СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа

Миронюк Юлия Леонидовна

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  на 2021 – 2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya_2.docx65.49 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  на 2021 – 2022 учебный год

                                     Ответственный за реализацию программы:

                                                Учитель Ю.Л. Миронюк

Курск – 2021г

Содержание

1.Пояснительная записка.

2. Индивидуальные сведения о ребёнке.

3.Общая характеристика на ребенка с ТМНР.

4.Индивидуальный учебный план на 2021 – 2022 учебный год.

5.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.1.Математические представления.

5.2.Окружающий природный мир.

5.3.Человек.

5.4.Домоводство.

5.5.Окружающий социальный мир.

5.6.Изобразительная деятельность.

Пояснительная записка

 

Содержание образования

Данная специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося 5 класса, имеющего тяжелые и множественные нарушения развития.

Цели программы: приобщение ребёнка к доступному ему общественно-полезному труду и приобретение социального опыта.

Задачи:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

 - формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи; - формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

- формирование, на доступном уровне, простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности; - включение обучающегося в домашний, хозяйственный, прикладной труд;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

 - развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Направления работы:

 1. Формирование представлений ребенка о себе.

2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования.

3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде. 4 Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.

5. Формирование подготовительных этапов понимания речи.

6. Формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими: - развитие понимания обращенной речи; - активизация собственной речевой активности; - формирование всех форм речевой коммуникации: мимики, жеста, интонации.

 7. Формирование навыков самообслуживания.

8. Предметно-практическая деятельность.

9. Обучение игре.

10.Развитие движений.

 11.Рисование.

Ожидаемые результаты реализации специальной индивидуальной программы развития.

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка.

Личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

 показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

 показывать на себе части тела и лица;

  выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

 при общении использовать мимику и жесты;

  определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

  понимать и выполнять действия с игрушкой;

 показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

 вслушиваться в речь взрослых;

 повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

  адекватно реагировать на простую инструкцию педагога;

  соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

  использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

 выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

5.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.1. Рабочая программа учебного предмета «Математические представления».

Пояснительная записка.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Проводится работа по изучению чисел, цифр.  Обучающаяся учиться пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2-3, 3-4, 5-6 предметов без пересчитывания, записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 8.

Повторение изученных цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Дальнейшее последовательной изучение цифр:  9, 10.         

Задачи и направления:

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

 - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

 - Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий;

 - Умение сравнивать группы предметов, содержащих до 8 предметов и выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

 - Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 8;

 - Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов; - Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на- над- под, впереди – сзади – между, шире - длиннее - короче.;

- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Основное содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

 «Представления о форме»;

 «Представления о величине»;

  «Пространственные представления»;

  «Временные представления»;

 «Количественные представления».

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

 - Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п. - Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).

 - Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета). - Умеет играть с мячами, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

Место учебного предмета в учебном плане

 

5.2 . Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир».

 Пояснительная записка 

Цель: 

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.        

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Общая характеристика учебного предмета:

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Место учебного предмета в учебном плане

5.3 . Рабочая программа учебного предмета «Человек».

Пояснительная записка.

Цели: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

-        формирование гигиенических навыков;

-         развитие мелкой моторики рук;

-        обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

-        формирование навыков культурой еды;

-        воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания.

Задачи учебного предмета:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими; — представления о собственном теле;

 — распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

 — соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

 — отнесение себя к определенному полу;

 — развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

 — формировать представления о возрастных изменениях;

 — формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

 — формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

 — формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

 — формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

 — формировать умения следить за своим внешним видом;

 — формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

 — формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

 — развитие собственной активности ребенка;

 — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

 — развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

 Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие зрительного восприятия;

 — развитие зрительного и слухового внимания;

 — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Место учебного предмета в учебном плане

Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».

5.4 . Рабочая программа учебного предмета «Домоводство».

Пояснительная записка

Цель уроков домоводства во 2 классе (II вариант)– повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основными задачами программы являются:

- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Домоводство» рассчитана на 3 часа в неделю.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Планирование коррекционной работы по предмету

«Домоводство» во 2 классе II вариант:

1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительного  и слухового восприятия;

2.  Развитие слухового восприятия :

- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;

3.  Развитие импрессивной речи:        

- формирование умений слушать речь учителя;

4.  Формирование экспрессивной  речи:

- формирование навыков альтернативной коммуникации;

5. Коррекция мышления.

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

6.  Коррекция познавательной деятельности:

- вовлечение в  работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

7.  Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения.

Основное содержание предмета, практические работы.

Программа представлена следующими разделами:

Покупки.

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы,

нажимание  на  кнопку,  приклеивание  ценника  к    пакету  с  продуктом.

Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.

Раскладывание продуктов в места хранения.

Обращение с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи

(кастрюля,  сковорода,  чайник,  половник,  нож).  Узнавание  (различение)

кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска,

шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды.

Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи,

замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами.

Приготовление пищи.

Продукты питания. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок,

какао,  лимонад,  компот,  квас,  кофе).  Узнавание  напитка  по  упаковке.

Узнавание  (различение)  молочных  продуктов  (молоко,  йогурт,  творог,

сметана, кефир, масло, мороженое). Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание (соблюдение) правил хранения молочных продуктов.

Узнавание        (различение)  мясных  продуктов,  готовых  к  употреблению

(колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина,

говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание

(соблюдение) правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение)

рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы,

рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления)

(мясо  (филе  рыбы,  краб,  креветка),  рыбная  котлета,  рыбный  фарш). Знакомство  со  способами  обработки  (приготовления)  рыбных  продуктов.

Знание        (соблюдение)  правил  хранения  рыбных  продуктов.  

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами).

Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта.

Поддержание  чистоты  рабочего  места  в  процессе  приготовления  пищи.

Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов

(яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц,

закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц.

Уход за вещами

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства.

Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья.

Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства,

определение        количества    моющего    средства,    замачивание    белья,

застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины

(отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например):

белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины,

отключение машины, вынимание белья.

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети,

раскладывание        белья  на  гладильной  доске,  смачивание  белья  водой,

движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды.

Вывешивание  одежды  на  «плечики».  Чистка  одежды.  Уход  за  обувью.

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и

отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

Уборка помещения.

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера,

раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.

Уборка  пола.  Сметание  мусора  на  полу  в  определенное  место.

Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса.

Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага;

нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.

Уборка территории.

Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В  структуре  планируемых  результатов  ведущее  место  принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

         Личностные результаты освоения программы по домоводству во 2 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Возможные личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные результаты освоения программы  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

Возможные предметные результаты:

-Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.

-Соблюдение правил учебного поведения.

-Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

-Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

-Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

-Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).

-Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

- Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).

-Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

5.5. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир».

Пояснительная записка.

Цели и задачи учебного предмета

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.  На них ведущая роль принадлежит педагогу.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт».

Предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.  
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.  

Предметные результаты

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

5.6. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность».

Пояснительная записка.

Цель учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

        Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. 

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Предметные результаты

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с ТМНР. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

Место учебного предмета в учебном плане


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2020 – 2021 учебный год

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  на 2020 – 2021 учебный год...

Специальная индивидуальная программа развития на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по освоению предметов учебного плана обучающимся индивидуально на дому. Содержание учебных предметов. Нравственное воспитание. Формирование ЗОЖ. Внеурочная деятельность....

Индивидуальный план профессионального развития на 2021-2022 учебный год учителя Поповой Т.В. МБОУ «СОШ №1» г.Бийска

Индивидуальный план профессионального развития на 2022-2023 учебный годучителя  МБОУ «СОШ №1» г.Бийска...