СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа

Миронюк Юлия Леонидовна

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  на 2020 – 2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  на 2020 – 2021 учебный год

                                     Ответственный за реализацию программы:

                                                Учитель Ю.Л. Миронюк

Курск – 2020г

Пояснительная записка

 Данная специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося 4 класса, имеющего тяжелые и множественные нарушения развития.

Цели программы: приобщение ребёнка к доступному ему общественно-полезному труду и приобретение социального опыта.

Задачи:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

 - формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи; - формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

- формирование, на доступном уровне, простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности; - включение обучающегося в домашний, хозяйственный, прикладной труд;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

 - развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Направления работы:

 1. Формирование представлений ребенка о себе.

2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования.

3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде. 4 Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.

5. Формирование подготовительных этапов понимания речи.

6. Формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими: - развитие понимания обращенной речи; - активизация собственной речевой активности; - формирование всех форм речевой коммуникации: мимики, жеста, интонации.

 7. Формирование навыков самообслуживания.

8. Предметно-практическая деятельность.

9. Обучение игре.

10.Развитие движений.

 11.Рисование.

Ожидаемые результаты реализации специальной индивидуальной программы развития.

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка.

Личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

 выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

 выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

  узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

 показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

 показывать на себе части тела и лица;

  выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого. 5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

 при общении использовать мимику и жесты;

  определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

  понимать и выполнять действия с игрушкой;

 показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

 вслушиваться в речь взрослых;

 повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

  адекватно реагировать на простую инструкцию педагога;

  соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

  использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

 выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Учебные предметы

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Пояснительная записка

Задачи предмета:

В разделе «Коммуникация»: - закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, - овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации, - создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»: - совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия, - расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе «Чтение и письмо»: - совершенствование ручной и мелкой моторики, - закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, - расширение возможностей элементарных графо-моторных умений, - совершенствование слухового внимания и слухового восприятия, - закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым. Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Реализация содержания учебного предмета во втором классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия,

- интерес и поддержание взаимодействия со взрослым и сверстником.

 Предметные:

- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

- элементарные графо-моторные умения,

- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым,

- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом,

- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе включает освоение первоначальных основ грамоты. Образовательная программа носит социально-педагогическую направленность, в ходе реализации происходит преодоление у ребенка недоразвития некоторых психических функций, т.е. коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания. Программа направлена на развитие у обучающихся интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций. Приветствие учителя жестом, словом. Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия. Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением. Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выделение фотографии своей семьи среди других. Показ на фотографии папы, мамы с использованием указательного жеста и речи. Узнавание на фото мамы, папы, формирование умения отвечать на вопрос «кто это?».

Повторение строчных букв: а, о, у, м, с, х; изучение прописных букв: А, О, У, М, С, Х. Дальнейшее последовательной изучение звуков и букв: ш, Ш, л, Л, ы, н,Н, р, Р.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе  2 часа в неделю.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Пояснительная записка.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Проводится работа по изучению чисел, цифр.  Обучающаяся учиться пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2-3, 3-4 предметов без пересчитывания, записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.

Повторение изученных цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дальнейшее последовательной изучение цифр:  7, 8.         

Задачи и направления:

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

 - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

 - Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий;

 - Умение сравнивать группы предметов, содержащих до 5 предметов и выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

 - Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 5;

 - Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком предметов; - Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на- над- под, впереди – сзади – между, шире - длиннее - короче.;

- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Основное содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

 «Представления о форме»;

 «Представления о величине»;

  «Пространственные представления»;

  «Временные представления»;

 «Количественные представления».

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Формирование учебного поведения:

 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

 - фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

 - фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

 - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

 2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина.

 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

 - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

 - Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п. - Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).

 - Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета). - Умеет играть с мячами, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Математические представления» в 4 классе  отведено  2 часа в неделю.

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

 Пояснительная записка

Цель: 

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.        

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Общая характеристика учебного предмета:

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 4 классе  отведено 2 часа в неделю.

ЧЕЛОВЕК.

Пояснительная записка.

Цели: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

-        формирование гигиенических навыков;

-         развитие мелкой моторики рук;

-        обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

-        формирование навыков культурой еды;

-        воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания.

Задачи учебного предмета:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими; — представления о собственном теле;

 — распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

 — соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

 — отнесение себя к определенному полу;

 — развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

 — формировать представления о возрастных изменениях;

 — формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

 — формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

 — формирование умений определять своѐ самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

 — формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

 — формировать умения следить за своим внешним видом;

 — формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

 — формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

 — развитие собственной активности ребенка;

 — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

 — развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

 Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие зрительного восприятия;

 — развитие зрительного и слухового внимания;

 — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «ЧЕЛОВЕК» в 4 классе  отведено 62 часа, 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

                     Пояснительная записка.

Цели и задачи учебного предмета

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.  На них ведущая роль принадлежит педагогу.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт».

        Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

Предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.  
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.  

Предметные результаты

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» в 4 классе  отведено 2 часа в неделю.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Пояснительная записка.

Цель учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

        Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. 

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Предметные результаты

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с ТМНР. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 4 классе  отведено  часа в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  на 2021 – 2022 учебный год...

Специальная индивидуальная программа развития на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по освоению предметов учебного плана обучающимся индивидуально на дому. Содержание учебных предметов. Нравственное воспитание. Формирование ЗОЖ. Внеурочная деятельность....