Применение музыкально -ритмических упражнений в работе с детьми с РАС.
консультация

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_imeni_1.doc24.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение музыкально -ритмических упражнений в работе с детьми с РАС.

Для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) занятия музыкой помогают повысить уровень умственной и психологической координации, так как музыка является эффективным средством в процессе развития ребенка. Музыка в целом, а также музыкально-ритмические движения помогают детям научиться выражать свои эмоции и чувства c помощью движений, сопереживать музыке, лучше понимать музыкальные образы. Все это ведет к повышению двигательной активности и развитию физических качеств, что, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие психических, физических функций. На начальных этапах

музыкального развития ребенка с РАС ритм воздействует сильнее мелодии. Он воспринимается физически, вызывая физиологические реакции. В отличие от мелодии, ритм очень редко провоцирует детей на вербальный или вокальный ответ. Наряду c решением задач, стоящих перед музыкально-ритмическим развитием ребенка, решаются задачи общего физического оздоровления и развития. Также в данный процесс включаются задачи эстетического развития

детей. Помимо этого развивается музыкальная память ребенка.

Основные навыки музыкально-ритмических движений у детей с РАС главным образом усваиваются в ходе разучивания танцев, комплексов ритмической гимнастики и игр. Некоторые упражнения требуют особых усилий, упражнений и тренировок. Музыкальный руководитель должен стремиться помочь детям справиться с заданием, облекая его в интересную для детей

форму .Основой музыкально-ритмических упражнений являются

ходьба (бодрый, спокойный, высокий шаг; шаг на носках, пружинистый шаг); бег (легкий, неторопливый, широкий, высокий бег, бег с замахом голени назад, бег с высоким подниманием бедра, танцевальный или пружинистый бег и т. д.); прыжковые серии. Самым любимым видом из всех музыкальных

движений для детей является музыкальная игра, которая присутствует практически на каждом занятии. Она является важнейшим элементом музыкального развития. Ведь музыкальная игра-это наиболее творческая, активная деятельность, которая направлена на передачу эмоционального содержания музыкального произведения и осуществляется в характерных, образных музыкально-ритмических движениях.

Упражнения направленные на музыкально-ритмическое развитие детей с РАС

1.

Упражнения в ходьбе.

«Прогулка» Л. Шитте Этюд . Детям предлагается идти под музыку в любом

направлении неторопливым шагом, как бы прогуливаясь. Отмечаются те, кто услышал окончание фразы. Объяснить и

показать, как следует останавливаться «вместе с музыкой».

«Ходьба на носочках и пяточках» (И. Бах «Волынка»). На I часть музыки

-дети идут легким, невесомым шагом. На II часть -идут на пяточках.

«Погуляем» (П.

Чайковский «Песенка без слов»). После прослушивания пьесы детям

предлагается идти в любом направлении («каждый своей дорожкой») в характере предложенной музыки, придумывая и показывая свои движения. Это упражнение способствует развитию творческого воображения детей и выявляет их музыкальность.

2.

Упражнения в беге и поскоки.«Кошка» Л.Шитте Этюд .-

После прослушивания музыки музыкальный руководитель предлагает детям пробе

жаться, как кошки - маленькими, мягкими, осторожными шажками.

Затем напоминает, что бег получается легким и неслышным, если бежать на носках, мягко, пружинящим шагом.

«Быстрые ноги» (Ф. Шуберт «Экосез»). После прослушивания произведения музыкальный руководитель обращает внимание на строение и динамику пьесы. Затем выполняется подготовительное упражнение: на I часть легкий бег, на II часть - энергичный, стремительный бег широким, длинным шагом.

«Полька» (М. Глинка «Детская полька»). Дети стоят по кругу,  они

делают поскоки, затем делают «пружинку» (повторяют 2 раза). При смене

характера музыки - бегут боковым галопом.

3.

Пляски и танцы.

«Иди за мной» (С. Затеплинский «Пляска»). Вся группа стоит в колонне друг за другом.

Дети двигаются энергичными поскоками за ведущим.

 Все идут

легким, пружинящим шагом «змейкой» за ведущим. На повторение ведущий заводит детей в круг (дети с синдромом РАС ведущими не выбираются).

«Венгерский танец» (Б. Можжевелов «Венгерская мелодия»). I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок. II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим или врассыпную (по заданию музыкального руководителя); на сильную долю тактов

-остановка, на паузу- хлопок.«Немецкий танец» (Ф. Шуберт «Немецкие танцы»).

дети свободно двигаются поскоками в рассыпную, заполняя все пространство.

Они идут к центру зала, акцентируя правой ногой сильную долю, и образуют

тесный, ровный круг (плечо к плечу),не поворачиваясь, расходятся от центра в

большой круг, берясь за руки.

4.

Игровые упражнения.

«Командиры»

(М. Робер «Марш»). Перед началом игры дети выполняют движения, на

которых она строится: на I часть идут с высоким подъемом ног, на II часть

пружинящим шагом; на повторение I части шагают на месте, высоко поднимая ноги. В игре участвуют два «солдата» и «командир». «Солдаты» стоят рядом,

а «командир» напротив них . Задача «командира» - выбрать на свое место того, кто лучше выполняет движения: начинает ходьбу с левой ноги, хорошо идет пружинящим шагом, четко марширует на месте, правильно координирует движения рук и ног.

По его команде: «С левой ноги -шагом марш!» - «солдаты» начинают ходьбу.

«Эхо». Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать ритмический рисунок, который он прохлопает. Дети должны повторить. Музыкальный руководитель выбирает на свое место того, кто в точности повторил предложенный ритм. Игра может продолжаться 3-4 раза.

«Импровизация» (музыкальное сопровождение состоит из разнохарактерных музыкальных произведений, подбирается с учетом пожелания музыкального руководителя). В свободных движениях дети изображают персонажей и действия, соответствующие содержанию музыки.

Дети с РАС, находящиеся в общеразвивающей группе детей , на музыкальных

занятиях выполняют те же упражнения, что и здоровые дети. Но для таких «особенных» детей есть небольшие отступления от правил. Во все виды деятельности ребенок с РАС включается только по собственной инициативе. Задача музыкального руководителя увлечь таких детей к совместному творчеству с другими детьми.В ходе музыкальных занятий старших дошкольников

в условиях инклюзивного образования интенсивно происходит эмоционально

- эстетическое развитие, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением

таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность. Музыкально

-ритмические упражнения способствуют  развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развитию чувства

ритма, музыкального слуха, а также способствуют эмоциональному и

психофизическому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические упражнения с мячом. Работа над координацией движений.

Цель:  Развивать  координацию  движений  рук  и  ног  в  процессе   ходьбы  и  бега.  Выполнять  изучаемые  упражнения  ...

Программа «Совершенствование эмоциональной сферы дошкольников через использование музыкально-ритмических упражнений"

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться.  К этому приводит  неумение детей  самостоятельно справляться с нервно-психическими нагрузками и пер...

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Процесс обучения музыкально-ритмического воспитания в основном построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.Процесс обучения м...

Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»

Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...

Музыкально-ритмические упражнения с гимнастической палкой

Статья содержит примеры конкретных физических упражнений с гимнастической палкой, сопровождаемые рифмованными строчками из песенок, стихов, способствующих физическому и психическому развитию, формиров...

Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"

Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...