Основные аспекты музыкального образования учащихся с ТМНР.
статья

Левицкий Олег Леонидович

Музыкальное образование является одним из основных средств социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Уроки «музыки и движения» стимулируют к определенной самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности, формируют предпочтения, интересы, вкус учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные аспекты музыкального образования  учащихся с ТМНР

Музыкальное образование является одним из основных средств социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Уроки «музыки и движения» стимулируют к определенной самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности, формируют предпочтения, интересы, вкус учащихся. Практически все представители специальной педагогики прошлого (Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные дефектологи подчеркивают относительную сохранность музыкально-слуховой и эмоциональной сферы и считают музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на детей данной категории. Дети охотно, с удовольствием, приходят на уроки музыки, с этой точки зрения сложно переоценить роль музыки в образовательном процессе. Для успешной реализации задачи обучения детей необходимо широкое взаимодействие различных сфер культуры: музыки с изобразительным искусством, литературой, развитием речи. Я остановлюсь на некоторых аспектах интегративной технологии построения урока «музыки и движения» в классах «особого ребенка». 

Каждый урок включает в себя слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, работу с песенным материалом и  музыкально-ритмические движения.

    Большой    диапазон   работы  с   песенным   материалом,    знакомство   с    песней,    её

характеристика, работа над текстом, дикцией, правильная вокализация текста, правильное воспроизведение ритмического рисунка  превращает урок в живой, творческий процесс, развивает голосовой аппарат и формирует вокально-слуховую координацию детей. Учащиеся включаются в совместное пение с педагогом, подпевают сначала слоги, затем отдельные слова и фразы, подражая его интонации. Песня должна быть яркой, образной, с красивой и выразительной мелодией и запоминающимся текстом. Необходимо, чтоб песенный репертуар был доступен для восприятия детей, соответствовал возрасту и особенностям речевого развития учащихся. Простые мелодии и ясный, небольшой по объему текст хорошо воспринимаются детьми, а разные виды заданий для детей  дают возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого подхода (дети подражают звукам, словам, темпу, ритму музыкального произведения различными доступными способами: подпевают, подыгрывают на музыкальных инструментах, игрушках).

             При восприятии инструментальной музыки детьми, встречаются большие трудности. Любая песня, любая мелодия требуют пояснений. Продуманная беседа с детьми, при объяснении содержания музыкального произведения должна быть лаконично и эмоционально преподнесена, иначе заинтересованность учащихся снизится. Дети эмоционально реагируют на музыку разного характера и педагог, используя репродукции картин, картинки, игрушки и другие вербальные и невербальные средства общения   помогает понять прослушанную композицию. Применение иллюстраций помогает существенно изменять технологию объяснения: дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у детей «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение. Необходимо постоянно вести работу над обогащением словарного запаса детей, объяснять значение новых слов. Работа над развитием речи способствует формированию умения подобрать верные и точные определения. При прослушивании музыкального произведения можно использовать широко известный прием «рисования музыки»,  это может быть самостоятельным заданием, но чаще я обсуждаю с детьми, какая цветовая палитра будет использована, что представляют учащиеся, слушая то или иное музыкальное произведение. Для детей, обучающихся в классах «особого ребенка», наглядные методы, активизация зрительной памяти, имеют преимущество перед словесными методами.

Использование компьютерного обеспечения, специальные программы   позволяют интенсифицировать учебный процесс. Информация, представленная на компьютерных дисках, помогает знакомить учащихся с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Использование в качестве дидактического материала к уроку, как собственных мультимедийных презентаций, так  и заимствованных из интернета позволяет вовлечь  детей в активную деятельность на уроке, расширить музыкальный кругозор. Также  используется  мультимедиа, как средство для просмотра музыкальных фрагментов мультфильмов, художественных и документальных фильмов по программе, примеров оперного и балетного искусства.

К средствам  информационных технологий, направленных на повышение познавательного интереса детей  можно отнести использование караоке, так называемых «минусовок», которые позволяют не только повысить заинтересованность за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен, но и дают возможность расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками. Использование интернет-ресурсов учителем  дает колоссальные возможности поиска необходимой, разнообразной информации.

Решить основную коррекционную задачу учителя музыки - снять эмоциональный дискомфорт, поднять настроение школьников – позволяют здоровьесберегающие образовательные технологии. Учащимся быстро надоедает одна и та же деятельность, внимание их рассеивается, активность восприятия снижается. Необходимо учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость учащихся и стараться чаще переключать детей с одного вида деятельности на другой.

Работе над музыкально-ритмическими  движениями  придаётся особое значение, так как детям с нарушениями опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо. Пение может сопровождаться простейшими движениями: притопами и кружением на месте, подскоками, ведением хоровода.  Пальчиковые игры, хлопки в ладоши, сжимание и разжимание кистей, вращение и помахивание кистями и другие упражнения развивают тонкую моторику.  Все движения выполняются совместно с педагогом.   Учащиеся, глядя на педагога, стараются в точности копировать движения, начиная с самых простых движений руками и ритмических, шаговых движений. На начальном этапе проще удаются движения на месте со знакомыми предметами, «игра с водой», «собираем камешки», «игра с мячом», переходя к более сложным танцевальным, развернутым движениям, соответствующим темпу, ритму, характеру произведения. Совершенствуется координация движений, развивается функция воображения.

Наряду с двигательными упражнениями, основными средствами реализации       здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании школьников с ТМНР являются:

- вокалотерапия: голос является  своеобразным индикатором здоровья человека, если ребенок поет свободно и легко, голос сам естественно развивается и укрепляется. Важную роль  на уроке играют дыхательные упражнения,  выработка правильной осанки во время пения;

- музыкотерапия: Э.Сеген считал музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на ребенка: «Реакция на музыку у аномальных детей может быть различной. Заторможенных детей она часто выводит из оцепенения. Они начинают двигаться, пытаются что-то подпевать. На некоторых сильно возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: у них утихают аффективные вспышки, прекращаются буйные действия». Основной акцент в слушании музыки ставится на приобщение детей к произведениям высокого искусства, но используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки многие композиции могут быть использованы в терапевтических целях;

         - логоритмика:  выполняя двигательные упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух;

- игротерапия: основная роль на уроках отводится игре, игровым приемам, методикам. С младшими детьми это игры с предметами под музыку: поднять, опустить, спрятать, держать в одной руке, затем в другой. Детям  показывают  звучащие игрушки (погремушки, колокольчики, трещотки), учат прислушиваться  к издаваемому игрушкой звуку, обыгрывают игрушку  до тех пор, пока ребенок не начнет узнавать её звучание без труда. Дети с удовольствием сопровождают музыкальное произведение «игрой» на барабане, бубне, дудке, металлофоне и других инструментах.

Сюжетно-ролевые игры характеризуются наличием разных заданий у участников игры, выполняющих разные роли, но мотив, составляющий основу сюжета, единый. Это могут быть игры в «музыкальное занятие», любимая детьми игра в «концерт» и другие. Игры- драматизации принадлежат театральной сфере, поэтому предполагают представление участникам какой-либо ситуации или сюжета. В музыкальной педагогике примером может служить разыгрывание сюжета сказки, а у самых младших детей – сюжета песни. Хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию театральных детских постановок, воспитывает полноценное художественное восприятие, вызывает в воспитанниках эстетические чувства. Занятия включают в себя игровые импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), театр игрушек, зверей, игры-имитации животных и птиц. Нужно учить детей имитировать движения, голоса, вместе с детьми распределять роли, простые костюмы к театрализованным играм. Театральная кукольная деятельность отвечает психологическим   особенностям школьников с отклонениями в развитии, удовлетворяет основную потребность детей – потребность в игре и создаёт условия для проявления их творческой активности.

        Важнейшим аспектом музыкального образования  является  атмосфера занятия, доброжелательность,  внутренний комфорт, раскованность, возможность быть принятым окружающими позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.    Атмосфера сотрудничества, соучастия, помогает детям самостоятельно мыслить, воспринимать музыкальные произведения.

Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта дает положительные эффекты:

формируются    духовные    качества    личности    ребенка, расширяется их музыкальный кругозор, дети учатся быть чуткими слушателями и исполнителями, появляется интерес к музыке, вырабатываются элементы музыкального  вкуса,  музыка оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и         напряженность, ребенок испытывает положительные переживания, замкнутые дети на уроках становятся более общительными, раскрывается их творческий потенциал.

На коррекционно-музыкальных уроках необходимо раскрыть возможности каждого ученика, стремиться к тому, чтобы каждый проявил себя; пусть это будет маленький эпизод, незначительное участие, чтобы на какое-то время каждый оказался в центре внимания. Важен конечный результат: насколько у учащихся развит интерес к происходящему, какие они получили эмоции и навыки, насколько они активны.

 Выступления на концертах, праздниках доставляют детям особую радость, переживания, пробуждают в детях творческие способности, дают уникальную возможность помочь раскрыть и развить творческие качества, освобождают от закомплексованности, дают ощущение своей особенности, приносят огромное наслаждение, благотворно действуют на  психику детей. Они смотрят, как ведут себя учащиеся других классов,  с интересом наблюдают за всем происходящим, попадают в условия социума. Ребята выступают на сцене, наравне со всеми, их слушают родители, одноклассники, учителя школы, эти условия дисциплинируют  и являются  их самоутверждением, успехом, самовыражением. Атмосфера радости рождает у учащихся желание повседневного общения с музыкой, воспитывает музыкальный вкус, вызывает положительные эмоции.

Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве, обеспечивает развитие коммуникативных основ и информационно-познавательных потребностей ребенка.

Таким образом, музыкальное воспитание благотворно сказывается на нравственном и эстетическом развитии учащихся, что очень важно для успешной реализации общепедагогической методической задачи школы по социальной адаптации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Литература

 

  1. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007. – 111 с.
  2. Евтушенко Н.В. Музыкальное развитие умственно отсталых детей-сирот. М.: ИЦ «Академия», 2003. – 352 с.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003. – 352 с.
  4. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ИЦ «Академия», 2002. – 224 с.
  5. Савинкова О.В., Полякова Т.А. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей. Методическое пособие. М.: ООО «Престо», 2003. – 56 с.
  6. Журналы «Музыкальный руководитель», иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольников».

Традиционные и инновационные виды деятельности

и методические приемы на уроках музыки и движения.

Межпредметные связи.

Музыкальное воспитание является одним из основных средств социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.. Дети охотно, с удовольствием, приходят на уроки музыки, с этой точки зрения сложно переоценить роль музыки в образовательном процессе. Для успешной реализации задачи обучения детей  необходимо широкое взаимодействие различных сфер культуры: музыки с изобразительным искусством, литературой, развитием речи, окружающим миром, математическими представлениями, трудом, игрой, физкультурой.(слайд)

Каждый урок включает в себя пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.(слайд)

-большой диапазон работы с песенным материалом - знакомство с песней, её  характеристика рассказ, работа над текстом (заучивание),  выработка четкого произношения (дикция), правильная вокализация текста (распевы, работа над чистотой интонирования), верное воспроизведение ритмического рисунка - развивает голосовой аппарат детей, формирует вокально-слуховую координацию.(слайд пения детей) Учащиеся включаются в совместное пение с педагогом, подпевают сначала слоги, затем отдельные слова и фразы, подражая его интонации. Песня должна быть яркой, образной, с красивой и выразительной мелодией и запоминающимся текстом. Песенный репертуар должен быть доступен для восприятия детей, соответствовать возрасту и особенностям речевого развития учащихся. Простые мелодии и ясный, небольшой по объему текст хорошо воспринимаются детьми. Разные виды заданий для детей  дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода; (Если говорящие дети поют, неговорящие сопровождают  пение хлопками, игрой на  негромких музыкальных инструментах, игрушках, т.е. мы обыгрываем песню, чтоб все дети былы включены в работу)(слайд)

Любая песня, любая мелодия требуют пояснений.При восприятии инструментальной музыки детьми классов особого ребенка, встречаются большие трудности.  Продуманная беседа с детьми при объяснении содержания музыкального произведения должна быть лаконично и эмоционально преподнесена, иначе заинтересованность ребят снизится. Дети эмоционально реагируют на музыку разного характера и педагогпримененяя предметные коллекции (иллюстрации, портреты, плакаты) (Слайд)  помогает существенно изменять технологию объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у детей «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение; для младших детей этои картинки, и различные игрушки, в том числе музыкальные.Т.о. ведется работа над обогащением словарного запаса детей, объясняется значение новых слов. Работа по развитию речи способствует формированию умения подобрать верные определения, соответствующие прослушанному. Для детей, обучающихся в классах особого ребенка, наглядные методы, активизация зрительной памяти, имеют преимущество перед словесными методами. Урок музыки связан  с предметами развития речи и окружающего мира и графики и письма.

Использование у старших детей тетрадей по музыке,(слайд) знакомство с нотной грамотой в (интеграция с графикой и письмом, развитием речи и окр. миром), у младших картинки музыкальных инструментов и сами музыкальные инструменты и муз. игрушки. При прослушивании муз. произведения можно использовать широко известный прием «рисования музыки»,  это может быть самостоятельным заданием, но чаще мы обсуждаем, какая цветовая палитра будет использована, что представляют дети, слушая то или иное музыкальное произведение( музыка и живопись).(слайд)

Работе над музыкально-ритмическими движениями(слайд) придаётся особое значение, так как детям с нарушениями опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо. Пение может сопровождаться простейшими движениями: притопами и кружением на месте, бег по кругу, подскоки.  Пальчиковые игры, хлопки в ладоши, сжимание и разжимание кистей, вращение и помахивание кистями и другие упражнения развивают тонкую моторику.  Все движения выполняются совместно с педагогом.   Учащиеся, глядя на педагога, стараются в точности копировать движения, начиная с самых простых движений руками и ритмических, шаговых движений. На начальном этапе проще удаются движения на месте со знакомыми предметами (платочки, флажки), «игра с водой», «собираем камешки», «игра с мячом»,  совершенствуется координация движений, развивается функция воображения. Очень полезно совмещать двигательные  упражнения с простыми попевками, песнями. Нужно учить детей выполнять движения в определенном направлении (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз). Связь с математическими представлениями (раздел пространственные представления, временные представления),  а сами музыкально- ритмические движения- это интеграция с уроком адаптивной физкультуры.

игротерапияОсновная роль на уроках отводится игре, игровым приемам, методикам. С младшими детьми это игры с предметами под музыку: поднять, опустить, спрятать, держать в одной руке, затем в другой. Детям  показывают  звучащие игрушки (погремушки, колокольчики, трещотки), учат прислушиваться  к издаваемому игрушкой звуку, обыгрывают игрушку  до тех пор, пока ребенок не начнет узнавать её звучание без труда.

Игра на музыкальных инструментах.  У младших детей это шумовые инструменты, дети подыгрывают в аудиозаписи, либо я играю на фортепиано, дети очень любят музицировать, развитие метроритма, развитие творческих способностей Дети с удовольствием сопровождают музыкальное произведение «игрой» на барабане, бубне, дудке, металлофоне и других инструментах. Эти музыкальные игрушки используются в играх «узнай инструмент», «угадай, на чём играю».(слайд) В первом случае дети видят инструменты, слушают звучание и пытаются найти их на карточках; во втором случае музыкальные игрушки ставятся за ширму, и дети по звуку пытаются определить, какой инструмент они слышат.

Сюжетно-ролевые игры характеризуются наличием разных заданий у участников игры, выполняющих разные роли, но мотив, составляющий основу сюжета, единый. Это могут быть игры в «музыкальное занятие», любимая детьми игра в «концерт» и другие.

Игры-драматизации принадлежат театральной сфере, поэтому предполагают представление участникам какой-либо ситуации или сюжета. В музыкальной педагогике примером может служить разыгрывание сюжета сказки, а у самых младших детей – сюжета песни.

На начальном этапе занятий, основываясь на опыте работы, я использую сюжеты песен, соответствующих уровню развития детей: попевки, самые простые маленькие песенки; упражнения-имитации, например, крика кукушки, пения петушка, стука дождевых капель; имитационные образные движения «зайки прыгают», «птички летают», «медведь ходит».

Со старшими детьми можно разыгрывать представления по сюжетам сказок, рассказов, стихотворений. Хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию театральных детских постановок, воспитывает полноценное художественное восприятие, вызывает в воспитанниках эстетические чувства. Занятия включают в себя игровые импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), театр игрушек, зверей, игры-имитации животных и птиц. Нужно учить детей имитировать движения, голоса, вместе с детьми распределять роли, простые костюмы к театрализованным играм, на занятиях ручного труда изготавливать простых кукол из платочков, из пластилина (Связь с ручным трудом).

Интернет- ресурсы.Использование Интернет-ресурсов учителем  дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.Мультимедиа.Использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, так  и заимствованных из интернета позволяет вовлечь  детей в активную деятельность на уроке, расширить музыкальный кругозор.При слушании музыки  в видео записи задействованы и зрительный,  и слуховой анализаторы.(Слушая Лебедь Сен-Санса, мы затем смотрим «Умирающий Лебедь» в исполнении Плисецкой; музыка, искусство балета)

Караоке.Еще одно средство информационных технологий, направленное на повышение познавательного интереса детей данной категории.  Использование караоке позволяет не только повысить мотивацию за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

Выступления на концертах, праздниках(занятия искусством пробуждают в детях дремлющие творческие способности, дают уникальную возможность помочь им раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождают от закомплексованности, дают ощущение своей особенности, приносят массу радостных минут и огромное наслаждение; всплеск творческой активности благотворно действует на  психику детей с нарушением интеллекта);

-коррекционно-развивающая работа (главное – это атмосфера занятия; увлеченность детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею», возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность).  Я могу сказать , что дети охотно, с удовольствием, приходят на уроки музыки и движения.. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, слушать свое исполнение и исполнение других. Коллективный характер музыкальных занятий подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны других учеников – их поддержку, сочувствие и сопереживание.

        Для успешной реализации цели на занятиях создается атмосфера сотрудничества, соучастия, так как педагогика сотрудничества — это педагогика развития личности.

Гуманно-личностный подход в процессе музыкальных занятий помогает детям самостоятельно мыслить, воспринимать музыкальные произведения, личностно проживая их. А это значит - музыка становится для них добрым другом, собеседником, затрагивает струны разума и сердца.

На коррекционно-музыкальных уроках необходимо раскрыть возможности каждого ученика, стремиться к тому, чтобы каждый проявил себя; пусть это будет маленький эпизод, незначительное участие, чтобы на какое-то время каждый оказался в центре внимания. Важен конечный результат: насколько у учащихся развит интерес к происходящему, какие они получили эмоции и навыки, насколько они активны.

Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку), обеспечивает развитие коммуникативных основ и информационно-познавательных потребностей ребенка.

Таким образом, музыкальное воспитание благотворно сказывается на нравственном и эстетическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья, что очень важно для успешной реализации общепедагогической методической задачи школы по социальной адаптации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...

Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...

Основные аспекты в работе социального педагога

В данных папках имеется: положение о социальном педагоге ОУ, циклограмма, должностная инструкция, схемы....

Учебное занятие с элементами тренинга по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»

Цель занятия: 1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;2. Развитие навыков здорового образа жизни;3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.Задачи занятия:1. ...

Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.

Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....

Социально-бытовая адаптация как основное направление социализации детей с ТМНР.

Успех формирования социально-бытовых умений и навыков зависит от адаптации учебной программы к нуждам конкретного ребенка. Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позво...