Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
учебно-методический материал (9 класс)

Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете

Подготовила: Мельникова Ю.В

Инсар 2022 г.

Доклад на тему:  «Развитие  творческих  способностей  у детей  с  ОВЗ»

   

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги  и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным  творчеством во всестороннем развитии, и в частности, эстетическом развитии личности ребенка. 

По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». 

Что же такое творческие способности? 

Творческие способности– это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.) , а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. 

Профессор О.А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. 

Что же может помочь им развить свои таланты и способности, реализовать себя и добиться успеха?  

Как развить творческие способности у детей с ОВЗ? 

Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенности в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений. 

Современная  школа реализует учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектами развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. 

В целях совершенствования процесса социализации детей с ОВЗ в нашей школе используется социально-педагогический  потенциал дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности ребенка и становится основным фактором развития творческих способностей. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские, включаются механизмы творческого воспитания. Поэтому одна изглавных задачкоррекционно-воспитательнойработы школы– развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно решаетсяв кружкахдекоративно-прикладного творчества.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложная работа и присуща только педагогам  не простос высоким уровнем профессионализма и  владеющим  каким -либо профессиональным навыком в дополнительном образовании детей, но и обладающим огромным терпением и желанием работать с данным контингентом детей. 

У учащихся с ОВЗ отмечается неадекватность самооценки,  нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, для этой категории детей характерноотсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального, отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности. 

Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить детей с ОВЗ к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у нихэмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формированиясистемыих ценностных ориентаций. 

Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.  

Социализация ребенка средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. 

Таким образом, основнойзадачейучебно-воспитательного процесса в школе является формирование личности ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для формирования и развития личности ребёнка сОВЗ.В нашей школе учебно-воспитательный процесс организован таким образом, когда в 1 смену дети работают на уроках, а во второй половине дня проводятся коррекционно-развивающие занятия и воспитательные мероприятия. В работе педагога, помимо образовательного компонента, на первый план выступают задачиреабилитации и коррекции имеющихся физических и психических недостатков,социальной адаптации

С целью развития творческих способностей детей с ОВЗ педагоги разрабатывают программы кружковой деятельности и коррекционно-развивающих занятий, обязательно учитывая индивидуальные и психофизические возможности каждого ребенка и медицинские показания. Педагог продумывает приемлемые формы и методы работы при дополнительном образовании детей с ОВЗ, так как методический арсенал при работе с данной категорией детей качественно отличается от работы с детьми с нормальным интеллектом. Для раскрытия творческого потенциала детей на занятиях в кружкахможно с успехом использовать нетрадиционные техники обучения. 

Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, тестопластика, лепка из глины, оригами, коллаж(с применением крупы, семян, пуговиц),  комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка. 

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники 
выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. 

  Самой распространённой формой  внеурочной  деятельности  в школе  является кружковая работа. Положительный эмоциональный фон кружковых занятий создаёт «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности, а также помогает ребёнку мобилизовать себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается на других занятиях. В нашей школе на протяжении многих лет работает  объединение «Чудесница», в котором занимаются очень разные дети, среди которых есть и дети с ОВЗ. 

Дети  с увлечением занимаются в кружке, если педагог: 

  • эмоционально рассказывает о предстоящей деятельности и о ее пользе для жизни человека; 
  • умеет ярко демонстрировать продукт деятельности; 
  • создает располагающие к творческой деятельности условия; 
  • обладает отзывчивостью, терпением и душевной добротой; 
  • готов повторять с ребенком каждое движение терпеливо и многократно, доведя до автоматизма определенные навыки и умение; 
  • имеет большой арсенал коррекционно-развивающих упражнений для развития психических функций ребенка с ОВЗ. 
  • обладает умением вовремя поощрить, простимулировать ребенка. 
     

Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности и только педагог, умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование, добивается высоких и эффективных результатов. 

Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваются так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Например, создание самодельных игрушек, поделок стимулирует развитие креативного мышления у детей. + Занятия творческой деятельностью приносят ребятам огромное удовольствие. = Подарок, сделанный своими руками, в который ребенок вкладывает не только тепло своих рук, но и частичку своей души. Именно поэтому развитие потенциальных творческих способностей очень важно при воспитании и обучении детей с ОВЗ. 

Дети, научившиеся определенному виду искусства начинают радоваться успехам, желают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных выставках, конкурсах. 

В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая ребенку выйти из состояния зажатости. 

Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, потому что нет включения ребенка в активную деятельность. Но доступность к творческой деятельности у детей разных категорий не одинакова. 

Развитие творческих способностей детей способствует психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников. Для детей и их родителей необходимо проводить творческие конкурсы, выставки творческих работ, детские праздники. Демонстрация своих работ перед родителями, и перед своими сверстниками  не только повышает исполнительский уровень детей с ОВЗ, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и возможности. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников. 

 Для развития творческих способностей детей с ОВЗ необходима технология педагогической поддержки. Поддержать - значит оказать помощь, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы проявить самостоятельность, инициативу, творчество, свои уникальные качества. Задача педагога находить способы поддержки ребенка с ОВЗ, опираясь на его потенциальные возможности. Поддержка – это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать. И она способствует включению механизмов творческого воспитания., потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. 

  Всё вышесказанное чрезвычайно важно и  актуально  также  и  при дистанционном обучении  детей с ОВЗ. 

 Ожидаемые результаты: 

В творческом процессе дети с ОВЗ: 

  • учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении. 
  • ими обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность. 
  • получают ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. 
  • обретают атмосферу доброжелательности, общения и защищённости 
  • получают индивидуальную и групповую коррекцию 
  • продолжают заниматься творчеством после окончания школы 

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Дети с ОВЗ, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. 

 
 

 

 

Список используемой литературы

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. N761 
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" 

2.Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. - Москва : РИОР, 2009. 

3. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами –Письмо Министерства образования и науки РФот 18.04.2008 № АФ-150/06 

4. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) –Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 

5. Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,1994. 

6. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М.,1999. 

7.Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с. 

8.Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического 

развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с. 

9.Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.-128с. 

 

 

 

 

 

 

 

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в facebookподелиться в майлру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"

Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Развитие творческих способностей у детей с ЗПР

В презентации показаны условия формирования творческих способностей у детей с ЗПР...

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...