Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи с воспитанниками седьмого года жизни с ОНР.
план-конспект

Глушакова Елена Анатольевна

Конспект логопедического занятия с дошкольниками "Звук и буква Ц".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа

(дошкольное образование)

Конспект

логопедического занятия по развитию

фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи

с воспитанниками седьмого года жизни с ОНР.

Тема: «Звук и буква Ц. Прогулка в мир цветов и звуков».

 

Глушакова Елена Анатольевна,

                                                           учитель – логопед

2017 год

Тема: Звук и буква Ц. Прогулка в мир цветов и звуков.

Цель:  Коррекция  речевых параметров, развитие коммуникативной функции речи и психических процессов, укрепление физического здоровья у детей с ОНР.

Задачи:

• Коррекционно - образовательные:

- формировать практические умения и навыки пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;

- формировать кинестетический образ звука «ц» (ощущения положения органов артикуляции); закрепление буквы Ц;

- уточнять и расширять словарный запас по теме «Цветы».

• Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и представление;

- развивать грамматический строй речи;

- развивать мелкую, артикуляционную, общую моторику и координацию движений.

• Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе (цветам);

- прививать навыки работы в малой группе, индивидуально.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы и приёмы:

- здоровьесберегающие упражнения;

- развивающие упражнения;

- игровые упражнения;

- дидактическая игра;

- художественное слово;

- игра малой подвижности.

Оборудование:

Компьютер, слайды по теме, музыка «Вальс цветов» Чайковского, картинки цветов, пчелки из тонкой бумаги на нитке, мяч, панно для размещения цветов (раскрашенных детьми)-3 штуки (проталины, поле, сад), схема характеристики звука, маски цветов, дидактическая игра «Ромашка» с предметными картинками (со звуком Ц) на лепестках, карандаши цветные, листки бумаги с раскрасками цветов на каждого, «волшебный мешочек» с объемными буквами, «волшебная коробочка» с манной крупой, клей-карандаш.

I. Организационный момент. Психогимнастика. Слайд 1.

- Сегодня мы совершим прогулку по одной прекрасной стране. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (цветы)

Какой первый звук вы слышите в слове ЦВЕТЫ? - Звук Ц.

- Вы догадались куда мы отправимся на прогулку? - в Мир цветов и звуков.

-Скажите, как называют человека, который

- пчел разводит (пчеловод)

- птиц разводит (птицевод)

- овощи разводит (овощевод)

- цветы разводит (цветовод) .

Входит «Цветовод»:

- Ребята, чтобы стать хорошим цветоводом, надо много знать о цветах, о том как за ними ухаживать.

- Давайте на минутку представим себя цветками – имитация движений:

Этюд “Цветы на поляне” ( Цветовод изображает посадку семян, ухаживает за ними :дети комочками сидят на корточках, голову нагнули к коленям, проходит, гладит каждого по голове, «поливает») Цветовод посадил семена цветов в землю. Он заботится о них. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Напоил семечко водой. Из семечка проклюнулся маленький росток. Росток стал вытягиваться в стебелёк. На стебельке появились тонкие листочки. 

Вскоре появились первые бутоны. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая бутон вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно ( поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Вот с таким цветочным настроением мы отправляемся дальше.

II. Пальчиковая гимнастика.

-У цветовода какие руки? (умелые, заботливые). Давайте разогреем руки, чтобы они тоже стали умелые, вместе с ними и язычок станет послушным.

а) самомассаж с Су-Джок шариками.

б) Упражнение «Цветок»

Мы цветка все части знаем:

Корень, Стебель, Лист, Бутон.

А когда цветок завянет,

Семена подарит он.

III Артикуляционная гимнастика

- Вы знаете, что хороший цветовод умеет разговаривать со своими цветами, умеет их слушать. Подготовим наши органы речи к правильному произнесению звука Ц.

(Упражнения для звука ц)

- Улыбка-Хоботок

- Пчелка собирает нектар (Пошлёпаем язычок)

- Лепесток (Лопатка)

- Наклоны стебелька (Качеля, Часики)

- Цветок завял (Киска сердится)

- Лепесток свернулся от жары (Трубочка)

- Упражнение на дыхание: Вдохнем аромат цветов (короткий глубокий вдох через нос, длинный плавный выдох с призвуком Ха-а-а)

IV Беседа с демонстрацией по теме цветы

а) Первыми нас встречают самые ранние весенние цветы (СЛАЙД 2), помогите мне их назвать (подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха). Отчего такое название у цветов? Листья у мать-и-мачехи с одной стороны гладкие, с другой – шершавые. Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха. Отсюда и название. Эти цветы первыми расцветают – поэтому их называют … (первоцветы).

б) В конце весны (в мае), летом на лесных полянах расцветают васильки, маки, ромашки, колокольчики, незабудки (СЛАЙД 3). Они растут на полях – поэтому эти цветы называются …(полевые). Многие из этих цветов занесены в Красную книгу, их в природе становится все меньше, поэтому срывать без причины их нельзя. Ими лучше полюбоваться со стороны, и бережно к ним относиться.

в) В разгар лета многие цветоводы радуются красотой цветов, выращенных в своих садах, на дачах. Это астры, пионы, тюльпаны, ирисы, розы, гладиолусы, они бывают разных цветов и оттенков (СЛАЙД 4). Такие цветы можно срезать и поставить в вазу – их называют … садовые.

V Динамическая пауза - Координация речи с движением (с использованием масок цветов). Звучит произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Цветовод выходит с детьми в круг. «Замечательный букет»

По тропинке, по дорожке

К вам цветы - был путь далёк.

Мак, ромашка, колокольчик,

Незабудка, василёк.

На полях большой букет,

Лучше вас цветочков нет:

Красный, белый и лиловый,

Голубой и синий цвет.

Цветовод: Ах, какой букет красивый!

Замечательный букет!

- Ориентировка в пространстве. Детям раздаются предметные картинки с изображением цветов. На нашей клумбе будут расти разные красивые цветы. Роза будет расти между астрой и гладиолусом… (Дети встают так, как их просит логопед).

VI Закрепление названий цветов

Игра «Помогите пчеле». - Как сказано в загадке, цветы пчел медом угощают. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел. - Где сидит пчела? (ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на маке. … гладиолусе, васильке, пионе,…») . - Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание).

– Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на гладиолусе, на пионе, …»,

VII Звук и буква Ц.

- Ребята, вокруг наших цветов собралось много насекомых. Чтобы их не спугнуть будем вести себя тише: Ц-Ц-Ц! - Какой звук я произнесла?

Послушайте внимательно: У цветовода в цветнике цветут цветы. Что я произнесла? (предложение) Сколько слов со звуком Ц вы услышали? - В каком месте слова мы услышали звук Ц? - Как мы произносим этот звук? (артикуляционный уклад).

- Что вы можете сказать про этот звук? (с помощью схемы: согласный, глухой, всегда твёрдый).

а) Игровое упражнение с мячом на слуховое внимание, фонематическое восприятие

Как стрекочут кузнечики среди цветов:

АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ

ОЦ-УЦ- ЫЦ-АЦ

ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ

ЦМУ-ЦМЫ-ЦМА-ЦМО

Сколько звуков вы услышали в слоге АЦ (ОЦ, ЦУ, ЦМЫ)?

б) игра «Ромашки» Цветовод помогает раскладывать на полу сердцевинки цветов, на которых изображены жук, пчела, бабочка.. Каждому ребёнку раздаётся по лепестку (на лепестках изображены различные предметы, в названии которых есть звук Ц, с разной слоговой структурой: из 1-го, 2-х, 3-х слогов). Подобрать лепестки к ромашкам, на которых сидят жук, пчела, бабочка (слова-лепестки подбираются к соответствующей сердцевинке: жук – слова с 1-м слогом, пчела – с 2-мя слогами, бабочка – с 3-мя слогами).

-Назови своё слово, сколько слогов в этом слове, в каком месте слова услышал звук Ц?

в) Какой буквой обозначается звук Ц?

Кто поможет найти эту букву в алфавите. На что она похожа?

Буква Ц – Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

– Изобразим букву Ц в воздухе. Кто сможет написать самостоятельно букву Ц (пальцем на манке в «волшебной коробочке»).

– Цветовод: У меня в теплице завалялся вот такой мешочек, давно хочу узнать, что там лежит. Помогите мне. Дети на ощупь определяют, что это буквы. А кто сможет найти среди этих букв нашу букву Ц?

– Молодцы, какие вы сегодня внимательные!

VIII Заключительная часть.

Раскрашивание цветов и приклеивание на панно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....

Конспект занятия по развитию фонетико - фонематических представлений для детей с ЗПР.

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с ЗПР....

Цикл логопедических занятий по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи «Веселые звуки»

Цикл занятий направлен на работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.В ходе занятий решаются следующие задачи:-развитие внимательного отношения к слову, к русской речи;-обогащ...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...

Рабочая программа учителя-логопеда с воспитанниками седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности с воспитанниками седьмого года жизни с общим недоразвитием речи...

Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»

Конспект  логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...