Открытый урок "Жизнь птиц зимой"
план-конспект урока

Бард Ольга Викторовна

п

Предлагаемый материал может быть полезен учителям коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_zhizn_ptits_zimoy.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет – мир животных

Тема – Жизнь птиц зимой

Вид урока– обобщение знаний

Цель урока: обобщить знания обучающихся о жизни птиц зимой.

Задачи:

Образовательные

  -закрепить представления обучающихся о зимующих птицах, видовых признаках птиц;

  -умножить и расширить лексический словарь по теме урока:

  -систематизировать представления обучающихся об умении зимующих птиц приспосабливаться к погодным условиям;

  -развивать познавательный интерес о жизни зимующих птиц;

  -вырабатывать навыки классификации по определенному признаку.

Коррекционно- развивающие:

 - развивать общую и мелкую моторику;

 -развивать зрительное и слуховое внимание и память;

 -развивать связную речь;

  -учить сочетать движение и речь.

Воспитательные:

- воспитывать чувство доброты по отношению к окружающему миру;

-воспитывать любознательность, сочувствие по отношению к зимующим птицам;

- воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.

Методы:

- словесные (объяснение);

- наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

-практические (задания на коррекцию речи с движениями, аппликация).

Оборудование: мультимедиа проектор (презентация), компьютер, демонстрационный материал по теме урока, длинные бигуди, карточки с изображением     птиц (снегирь, воробей, дятел, синица), карточки с изображением ряда птиц, материал для аппликации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Коррекционная направленность

Оборудование

I.Орг.момент

II.Основной этап

1.Актуализация знаний

2. Введение в тему урока

3. Усвоение новых способов действий

Динамическая пауза

4.Проверка понимания изученного

Динамическая пауза

5.Закрепление знаний и способов действий

6.Применение знаний и способов действий

7.Обощение и систематизация знаний

III.Домашнее задание

IV. Итог урока. Рефлексия.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета.

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц?

- Посмотрите внимательно на слайд, ответьте какой картинки не хватает в таблице?

- Зима доброй, заботливой хозяйкой пришла на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи.  Рады зимушке детишки, с нетерпение ждали ее прихода. А для зимующих птиц это время года – настоящее испытание.

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? Назовите»

Давайте вспомним стихотворение, которое разучили на уроке чтения.

О чем рассказывается в стихотворении?

Как вы думаете, каких птиц можно увидеть у кормушек?

Как называются птицы, которые зимуют в наших краях?

 А каких птиц мы не встретим у себя зимой?

Сейчас мы рассмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц. Нелли, посмотри на экран и прочитай стихотворение про эту птичку.

А теперь покажите, ребята, аппликацию, которую выполнили дома.

Эту птицу каждый знает:

В теплый край не улетает,

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра.

«Просыпайтесь поскорей»,-

Всех торопит…

Сейчас я буду читать стихотворение и мы немного разомнём наши пальчики.

Пять воробьев на заборе                                              сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила                                         усталость.

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоем и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял улетел.

Я предлагаю хором прочитать стихотворение и хлопать в ритм

    Воробьи – воробышки

    Подлетели под окно,

    Воробьи – воробышки

    Кушают зерно.

    Мы зимой холодною

    Пожалеем их,

   Воробьям – воробышкам

   Зернышек дадим.

Если воробей живет в лесу, то это какой житель?

А если он живет в поле?

А если в городе?

Разгадайте Костину загадку.

А сейчас предлагаю вам упражнение с пальчиками

Мы синиц окольцевали
Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали,

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы в конце концов,

В гнездах вывели птенцов?

Давайте угадаем следующую птицу. Внимание на экран.

Какую пользу приносит дятел?

Демонстрирует обучающимся изображения ряда птиц, предлагает запомнить и назвать, разложить их по памяти. Работа у доски.

Следующая загадка

О чем сорока предупреждает своим стрекотанием других птиц?

Перед вами карточки для самостоятельной работы. Определите лишнюю птицу в ряду.

Объясните ответ.

Итак, внимание на экран. Читает стихотворение.

Голубей здесь стайка,

Корма птичкам дай-ка!

Можно хлебных крошек

И зерна немножко.

Ждет тебя, иди скорей,

Стайка диких голубей.

Поклевали хлеба,

Улетели в небо!

Предлагает выполнить аппликационную работу.

Итак, назовем части тела каждой птицы.

Указкой показывает на слайде схему тела птицы.

Внимание на экран.

Назовите членов вороньей семьи.

А сейчас попробуйте назвать зимующих птиц по характерному признаку.

- у синицы желтая грудка, значит она

- у дятла красная голова

- у снегиря красная грудка

- у сороки белые бока

- у вороны черные крылья

Вы хорошо поработали. Настало время отдохнуть.

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают.

Зернышки клюют.

Перышки почистили.

Клювики почистили.

Дальше полетели.

И на место сели.

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное. А с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой.

Как мы можем помочь птицам легче пережить холод?

Давайте рассмотрим кормушки для птиц, которые сделали ребята нашей школы.

Ребята, а чем можно кормить птиц? Расскажите и положите в кормушку, которую мы после уроков повесим на школьном дворе.

И птицы не заставят себя ждать. Они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Как же нужно относиться к птицам?

Раздает карточки с домашним заданием и дает краткое пояснение

Итак, наш урок подходит к концу и вот вам дом. задание. Используя схему- опору составить описательный рассказ о любой зимующей птице.

Послушайте стихотворение, я уверена, оно не оставит вас равнодушными.

 «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.        

                                                              Александр Яшин

Так, ребята, наш урок окончен. Вы все замечательно потрудились. Молодцы!

Отвечают на вопросы.

- зима, февраль.

Устанавливают закономерность

Рассматривают слайд, называют зимующих птиц.

Отвечают

Читают стихотворение по цепочке (договаривают)

В воздухе кружится

Беленький снежок.

Он укрыл деревья,

Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,

Корма не достать.

Мы поможем пташкам.

Перезимовать.

Вывесим кормушки

С хлебом и зерном.

Прилетайте, пташки,

В гости вас зовем!

О том, что зимой птицам трудно найти корм, поэтому нужно устраивать для них кормушки и подкармливать их хлебом и зерном.

- перечисляют птиц (синицы, воробьи, снегири и т.д.)

- зимующие птицы.

- перелетных, которые улетают зимовать в теплые страны.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Показывают аппликацию (дом. задание) «Снегирь»

Отвечают хором (воробей)

Показать пять пальцев левой руки.

Массировать большой палец.

Загибают большой палец.

Массировать указательный палец

Загибают указательный палец.

Массировать средний палец.

Загибают его.

Массировать мизинец.

Все пальцы сжать в кулак.

2 удара справа, 2- слева

3 удара перед собой

2 удара справа, 2- слева

3 удара перед собой

2 удара справа, 2- слева

3 удара перед собой

2 удара справа, 2- слева

3 удара перед собой

Отвечают:

- лесной

- полевой

- городской

Костя читает стихотворение.

На кормушку к нам зимой

Прилетела птица

С желтой грудкой пуховой-

Шустрая…(синица).

Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Надевают кольцо на больш. палец

На указательный

На средний

На безымянный

На мизинец

На большой

На указательный

На средний

На безымянный

На мизинец

Сергей читает стихотворение

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор (дятел)

Отвечают на вопрос (дятел уничтожает насекомых – вредителей, достает их даже из-под коры деревьев, поэтому его называют лесным доктором).

Один обучающийся выполняет.

снегирь

воробей

синица

дятел

Сергей читает.

За день всюду пролетит

Стрекотунья, белобока.

Все что знает растрещит

Наша сплетница…(Сорока)

(Об опасности появления рядом хищника, а также человека).

Сне

гирь

Воро

бей

Пе

тух

Сини

ца

Дя

тел

Соро

ка

Сне

гирь

Воро

бей

Ле

бедь

Сини

ца

Дя

тел

Соро

ка

Сне

гирь

Воро

бей

Попу

гай

Сини

ца

Дя

тел

Соро

ка

Сне

гирь

Воро

бей

Стра

ус

Сини

ца

Дя

тел

Соро

ка

Подбирают к изображениям птиц недостающие части тела (клюв, хвост, лапы, крыло).

Отвечают в виде фронтального опроса по цепочке.

Просмотр видеосюжета.

Отвечают:

-папа-ворона, мама-ворона, детеныши-воронята.

Отвечают

- желтогрудка

- красноголовый

- красногрудый

- белобока

- чернокрылая

прыгают, летают

прыгают, поют

собирают

клюют

чистят

чистят

улетают

садятся

- подкармливать

Перечисляют корм для птиц:

-овес, пшено, горох, семечки, ягоды рябины, сало. Кладут в кормушку.

- (нужно бережно относиться к птицам, не разорять их гнезда, не забирать птенцов- детенышей из их домиков; нельзя ловить и уничтожать птиц – это помощники человека и санитары лесов, садов и огородов; птиц нужно подкармливать зерном, хлебными крошками, семенами, а некоторых – даже салом и мясом, в особенности в суровые холодные и голодные зимы.)

Актуализация пространственно- временных представлений.

Задание на зрительное внимание и логическую закономерность.

Актуализация зимних признаков.

Выработка навыков классификации по определенному признаку.

Межпредметная связь (чтение, мир животных)

Проблемные вопросы

Отгадывание загадок. Чтение стихотворения.

Межпредметные связи (ИЗО, мир животных)

Самомассаж пальцев.

Межпредметныесвязи(математика, мир животных)

Упражнение на координацию речи с движением, чувство ритма.

Задание на словообразование прилагательных от существительных.

Стимуляция речевой активности, чтение стихотворения.

Пальчиковая гимнастика с нетрадиционными материалами.

Чтение стихотворения – загадки

Работа у доски. Задание на зрительную память и внимание.

Самостоятельная работа на определение лишнего из ряда изображений.

Аппликационная работа «Чего не хватает?»

Фронтальный опрос по цепочке.

Видеосюжет с комментариями.

Работа по словообразованию.

Динамическая пауза на имитацию движений.

Демонстрация кормушек.

Слайд1. «Тема урока»

Слайд 2. «Таблица»

Слайд 3.

«Зимующие птицы»

Слайд 4.

«Снегирь на рябине»

Аппликация «Снегирь»

Слайд 5 «Воробей»

Слайд 6,

«Синица»

Длинные бигуди по кол-ву обучающихся

Слайд 7.

«Дятел»

Карточки с изображением птиц: снегирь, воробей, синица, дятел.

Слайд 8.

«Сорока»

Карточки с изображением ряда птиц.

Слайд 9.

«Стая голубей»

Карточки с изображением голубя с прорезями.

Слайд 10.

«Схема тела птицы»

Слайд 11.

Видеосюжет «Ворона»

Карточки на доске с изображениями птиц.

Слайд 12.

Музыкальный фон.

Кормушки

корм для птиц:

-овес, пшено, горох, семечки, ягоды рябины, сало.

Схема - опора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Методическая разработка открытого воспитательного занятия "Поможем птицам зимой" 2019 год

Данное занятие актуально в зимний период, трудный для жизни птиц. Оно формирует экологические знания обучающихся о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним, активизирует познаватель...

Конспект открытого урока "Трудно птицам зимовать"

Тема урока: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".Тип урока: комбинированный.Цель: формировать представления о зимующих птицах в городе и способах помощи им.    Задач...

Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"

Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....

Конспект открытого интегрированного классного часа "Покормите птиц зимой"

Цель: формирование у детей обобщенное представление о зимующих птицах, желание помогать им в трудных зимних условиях.Задачи: формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать пр...