Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С».
методическая разработка

Спицына Людмила Александровна

Методическая разработка индивидуального занятия:

«Уроки мудрой совы. Постановка звука С».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»

Методическая разработка индивидуального занятия:

«Уроки мудрой совы. Постановка звука С».

Разработала:

Учитель-дефектолог

Спицына Людмила Александровна

Цели:

1.Образовательные:

- продолжать учить формировать длительную направленную воздушную струю;

- продолжать учить определять наличие звука С в ряду: звуков, слогов, слов;

- продолжать учить выполнять артикуляционную гимнастику;

- уточнить артикуляцию произнесения звука С;

- продолжать учить произносить звук С изолированно, в слогах и словах;

- учить складывать разрезные картинки;

- закрепить обобщающее слово – обувь (сапоги, сандалии, сланцы).

2. Коррекционные:

- развивать умение понимать обращенную речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать психические процессы: память, мышление, внимание;

- развивать моторику рук;

- развивать целостность восприятия предметов.

3. Воспитательные:

- воспитывать общительность, коммуникабельность;

- воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- воспитывать желание учиться.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Колесо заданий с уроками совы, «осенние листочки, закрепленные на ниточке», картинки-символы артикуляционных упражнений, символ звука С – «песенка водички», картинка птички, листы с линиями и символом звука С, карточки для автоматизации звука С в слогах, набор разрезных картинок по теме обувь.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Учитель-дефектолог ведет занятие в костюме совы (головной убор и плащ).

Дефектолог (Сова):  Появляется птица

Мудрейшая птица на свете – сова

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Всё взвесит, но редко-прередко болтает

Вот этого многим из нас не хватает.

Ох, не спится мне опять.

Значит надо мне опять

Прилететь к ребятам в сад

Научить и дать урок!

Дефектолог (Сова): Девочка как тебя зовут?

Ребенок: Меня зовут САША (искаженно).

Дефектолог (Сова): Значит, я прилетела по адресу. Саша я прилетела научить тебя правильно произносить звук С. И тогда ты сможешь правильно сказать свое имя. Будем учиться?

Ребенок: Да.

Дефектолог (Сова): А вот и первый мой урок.  

Если ты усвоишь все мои уроки, то тебя ждёт сюрприз от Меня. Давай подойдем к «колесу заданий». Подумай, что нужно сделать.

Ребёнок: Нужно покрутить колесо.

Дефектолог (Сова): Правильно, крути. На чём остановилась стрелка?

Ребёнок: На листочках.

Дефектолог (Сова): Это значит, что мы сейчас будем делать упражнение «Осенние листья». 

                         Дыхательное упражнение «Осенние листья»

(выполняется перед зеркалом на котором закреплены на ниточке листья-рябиновый лист, осиновый, кленовый)

Дует легкий ветерок – С-с-с! С-с-с!
И качает так листок – С-с-с! С-с-с!
Дует сильный ветерок – С-с-с! С-с-с!
И качает так листок – С-с-с! С-с-с!
Осенние листья на ветках висят,
Осенние листья детям говорят –
Рябиновые: А-а-а!
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!

Дефектолог (Сова): Молодец, ты справилась с первым уроком. Крути колесо дальше.

Дефектолог (Сова): На чём остановилась стрелка?

Дидактическая игра «Подними символ»

Ребёнок: На ушке.

Дефектолог (Сова): Правильно. Это значит, что ты должна слушать внимательно и постараться услышать «песенку водички». Если услышишь – подними символ звука.

А, М, С, П, И, С, Ф, С; АП, ИС, ОМ, АС, УС, АФ, ОС, СОК, ШУБА, САЛАТ, ЖУК, САПОГИ, РУКА, НОСКИ, ГРУША, СВЕТ, ЛУК, СОК.

Ребёнок выполняет задание.

Дефектолог (Сова): Молодец. И с этим заданием ты справилась. Второй урок усвоен.

Дефектолог (Сова): Крути колесо дальше. Где остановилась стрелка?

Ребёнок: На язычке.

Дефектолог (Сова): Правильно. Это значит, что третьим уроком нам нужно вспомнить сказку о весёлом язычке.

Артикуляционная гимнастика.

Дефектолог (Сова):  с опорой на картинки, ребёнок выполняет артикуляционные упражнения, в помощь ему дефектолог выставляет фотографии артикуляционных упражнений.

Дефектолог (Сова): Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт, а дверей в доме две.

Первая дверь – это губы. Давай откроем её.

Ребёнок выполняет упражнение «Лягушка».

Дефектолог (Сова): Вторая дверь – это зубы. Откроем и её.

Ребёнок выполняет упражнение «Окошко».

Дефектолог (Сова): Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок.

Ребёнок выполняет упражнение «Лопатка».

Дефектолог (Сова): Наконец он проснулся, высунулся на улицу.

Ребёнок выполняет упражнение «Иголочка».

Дефектолог (Сова): Посмотрел направо, потом налево.

Ребёнок выполняет упражнение «Часики».

Дефектолог (Сова): Погода хорошая, светит солнышко.

Захотелось Язычку погулять.

Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться.

Ребёнок выполняет упражнение «Качели».

Дефектолог (Сова): Потом увидел наш Язычок свою подругу кошку, которая сердится на собачку.

Ребёнок выполняет упражнение «Киска сердится».

Дефектолог (Сова): Нагулялся Язычок и отправился домой.

Идёт и сердится на себя, что так от дома далеко ушёл.

Ребёнок выполняет упражнение «Накажем непослушный язычок».

Дефектолог (Сова): Пришёл язычок домой, устал.

Ребёнок выполняет упражнение «Дуем на широкий язычок».

Дефектолог (Сова): Закрыл сначала вторую дверь – зубы.

Ребёнок выполняет упражнение «Лягушка».

Дефектолог (Сова): А затем и первую – губы.

Ребёнок выполняет упражнение «Хоботок».

Дефектолог (Сова): Почистил зубки и лёг спать.

Ребёнок выполняет упражнение «Чистим нижние зубки». [1]

Дефектолог (Сова): Третий урок ты усвоила! Умница!

Постановка звука [с] изолированно:

Дефектолог (Сова): Крути колесо. А сейчас, где остановилась стрелка?

Ребёнок: На «песенке водички».

Чтобы произнести правильно песенку водички, давай вспомним, что делают губы, зубы и язык.

Дефектолог (Сова): Губы

Ребёнок: улыбаются;

Дефектолог (Сова): Зубы

Ребёнок: Сближены

Дефектолог (Сова): Язык

Ребенок: кончик языка упирается в нижние зубы

Дефектолог (Сова): Воздух

Ребёнок: воздушная струя сильная, холодная.

Дефектолог (Сова): Все верно. Теперь произнеси «песенку водички», с опорой на символ звука [с], вспомнив правильную артикуляцию.

С помощью рисунка добиваться длительного произнесения звука [с]: ребенок должен пальчиком проследить дорожки к лужицам. [2]

Дефектолог (Сова): Ты умница! Четвертый урок усвоен. Идем дальше.

Физ.минутка

Немного отдохнем-накачаем спущенное колесо:

подвижное упражнение насос с опорой на картинку (с-с-с, с-с-с, с-с-с).

Показать два способа постановки звука С.

Ребёнок крутит колесо дальше.

Дефектолог (Сова): На чём остановилась стрелка?

Ребёнок: На птичке.

Дефектолог (Сова): Правильно. Посмотри внимательно, птичка открывает клювик и говорит, и ты тоже сейчас будешь проговаривать слоги с «песенкой водички».

Повторять слоги:

С-с-с-а-а-а; С-с-с-ы-ы-ы; С-с-с-э-э-э; С-с-с-о-о-о; С-с-с-у-у-у.

Дефектолог (Сова): Молодец! Теперь ты тоже умеешь произносить слоги с «песенкой водички». Пятый урок усвоен!

Пятый урок усвоен! Что теперь нужно сделать?

Ребёнок: Крутить колесо. /крутит колесо/

Дефектолог (Сова): На чём остановилась стрелка?

Ребёнок: Стрелка остановилась на обуви.

Дефектолог (Сова): Остался последний урок. Рассыпались картинки. Сложи из частей целую картинку и произнеси слово.

Дефектолог (Сова): Умница! Ты выполнила, усвоила все мои уроки и многому научилась. Давай сначала вместе, а затем ты самостоятельно произнесем твое имя: САША. (Произносит имя).

Дефектолог (Сова): Отлично, теперь я улечу, ведь ты уже научилась произносить правильно звук С и свое имя с этим звуком.

Вспомни, какие задания мы с тобой сегодня выполняли, чтобы научиться правильно произносить звук С.

Ребёнок называет выполненные задания со зрительной опорой на барабан.

Правильно. За то что, ты усвоила все мои уроки я приготовила тебе подарок. /игрушка из киндер-сюрприза/. Сова прощается и улетает.

Литература:

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
  2. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст" Весна"

Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля....

Методическая разработка игрового занятия «Уроки Мойдодыра»

цель занятия-  формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как свомй главной ценности...

Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...

Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»

Тема: Звуки С-Ш. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] . Задачи: 1. Образовательные: - уточнить представление ребенка о зву...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап....