Мои размышления и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей школьного возраста
статья

Ипаткина Ирина Валерьевна

В данной работе рассматривается вопрос о значении каллиграфического письма, его влиянии на развитие грамотности, способы формирования каллиграфически правильного письма  и его взаимосвязь с работой головного мозга. Работа будет полезна учителям, родителям, методистам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Современные методы работы над каллиграфией в начальной школе

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ирина Валерьевна Ипаткина

учитель-логопед, высшая квалификационная категория

ГБОУ Школа № 950, г. Москва, РФ

Мои размышления и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей школьного возраста

  1. Краткая аннотация работы

В данной работе рассматривается вопрос о значении каллиграфического письма, его влиянии на развитие грамотности, способы формирования каллиграфически правильного письма  и его взаимосвязь с работой головного мозга. Работа будет полезна учителям, родителям, методистам.

  1. Содержание
  1. Введение

Каллиграфию часто называют искусством  красивого письма. Когда ребенок начинает обучение в школе, правильному написанию букв уделяется большое значение. И дело не только в эстетическом оформлении текста.  Процесс письма тесно связан с развитием мелкой моторики руки, которая, в свою очередь, связана с работой головного мозга.

Однако развитие моторики начинается не в момент поступления ребенка в школу, а много раньше. Когда совсем маленький ребенок начинает рисовать, у него получаются только отдельные линии и штрихи, которые взрослые называют каракулями. Но именно в этот период ребенок учится контролировать движения своей руки, соотносить рабочую поверхность с размерами листа. Постепенно он понимает: для того, чтобы получился рисунок, движение руки должно быть плавным и продуманным.  И это очень важно для развития правильного почерка.

К сожалению, мой опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. А это все в свою очередь связано с проблемой почерка, которая оказывает влияние  на формирование орфографически-правильного письма.  Поэтому в начальной школе необходимо уделять большое внимание развитию этих навыков. Как говорил  С.П.Редозубов: «борясь за хороший почерк, мы, по сути, боремся за грамотность ученика».

  1. Значение каллиграфии в жизни человека

Известен факт, что развитие деятельности мелкой моторики руки тесно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Поэтому очень важно ее развивать в детском возрасте. Ведь через развитие мелких движений развивается мозг ребенка. Процесс письма тесно связывает работу руки и мозга. Установлено, что каллиграфически верное письмо заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивать внимательность, наблюдательность и воображение. Кроме этого, каллиграфически верное письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление. А это значит, что улучшается кратковременная и образная память. Работая с детьми младшего школьного возраста, я вижу, что дети, имеющие хороший почерк, гораздо быстрее воспринимают и запоминают информацию.

  1.  Каллиграфически правильный и неправильный почерк

Когда ребенок приходит в школу, в период обучения грамоте начинается активная работа по формированию почерка ребенка. Безусловно, показателем хорошего почерка является способность ребенка писать так, как показано в эталоне, в образце. Ровный почерк и базовое умение рисовать носят не только прикладной характер: хорошо поставленная пишущая рука — это признак ясного ума, усидчивости, осознанности и собранности ребенка. Однако мои наблюдения за учениками показывают, что большинство из них  не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» — два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.  В этот период у таких детей начинают формироваться ошибки, которые искажают правильное написание букв. Например, ребенок так пишет буквы, что они похожи. Из-за этого сложно понять, какое слово написал ученик. Кроме этого, буквы, обозначающие гласные звуки, становятся похожи друг на друга из-за их неправильного соединения. Некоторым ребятам сложно писать в рабочей строке, буквы у них разного размера с неровными линиями и слабым нажимом.

Так же, анализируя положение дела с письмом, могу отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей.

Поэтому, к большому сожалению, отсутствие в современной  школе уроков каллиграфического письма ведет  к  несформированности почерка у детей.

  1. Причины плохого почерка и способы его исправления.

Несмотря на все старания учителей, довольно часто в классе  могут писать каллиграфическим почерком лишь единицы. И на это есть определенные причины. Так, недостаточное развитие моторики руки, приводит к тому, что ребенку тяжело писать. Во время письма кисть руки и пальцы сильно устают, и даже немеют. Кроме этого, при недостаточном развитии мелкой моторики,  ребенку сложно вырезать фигуры ножницами, рисовать, раскрашивать, лепить и даже завязывать шнурки на ботинках.

Недостаточное развитие двигательной сферы, выраженное  например, в том, что ребенку сложно стоять на одной ноге или подбрасывать и ловить мяч, так же в свою очередь,  прямо влияет на процесс письма.  Если ребенок не может четко управлять руками и ногами, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Плохо сформированное пространственное восприятие, когда ребенок путает верх и низ, право и лево, так же приводит к проблемам на письме, что проявляется в зеркальном написании букв или заменой буквы на похожую.

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы, приводит к тому, что ребенок неправильно пишет буквы, а в его тетради много исправлений и грязи.

Кроме этого, на почерк влияет психологическое состояние ребенка.

Разрешить возможные трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать тот или иной процесс.  Совокупность различных видов упражнений поможет учителю развить психические процессы. А это в свою очередь и станет «фундаментом» каллиграфического письма. 

  1. Влияние каллиграфии на грамотность.

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.

Замечено, что уровень развития каллиграфических навыков обязательно влияет на грамотность: при крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, так как в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы; нечеткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков у младших школьников, так же вызывают стойкие ошибки: требование беспрерывного письма ведет за собой недописывание элементов букв; а упражнения в механическом списывании образцов приводит к появлению двойных букв. Несоблюдение границ рабочей строки и наклона буквы также приводит к искажению написанного, что может влиять на грамотность.

  1. Заключение

Каллиграфия играет важную роль в развитии ребенка, в то же время,  выработка каллиграфического почерка – это достаточно трудоемкая работа, связанная, прежде всего с психофизическими особенностями детей. 

В основе правильного письма лежит развитие у детей мелкой моторики руки, которая тесно взаимодействует с развитием мозга. Кроме этого, каллиграфия влияет на грамотное написание слов.

Поэтому я считаю, что в раннем детстве необходимо уделять большое внимание штриховке, лепке, закрашиванию и вырезанию; в школьном возрасте необходимо обращать внимание на сложности, которые возникают у ребенка в период обучения грамоте при написании букв.

Использование прописей на уроках помогут учителю сформировать каллиграфический навык учащихся. Разнообразие работ, которые они содержат, снимает напряжение и позволяет учащимся концентрироваться на написании элементов буквы, а не на собственном обучении грамоте. 

Методика обучения имеет богатый арсенал приемов обучения письму, а их реализация и эффективность при обучении детей каллиграфическому письму зависит от знаний учителя и его мастерства, а также от учета индивидуального подхода к каждому из детей.

  1. Список  использованных источников литературы.
  1.  Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. № 12. С. 12-14.
  2. Белевцева В.В. Как «пальчики» помогают обучать письму // Начальная школа. - 2001. № 1. С. 56.
  3. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырехлетней нач. школы. -М.: Просвещение, 1987. С. 10-28.
  4. Одегова В.Ф. Работа над каллиграфией в 1 классе // Начальная школа. — 1991. №2. С.16-17.
  5. Фонин Д.С. Почему школьники плохо пишут // Начальная школа. — 1998. №9. С.80-81.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"

Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....

Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.

Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....

СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качест...

Особенности развития координационных способностей у детей школьного возраста.

Тема общей характеистики особенностей координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания....

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

"Картотека заданий по развитию психических функций для детей школьного возраста"

Картотека различных заданий по развитию высших психических функций (восприятия, воображения, памяти, мышления и речи) для детей школьного возраста....