Использование игровых приемов в коррекционном процессе с дошкольниками, имеющими грубые нарушения слоговой структуры слова
статья

Патмар Лариса Васильевна

Подбор приемов, направленных на коррекцию нарушения слоговой структуры слова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_priemov_v_korrektsionnom_protsesse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов в коррекционном процессе

с дошкольниками, имеющими грубые нарушения слоговой структуры слова

На сегодняшний день, одним из наиболее трудных для коррекции, является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова, которое характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски или добавление новых слогов или звуков). Границы данных нарушений варьируются: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом (А.К.Маркова):

1. Нарушение количества слогов («моток» — молоток, «пинино» — пианино).

2. Нарушение последовательности слогов в слове («деворе» — дерево, «гебемот» — бегемот).

3. Искажение структуры отдельного слога («тул» — стул, «лимонт» — лимон).

4. Уподобление слогов («кококосы» — абрикосы).

5. Персеверации (циклическое повторение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими: «нананасы» — ананасы).

7. Контаминации (смешение элементов слова: «кабудка» — конура + будка).

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Следовательно, коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и предполагает 2 этапа:

– подготовительный, цель которого – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– коррекционный – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Выбору приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить диапазон доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений, и классификация А.К.Марковой [5], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности: от двухсложных слов из открытых слогов (ива, дети) до

четырёхсложных из открытых слогов (черепаха, пианино).

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста возможно в тесном сотрудничестве учителя-логопеда, воспитателя и родителя. Этому поспособствуют следующие игры и упражнения:

Подготовительный этап

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки:

«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?). «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»). «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов). «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»). «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). «Найди клад» (ориентировка по схемам). «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки:

«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?). «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений:

«Умелые ручки» Чередование различных поз: 1. Кулачки — ладошки, … 2. Колечки — ушки — рожки, … 3. Пальчики здороваются. Артикуляционные упражнения Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка». «Мышка и кошка» Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка. «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

Коррекционный этап

I. Упражнения на уровне звуков:

«Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши». «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

II. Упражнения на уровне слогов:

Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием бусинок). «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым. Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

III. Упражнения на уровне слова:

С мячом – учить отхлопывать слоговой ритм слова. «Назови правильное слово» - учить различать правильно звучащие слова. «Найди самое длинное слово» - ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово. «Какое слово отличается». Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт. Игра «Логокуб» - упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов (выбирать из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закреплять их на определённой грани куба).

Игры «Поезд», «Соберем урожай», «Магазин», «Кто, в каком доме живет?» - учить подбирать слова с заданной слоговой схемой – распределять в соответствии с количеством слогов («рассадить пассажиров» в вагоны, собрать овощи (фрукты, ягоды) в корзины, разложить продукты питания в корзины, «поселить жильцов» в новые дома).

 Литература:

1. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

2. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

3. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

4. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

5. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной...

Нарушение слоговой структуры слова у детей с ЗПР. Приемы работы.

В последние года увеличилось количество детей с нарушением слоговой структуры слова. Для обеспечения индивидуального подхода в коррекции речи детей проанализировала материалы коллег, выбрав для себя о...

«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной...