильно, от выделенных слов поставим вопрос к существительным в Д.п., выделим окончания.

(Выполнение упражнения у доски)

- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения в Д.п.?  (-е)

Правильно.  На какие вопросы отвечают существительные в Д.п.?

Итак, делаем вывод: имена существительные 2-го склонения в Д.п. отвечают на вопросы кому? чему? и имеют окончания –у, -ю.  Оформляем вывод в рамочку.

у

Сущ. 2-го скл. в Д.п. (кому? чему?)

ю

Молодцы!

7. Физкультминутка

- Пальчиковая гимнастика «Цветок»

- Гимнастика для глаз

8.  Работа над темой урока

Работа над упражнением 306 . Прочитаем задание. Что необходимо сделать?  Правильно, необходимо списать, подчеркнуть существительные 2-го  скл. в Д.п., выделить окончания. А дома вы подготовитесь к письму по памяти.

9. Подведение итогов урока

 - Какое маленькое, но очень важное открытие мы сделали на уроке? Какую частицу мудрости положили в свой сундучок знаний? Что нового узнали?

 Какие   окончания могут быть у имен существительных 2-го скл. в Д.п.?

- Какие имена существительные относятся ко второму склонению?

- Что вам понравилось больше всего?

10. Задание  на дом. Выставление оценок.

  А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание: стр.195, Упр. 308. (Объяснение задания)

- У вас на парте есть сигнальные карточки. Кто из вас, ребята, хорошо понял тему сегодняшнего урока, поднимите зеленую карточку, кто чуть-чуть не понял, поднимите желтую карточку, кто совсем ничего не смог понять и запомнить, поднимите красную карточку.

Сегодня все работали очень хорошо. (Оценивание деятельности детей).

- Разгадайте ребус: Л О М Ы Ц О Д

                                 3  2  1  7  6  4  5

На этом урок закончен, можете быть свободны.

 

Муниципальное   общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»

КОНСПЕКТ

урока письма и развития речи на тему

 «Окончания имён существительных 2-го склонения в дательном падеже»

Учитель: Воробьева

 Валентина Николаевна.

д. Большие Круты

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...

Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени существительного"

Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени  существительного"...

конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"

разработка  урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...