Конспект организованно-образовательной деятельности с воспитанниками с ОНР старшего дошкольного возраста
план-конспект

Глушакова Елена Анатольевна

Конспект ООД с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "В гости к нам пришла весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»

Конспект организованной образовательной деятельности

«В гости к нам весна пришла»

с воспитанниками седьмого года жизни.

Глушакова Елена Анатольевна,

учитель – логопед

первой категории

пос. Зайцева Речка, 2021 г.

Цель: закрепление  знаний детей о приметах весны.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме;

- учить детей подбирать слова - признаки  и слова - действия к заданному слову;

- закреплять умение выделять первый звук из слов и соотносить их с соответствующим символом;

- продолжать учить детей образовывать слова с уменьшительно - ласкательным значением;

- закреплять умение определять слоговой состав слов;

- учить детей составлять предложения о весне с несколькими определениями и объединять их в рассказ.

Коррекционно - развивающие:

- способствовать развитию артикуляции, голоса;

- способствовать развитию чувства ритма;

- развивать речевое дыхание;

- развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание;

- развивать память, мышление;

- развивать мелкую моторику;

- совершенствовать двигательные умения и навыки.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать культуру поведения;

- воспитывать коммуникативные качества, умение слушать друг друга;

- развивать умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Используемые образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии: дыхательное упражнение, фонопедическое упражнение, пальчиковая гимнастика; подвижные игры, смена видов деятельности
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи Н.В. Нищевой

Материал и оборудование: мяч, фонограмма, модели (картинки - опоры) для составление предложений о весне, обручи, плоскостные изображения облаков, солнца, предметные картинки.

Ход  деятельности

I. Организационный момент

Логопед:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и друг друга.

Игра «Давайте поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое!

(дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое!

(поднимают руки вверх).

Здравствуй, все мои друзья!

(касаются ладонями друг друга).

Здравствуй, матушка-земля!

II. Основная часть

Логопед:

- Ребята, сегодня я получила письмо. Как вы думаете, кто бы мог прислать нам его? Всё по правилам: адрес нашего садика стоит.
Интересно, от кого же в нём письмо для нас лежит?

Педагог раскрывает конверт, читает письмо:

«К вам, ребята, на занятие так хотелось мне попасть…
Но пришлось мне задержаться – нужно землю украшать!»

Логопед:

- Ребята, вы догадались, кто же прислал нам это письмо? (Поисковые ответы детей.) Тут ещё и загадка написана. Попробуйте отгадать её:

Я раскрываю почки, в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна.

Зовут меня… (Весна.)

Логопед:

– Весна хотела прийти к нам в гости, но не смогла, потому что у неё сейчас очень много дел. Весна пишет, что ей:

«Нужно все сосульки с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга будут прилетать,
Да ещё расчистить место для травы.
Всех не перечислить хлопот у Весны».

– Но Весна прислала вам свои загадки, просит их отгадать и в весенние игры поиграть. Послушайте первую загадку:

Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это (солнце).

Логопед выставляет на доску предметную картинку - солнце.

- Ребята, что вы можете рассказать про весеннее солнышко? (Весной солнце ярко светит и пригревает.)

Логопед:

Солнышко, солнышко, ярче засвети.
Подари ты, солнышко, нам свои лучи!

        Логопед показывает детям плоскостное изображение солнца, к лучам которого прикреплены картинки.

Логопед:

- Посмотрите, какое веселое солнышко заглянуло к нам. А что оно принесло на своих лучах? (картинки) Оно хочет с вами поиграть. Ребята, посмотрите на картинки и назовите их со словом «весенний».

Дидактическая игра «Скажи со словом «весенний» (с мячом).

        Дети выполняют задание.

Массаж лица с чистоговоркой со звуками Л - Ль

Ла - ла - ла - к нам весна пришла.

Круговые движения по щекам

Пло - пло - пло - на дворе тепло.

Движения пальцами от переносицы к вискам

Пель - пель - пель - капает капель.

Постукивающие движения подушечками пальцев по щекам

Ля - ля - ля - расцветай Земля!

Поднимают руки вверх и вращают кистями - "фонарики".

Упражнение на развитие зрительного внимания «Облака»

Логопед:

- Послушайте следующую загадку Весны.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака).

Логопед выставляет предметную картинку - облако.

- А что вы можете рассказать о весенних облаках? (По голубому небу плывут белые пушистые облака.)

Я предлагаю вам поиграть с облаками:

По небу плыли облака, 

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

        Логопед раздает детям по облачку разной формы и предлагает найти его пару.

Подвижная игра «Проталины» (деление слов на слоги)

Логопед:

- Следующая загадка Весны:

Островок я вижу странный, 
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружён не океаном,
А подтаявшим снежком (проталина)

Логопед выставляет предметную картинку - проталины.

- Ребята, что можете сказать про проталины (Весной тает снег и появляются темные проталины.)  Давайте поиграем в игру «Проталины».

        На полу разложены обручи (проталины). Педагог называет слова, дети делят их на слоги: если в слове один слог, то дети по - одному встают на «проталину» (в обруч), если в слове два слога - встают в обруч по два ребенка, если три слога - по трое.

Игра «Капли» (развитие чувства ритма)

Логопед:

- Ребята, вы готовы отгадать еще одну загадку Красавицы - Весны?

Только за окошком
 Ослабел мороз,
 Потекли сосульки
 Бусинками слез.
 Ну, а ты, дружочек,
 Отвечай теперь -
 Под моим окошком
 Что звенит? …
(капель)

Логопед выставляет предметную картинку - капель.

- А кто из вас может рассказать о капели (Весной с крыш свисают длинные сосульки и звенит весенняя капель). Сейчас я предлагаю вам стать маленькими звонкими капельками и поиграть в весеннюю игру «Капли»:

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Побежали ручейки,

Их попробуй догони.

Дети проговаривают текст и отхлопывают ритм: сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.

Логопед:

- Вы очень хорошо отгадываете загадки Весны, и я уверена, что следующую загадку вы так же отгадаете легко.

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает (подснежник).

Логопед выставляет предметную картинку - подснежник.

- Ребята, как называются цветы, которые появляются самыми первыми (первоцветы). А какие еще весенние цветы вы знаете?

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Логопед: У меня есть цветущая веточка. К кому она прикоснется, тот весеннее слово назовет ласково.

        Слова: цветок, солнце, ручей, сосулька, птица, ветер, капель, облако. 

Логопед: Отгадайте следующую загадку:

Бегу я как по лесенке, 
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня
(ручей).

Логопед выставляет предметную картинку - ручей. 

- Ребята, расскажите про весенние ручейки (Весной по земле бегут быстрые шумные ручейки).

Игра «Скажи, что делает?» (подбор слов - действий к предмету)

Логопед: Скажите, пожалуйста, что умеет делать весенний ручей? (бежит, шумит, звенит, сверкает, журчит…

Логопед:

- Я думаю, что вы готовы отгадать следующую загадку Весны.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели (дерево).

Логопед выставляет предметную картинку - дерево.

- Кто расскажет о деревьях весной? (Весной деревья просыпаются, на них набухают почки и скоро появятся молодые зеленые листочки)

- Поиграем в игру, которая вам, ребята, уже знакома.

Подвижная игра «Кочка - лужа – дерево».

Покажите, какое высокое дерево, а какая кочка? а лужа? (дети показывают).

Далее под динамичную музыку дети выполняют движения: "дерево" - дети поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, "лужа" - смыкают руки "кольцом" перед собой, "кочка" - дети приседают на корточки.

Логопед:

- Ребята, узнайте про кого Весна вам хочет рассказать: Весной она просыпается и выходит из своего зимнего жилища, она бывает очень худой и голодной, потому что всю зиму ничего не ела; у нее рождаются детеныши, мать выводит их на первую весеннюю прогулку и учит отыскивать пищу (медведица с медвежатами).

- А кто еще просыпается весной? (ежи)

Просыпаются медведь и еж. Разбудил солнечный лучик медведицу и вылезла она из берлоги:

Ы-Ы-Ы-Ы

Рычит грубым голосом…

А за ней медвежонок:

Ы-Ы-Ы-Ы

Голосок у медвежонка потоньше

Дети изображают зверей  голосом и жестами.

Вот и еж проснулся и зафыркал от яркого солнца

Ф-Ф-Ф-Ф

Стали просыпаться насекомые:

Жуки - Ж-Ж-Ж-Ж

Комары - З-З-З-З

Подул ветер - В-В-В-В

Застучал дятел -Д-Д-Д-Д

Логопед:

- Ребята, я хочу вам сообщить, что вы отгадали все весенние загадки и здорово играли. Думаю, что Весну вы очень порадовали. А вы, ребята, рады приходу весны? Давайте еще раз расскажем, что мы знаем о весне (2-3 рассказа детей о весне по плану).

III. Итог

Логопед:

- Я думаю, что Весна, занимаясь своими теплыми весенними делами, все-таки иногда заглядывала к нам в окно и..., ребята, что она видела (чем мы занимались)? (играли, отгадывали загадки, проговаривали слова, были внимательными, рассказывали о приметах весны и составляли рассказ о весне)

- Ребята, как вы думаете, Весне понравилось, как мы рассказывали о ней?

Весна передала вам подарок.(В конверте разрезанная картинка-пазл с сюжетом весны).Соберем её? Что же за картинка у нас получилась? Что на ней изображено?

Дети: Весна.

Логопед: Да, ребята, это подарок от весны, он останется у вас в группе,  и вы не раз еще сможете поиграть.

Вы сегодня молодцы, мне было очень с вами интересно. До свидания, до новой встречи!

Литература:

  1. Веселова Е. И., Скрябина Е. М. Игры и упражнения на каждый день для детей 5-7 лет с ОНР. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движения. СПб.: КОРОНА-Век, 2008.
  3. Матыкина И. А.Трудных звуков не бывает: Конспекты комплексных индивидуальных логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Барнаул, 2014.

«К вам, ребята, на занятие так хотелось мне попасть…
Но пришлось мне задержаться – нужно землю украшать!»

- Ребята, вы догадались, кто же прислал нам это письмо?

Тут ещё и загадка написана. Попробуйте отгадать её:

Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна.

Зовут меня… (Весна.)

– Весна хотела прийти к нам в гости, но не смогла, потому что у неё сейчас очень много дел.

Весна пишет, что ей:

«Нужно все сосульки с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга будут прилетать,                                         Да ещё расчистить место для травы.
Всех не перечислить хлопот у Весны».

– Но Весна прислала вам свои загадки, просит их отгадать и в весенние игры поиграть.

 

        

  1. Послушайте первую загадку:

                      Среди поля голубого –
                      Яркий блеск огня большого,
                      Не спеша огонь тот ходит,
                      Землю-матушку обходит,
                      Светит весело в оконце.
                      Ну, конечно, это (солнце).

  1. Послушайте следующую

     загадку Весны.

                   Без крыльев летят,

                   без ног бегут,

                   без паруса плывут (облака).

  1. Следующая загадка Весны:

Островок я вижу странный, 
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружён не океаном,
А подтаявшим снежком (проталина).

  1. Ребята, вы готовы отгадать еще

одну загадку Красавицы - Весны?

Только за окошком
         Ослабел мороз,
         Потекли сосульки
         Бусинками слез.
         Ну, а ты, дружочек,
         Отвечай теперь -
         Под моим окошком
         Что звенит? …
(капель).

  1. Вы очень хорошо отгадываете

загадки Весны, и я уверена,

что следующую загадку

вы так же отгадаете легко.

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает

(подснежник).

  1. Следующая загадка.

Бегу я как по лесенке, 
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня
(ручей).

  1. Я думаю, что вы готовы отгадать

 следующую загадку Весны.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели (дерево).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация, коммуникация и музыка "МАМИН ДЕНЬ"

Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви С чем сравнить её? Может быть, с песней Что поют на заре соловьи?...

Формирование представлений о живой природе через совместную деятельность по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисование играет важную роль в работе по развитию личности и экологическому воспитанию, связанному с ознакомлением детей с явлениями и объектами живой природы....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"

Цель  совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...

Образовательная деятельность с детьми по хореографии (старший дошкольный возраст) "Танцевальная радуга"

Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движени...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

МБДОУ «ЦРР - д/с «Золушка»Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности (из опыта работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста) Совр...