Конспект занятия на тему:"Человек. Части тела"
план-конспект

Мельникова Оксана Николаевна

Конспект индивидуального занятия с дошкольником

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx51.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию и  развитию  лексико – грамматической стороны речи у ребенка подготовительной группы с ОНР - III уровня.

Тема:  «Человек. Части тела»

 

 

Цель: развитие навыков словоизменения и словообразования на основе лексической темы  «Человек. Части тела».

 

Задачи:

 

Образовательные:

- актуализировать и  активизировать  словарь по теме «Человек. Части тела»;

-закрепить знания о частях тела, их предназначении и обобщающее слово «части тела»;

- закреплять навыки согласования существительных с числительными; образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; дифференциации однокоренных и не однокоренных  слов; подбора глаголов к существительному;

- совершенствовать навыки в связной речи.

Коррекционно – развивающие:

- развивать  мелкую моторику;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь логопеда;

- воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.

 

Словарный материал:

предметный — плечо, локоть, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, запястье, голень, голеностоп, бедро, грудь, шея, бровь, скула, висок, ухо;

 признаков — костлявый, ручной, однорукий;

глагольный — глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть,

шить, мастерить, рисовать, двигать, шевелить, жевать, скрежетать, скрипеть.

Оборудование: кукла, предметные картинки с изображением глаза, руки, ноги, зубов;  частей тела трех размеров для д.и. «Большой – маленький», ИКТ для упр.1 (связная речь), контурные изображения рыбок, плывущих вправо - влево на листе А4.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- У нас гость. Это кукла. Придумай ей имя. Посмотри, какая она большая. Кукла Майя тоже собирается в школу, и сегодня будет заниматься с нами. Послушай стихотворение и покажи на Майе ту часть тела, которую я назову.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но у всех она одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой.

  1. Сообщение темы занятия.

- О чем стихотворение? О частях нашего тела. Сегодня на занятии мы будем говорить о частях тела человека.

  1.  Основная часть.

 

         Фонематический слух

Д.и. «Какой звук потерялся?»

-лечо, -лаза, -олова, - пина, -ея.

- Назови первый звук в словах: спина, шея. Придумай слова, которые начинаются со звуков [с] и [ш].

        Грамматические задания

а) Д.и. «Сколько у одного человека и у трех человек?» (изображение трех детей)

У одного человека одна голова, одно туловище, две ноги, две руки, два уха, два глаза.

У трех человек три головы … .

б) Д.и. «Какое слово не подходит?»

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.

Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

в) Д.и. «Что можно делать?»  Динамическая пауза (игра с мячом)

 глазами – глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть телевизор:

руками - … (шить, мастерить, рисовать …);

ногами -….(двигать, шевелить …);

зубами - …(жевать, скрежетать, скрипеть …)

г) Д.и. «Большой – маленький»

- Назови большой и маленький (ребенок выбирает картинки, раскладывает по – порядку и называет):

Зуб – зубик – зубище;

Глаз - …; нога - …; голос - … .

 

          Развитие связной речи

 

Упр.  «Что будет если…?» (презентация)

Как ты думаешь, что случиться, если человек перестанет:

- умываться;

-чистить зубы;

-есть;

-пить;

-гулять;

-расчесывать волосы.

 Упр. «Объясни пословицу».

- Объясни пословицу

Глаза боятся, а руки делают

ВПФ (зрительное внимание)

- Вспомни, где у тебя правая рука? Раскрась рыбок, плывущих влево.

http://metodich.ru/bbk-88-4-k26-k-26-karpova-s-i-mamaeva-v-v/17078_html_79ad6d27.jpg

  1. Итог занятия

- О чем мы сегодня говорили?  Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Прощайся с Майей, ей понравилось играть с тобой, но пора возвращаться в свой кукольный мир.

САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:  «Человек. Части тела»

 «____»___________________20___ г.

1.Занятие соответствует требованиям программы для детей подготовительной группы с ОНР - III уровня и календарно – тематическому планированию, является первым из двух, запланированных по данной теме занятий.  

2 Цель занятия: развитие навыков словоизменения и словообразования на основе лексической темы  «Человек. Части тела» достигается в единстве образовательных, коррекционно – развивающих и воспитательных задач при помощи наглядных, словесных, практических методов.

3. В ходе занятия ребенок ознакомлен с понятием «части тела», расположением и названием частей тела человека на материале дидактической куклы. Фонематический слух развивался при помощи упражнения в звуковом анализе (определении первого звука в словах), дифференциации звуков С-Ш и тренировке фонематических представлений. Закреплялись навыки словообразования существительных при помощи суффиксов, существительных с числительными, умение слышать однокоренные слова, выделять лишнее. Данные умения закреплялись в ходе заданий по развитию связной речи: «Что будет если…?», «Объясни пословицу». Осуществлялось обогащение словарного запаса глаголами, существительными и прилагательными по теме занятия. Отдельное внимание было уделено развитию высших психических функций у ребенка. Учет ведущей деятельности дошкольников при помощи наглядного игрового материала, дидактических игр и упражнений способствовал удержанию внимания логопата в течение всего занятия и эмоциональному подъему. Для предупреждения переутомления использовалась динамическая пауза с мячом.

4. Занятие индивидуальное, состоит из четырех частей. Организационный момент помогает привлечь внимание ребенка, настроить его на работу. Сообщение темы занятия использовалось для того, чтобы с ориентировать дошкольника на лексический материал. В основной части решались все задачи коррекционного обучения, а в заключительной оценивались результаты работы педагога по тому, на сколько ребенок запомнил основные моменты и его эмоциональному настрою. В ходе занятия дошкольник хорошо ориентировался в заданиях, т.к. они базировались на подобных в ранее изученных лексических темах и активно усваивал новый материал, т.к. он соответствовал его возрастным и интеллектуальным возможностям.

5. Индивидуальная форма помогает строить занятие в виде диалога, позволяет в полной мере проявлять речевую активность. Такая  форма работы дает возможность вовремя вносить исправления в ответы, оказывать дозированную помощь, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях и умениях  дошкольника.

6. Смена видов деятельности помогала поддерживать интерес дошкольника, менять темп занятия для предотвращения переутомления, учитывать темп работы дошкольника.

 7. Часть учебного материала  было дано в виде «готовых знаний»: названия частей тела человека, часть опиралась на ранее приобретенные знания и навыки: словообразование различными способами.

8. Работа с использованием компьютера проводится фрагментарно: на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы). Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование презентации позволяет  на лексических индивидуальных занятиях  привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Она позволяет не только предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

9. На занятии использовались современные технологии обучения:

а) игровые – словесные, дидактические и игры с предметами (определяются ведущим видом деятельности, позволяют обучающую задачу вывести на второй план на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса);

б) модульного обучения – распределение материала по лексическим темам;

в) арт –терапия (куклотерапия) – использование куклы, как промежуточный элемент в общении между взрослым и ребенком для комфортного взаимодействия.

10.Контроль знаний в ходе занятия осуществлялся в виде опоры на программные требования.

11.Самостоятельная работа продумывалась при закреплении правой и левой сторон (зрительное восприятие).

12.Ребенок на занятии был весел, активен, эмоционален, быстро включался в деятельность по заданию логопеда.

 13.На основе проведенного самоанализа можно сделать вывод об успешном его проведении и продуманной организации. Цель занятия достигнута, задачи решены.

Приложение 3

План анализа посещенного магистрантом занятия

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

по теме: _________________________________________________________

проведенного преподавателем вуза_________________________________

«____»___________________20___ г.

выполнил магистрант _______________________________________________

1. Рассмотрение цели занятия, правильность ее выбора.

2. Определение типа занятия, его соответствие содержанию учебного материала и целям дисциплины.

3. Анализ организационного этапа.

4. Анализ фронтальной проверки задания, выполненного студентом в ходе самостоятельной работы.

5. Анализ этапа подготовки студентов к восприятию нового материала.

6. Анализ этапа усвоения новых знаний:

- устанавливается соответствие содержания обучения, умение выделять основные идеи, понятия, доступность объяснения материала;

- связь между содержанием учебного материала и методами обучения;

- связь между необходимыми и используемыми формами организации познавательной деятельности студентов;

- соответствие методов обучения требованиям активизации мыслительной деятельности студентов.

7. Анализ этапа закрепления изученного материала:

- формы закрепления, их разнообразие;

- в какой степени студенты усвоили материал занятия.

8. Анализ информации о задании для самостоятельной работы студентов - объем задания, соответствие его вида целям занятия.

9. Использование технических средств на занятии:

- цель использования ВТ (обучение, контроль, закрепление умений и навыков);

- целесообразность использования ВТ при изучении данной темы;

- итог работы студентов на ПК;

- использование других технических средств (каких именно).

10. Использование современных технологий обучения:

- целесообразность;

- новизна;

- эффективность.

11. Общие выводы:

- раскрыть достоинства и недостатки деятельности преподавателя и студентов;

- основные причины недостатков;

- влияние причин на конечный результат.

12. Общая оценка занятия.

13. Конкретные предложения по организации и проведению занятий.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки Специальное (дефектологическое) образование.

9. Список разработчиков, рецензентов программы практики

Разработчики:

Руководитель практики к.псх.н.,

доцент Н.В. Шкляр

Рецензенты:

МСКОУ «Специальная (коррекционная)

образовательная школа №12 директор Е.И. Книга

МДОУ «Детский сад №21» заведующая Н.В. Проскокова

Программа одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики, психологии и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема «Человек. Части тела»

Материалы для проведения занятия по лексической теме....

Презентация "Учимся говорить по-татарски" по теме "Человек, части тела"

Тема "Человек, части тела"  для начальных классов, русскоязычных учащихся...

Конспект занятия по развитию речи "Части тела"

Занятие знакомит  детей с частями тела человека; учит образовывать существительные множественного числа; учит составлять предложения на наглядном материале; учит различать правую и левую руку, но...

Конспект урока по теме "Человек - часть биосферы"

БИОСФЕРА, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км) , верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-...

Теме: "Человек. Части тела".

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушением интеллекта 6-7 лет по теме: "Человек. Части тела". Цель: систематизировать знания по теме «Человек. Части тела&ra...

Конспект урока немецкого языка в 4 классе по разделу: «Bald kommen die großen Ferien». Тема урока: «Формирование НЛЕ по теме «Внешность, части тела». Ответы на вопросы по теме «Внешность, части тела». Формирование навыков письма». (УМК И. Л. Бим)

Цель урока: научить обучающихся описывать внешность, используя новый лексический материал; создание условий для совершенствования навыков устной речи, чтения вслух, орфографических...