"Картотека заданий по развитию психических функций для детей школьного возраста"
картотека

Картотека различных заданий по развитию высших психических функций (восприятия, воображения, памяти, мышления и речи) для детей школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека заданий по развитию высших психических функций

для детей школьного возраста

Развитие восприятия

 «Угадай, кто зовёт»  (5-7 лет)

Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.

Игра "Развиваем наблюдательность"(1-4 классы)

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

«Наложенные изображения» (1-4 классы)

Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

Формирование воображения

 «Что произойдёт, если…» (5-7 лет)

Предложить ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.

Например: Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая? 

Упражнение  «Нарисуй настроение» (5-6 лет)

Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Упражнение «НЛО» (5-8 классы)

Ребятам предлагается нарисовать инопланетянина, предварительно продумав, каким он будет. На рисование отводится около 15-20 минут. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах. Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

Развитие памяти

 «Запомни рассказ» (5-7 лет)

Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту.

«Добавь слово» (5 – 7 лет)

Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти.

Упражнение «Угадай» (5-8 классы)

Взрослый (психолог, воспитатель, учитель) рисует начало рисунка, потом дети  по очереди подрисовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, другие закрывают глаза, и открывают их по команде взрослого. Дети должны угадать: какая новая деталь появилась.

Развитие мышления

«Что лишнее?» (4 – 7 лет)

Оборудование: картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.

Предложить ребёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Например: яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш.

Игра «Составление предложений» (5-8 классы)

Ребенку или детям, если работа проводится с группой ребят, предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Дается задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова).

Игра «Поиск общих свойств» (5-8 классы)

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д. За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Развитие речи

Работа с текстами (2-4 классы)

  1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
  2. Составление связного текста из деформированных предложений: составить и записать связный текст из деформированных предложений. Подобрать к нему название
  3. Составление текста по опорным словам (словосочетаниям) и т.д.

Дидактическая игра «Родственные слова» (6-7 лет)

Оборудование: мяч.

Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.

Например:

- Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.

- Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.

- Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

- Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (6-7 лет)

Оборудование: мяч.

Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.

- Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.

- Платье из шёлка. Оно …

- Футболка из трикотажа. Она …

- Куртка из кожи. Она …

- Шуба из меха. Она …

- Сапоги из резины. Они …

- Брюки для мужчин. Они …

- Майка для детей. Она …

- Сарафан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"

Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....

Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.

Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....

Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...

Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Выступление перед родителями будущих первоклассников....

СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качест...

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью магнитного театра «Репка»

Предлагаю Вашему вниманию задания, которые я использую в своей работе по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста

Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста...