Адаптированная рабочая программа (I вариант) ФГОС 1* - 3 класс Учебный предмет «Музыка»
рабочая программа

Адаптированная рабочая программа  (I вариант) ФГОС  1* - 3 класс Учебный предмет «Музыка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_023.docx110.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Белорецкая коррекционная школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрено:                                                          Согласовано:                                                         Утверждаю:

Руководитель МО                                                        Зам. директора по   УВР                                           Директор школы

________________                                                         ___________________                                                 ______________

протокол № ____                                                     Шагарова Р.Н.                                                          Исмагилов  Т.З.

 «___» ____2019 г.                                                           «___» _____ 2019  г.                                                      «___» _____2019  г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(вариант 1)

МУЗЫКА

на 2019-2020 учебный год

1, 2, 3 класс

Составитель:  Минимуллина Н.Ю.,

                                                                                                                                             учитель высшей категории

1.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………

3

2.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»……………………………………

7

3.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане………………………...

13

4.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»………

14

5.

Программа формирования базовых учебных действий……………………………………

17

6.

Содержание учебного предмета «Музыка»………………………………………………..

19

7.

Тематическое планирование………………………………………………………………...

21

8.

Система оценки достижения обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования…………………………………………………………………………………..

40

9.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………..

40

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белорецкая коррекционная школа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями от: 26.11.2010 г., 22.09 2011 г., 18.12.2014 г.);

3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

4. Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья- М.: Просвещение, 2014г.

5. Приказа Министерства образования РФ об утверждении учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида №29/2065-п. от 10.04.2002г.

6. Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида 0-4 классы под ред. И. М. Бгажноковой.  М., Просвещение, 2011 г.

7. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук Воронковой И. Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г.

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белорецкая коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа составлена для обучающихся 1, 2, 3  классов специального (коррекционного) образования VIII вида.

Цель учебного предмета «Музыка»  - формирование средствами музыки гармоничной социально -  адаптированной личности ребенка с  интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей,  развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

     Основными задачами реализации содержания данной программы являются :

  1. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
  2. Развитие интереса к музыкальному искусству.
  3.  Формирование простейших эстетических ориентиров.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о  прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

        

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятиямузыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
  • эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной  стороны речи.

Принципы обучения:

  • коррекционная направленность обучения
  • оптимистическая перспектива образования
  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения
  • комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Отличительные особенности программы:

  • интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
  • обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
  • использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
  • включение в изучаемый материал произведений тамбовских авторов и сведений по музыкальному краеведению.

Формы, методы, приёмы обучения

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть:

урок-путешествие

урок-прогулка

 урок-экскурсия

урок-диалог

урок-ролевая игра

урок-концерт

урок-спектакль

урок-викторина

урок-презентация

урок-импровизация и другие.

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировке песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.

Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни — главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.

Форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения:

  • индивидуальный,
  • фронтальный опрос по разучиваемым песням,
  • по материалам слушания музыки и музыкальной грамоте;
  • музыкальные тесты

Форма организаций занятий

Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются уроки:

  • доминантные
  • комбинированные
  • тематические
  • комплексные
  • интегрированные
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Среди  таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными  данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.

Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки– придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.

    Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

В  связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

-  индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых психолого –  педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

В программу подготовительного, 2, 3 класса включены следующие разделы:  слушание музыки, хоровое  пение, игра на музыкальных инструментах, логопедические упражнения

Слушание музыки

           Чтобы воспитать   любовь к музыке,  надо научить  детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь педагогу приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи), информационные компьютерные технологии. Наиболее распространенным видом представления демонстрационных материалов являются  мультимедиа презентации, включающие в себя аудио и видео фрагменты.

Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. С темой «Музыкальные жанры» учащиеся знакомятся на протяжении всех лет  обучения в начальной школе. Наряду с освоением учащимися нового материала важной задачей учителя  становится повторение и закрепление ранее изученного. Многократное возвращение к данной теме и ее повторение обусловлены особенностями интеллектуального, психического развития детей с ОВЗ.

     Одной из задач  урока музыки в школе VIII вида является коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка. Такие темы уроков как «Музыка – язык чувств», «Настроения и чувства в музыке» знакомят детей с выразительными возможностями музыки, с  музыкальными  произведениями,  различными по своему характеру и настроению. Анализируя характер прослушанных  произведений, особое внимание необходимо уделять роли таких средств музыкальной выразительности в создании  образа как мелодия, ритм, темп, динамические оттенки.

    Важным средством музыкальной выразительности является тембр. Как правило, фортепиано – это первый инструмент, с которым знакомятся дети. Школьники в возрасте 7 – 9 лет хорошо различают звучание многих инструментов: балалайки, скрипки, трубы, флейты. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности. Целесообразно привлекать детей к определению звучания тех или иных инструментов при прослушивании симфонических произведений. Знакомство с тембрами представлено в темах   «Музыкальные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Инструменты симфонического оркестра».

             Существует три последовательных этапа прослушивания:

  1. Дети ещё не понимают языка музыки, и необходимо предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения.
  2. Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и ее выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание детей.
  3. Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки и беседы, но данный вид работы учащимся со сложной структурой дефекта не доступен.

     Музыкальный материал для слушания в данной программе представлен произведениями русских, зарубежных и советских композиторов, отличающихся доступностью, жанровым разнообразием, яркостью, красочностью музыкального образа. Исходя из степени подготовленности, уровня интеллектуального развития,  а также личностных особенностей учащихся, музыкальный репертуар для слушания может быть изменен в зависимости от  местных условий.

Хоровое пение

Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь. Известно, что хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.

     На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.

     При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции.

     Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни. Поэтому работа над дикцией является основной формой работы на уроках музыки в начальной школе. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога – научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).

   Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста. Можно рекомендовать ряд попевок, состоящих из 3 -5 звуков,  в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ду, лё, ми, мэ, ма, му,  ди, да, ра и др.

    Перед исполнением песен важная роль отводится подготовке голосового аппарата к пению, т.е. распеванию.

Систематическое использование упражнений, направленных на расширение диапазона голоса, развитие звуковысотного слуха, певческого дыхания, чистоты интонации  способствует развитию естественного, легкого звучания голоса.

Данная программа предполагает использование логопедических распевок и  логоритмических упражнений  на уроках музыки в начальной школе. Использование логопедических распевок, направленных на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, гласных и согласных звуков, развитие фонематического слуха и т.д. существенно улучшает состояние речевой моторики детей. Необходимость включения логоритмических  упражнений в коррекционно – образовательный процесс обусловлена ее высокой эффективностью для речевого развития, положительной эмоциональной окрашенностью, доступностью танцевально – ритмических движений, сопровождаемых скороговорками, чтением стихов, пением. С помощью таких распевок и  упражнений  у детей с нарушением интеллекта развивается моторика мелких мышц кисти, крупная моторика, формируется умение запоминать порядок движений, обогащается внимание, память, выразительность речи, произношение.  Учитель музыки должен тесно сотрудничать с логопедом, работающим  с детьми  в школе. Отбирая упражнения  для распевания, учителю музыки  необходимо учитывать  рекомендации специалиста.

На уроке музыки актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии  в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок с жизнеутверждающей валеологической песенки– распевки, дающей позитивный настрой на весь день.Несложный добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.

Программой предусмотрены валеологические  песенки –распевки (О. Арсеневской), упражнения для развития голоса и музыкального слуха, а  также коррекции речевых нарушений у детей  начальной школы. Предлагаемый  материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться.

       Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно.

     Песенный репертуар,  предусмотренный  программой,  включает в себя песни современных авторов и композиторов, а также отвечает целям и задачам обучения, возрастным возможностям и интересам детей, требованиям к художественной ценности музыки и слова.

    Помимо рекомендованного программой  репертуара, педагог может выбрать для разучивания и другие произведения. При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства, интересы детей.    В репертуар каждого класса необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.

   В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.

   Певческий диапазон  детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и в удобной для детей тональности. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен.

Игра на музыкальных инструментах.

 По желанию учителя звучание детских голосов может сопровождаться  игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах и т. д.

На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют). Именно поэтому в  программе уделяется особое внимание этому разделу.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального  напряжения.

             В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

            Игра на детских музыкальных инструментах может быть как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел пение, когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах.

Начиная с 1-го  класса по мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель может разделить  группу детей на две подгруппы, одна из которых играет первую часть  музыкального произведения, например, на деревянных ложках, а другая  - вторую часть на барабане.

    В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в марше, польке, вальсе.

Задачи данного курса:

1 КЛАСС

Пение

  • Формирование всех  вокально – хоровых навыков.
  • Умение соблюдать в процессе пения певческую установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус.
  • Постановка  артикуляционных гласных звуков в последовательности у, о, а, и, е, э.
  • Умение четко и коротко произносить согласные.
  • Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч.
  • Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса.
  • Умение петь спокойно, без выкриков.
  • Одновременное произнесение слов всем классом.
  • Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения.
  • Развитие диапазона ре1 – си1.
  • Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
  • Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании.

Слушание музыки

  • Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.
  • Представление о жанрах: песня, танец, марш.
  • Ознакомление с силой звучания: тихо, громко.
  • Ознакомление с различными темпами: быстрый, медленный.
  • Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка, баян, гитара,  труба.
  • Развитие умения определять на слух тембры детских музыкальных инструментов: бубен, маракасы, погремушка, барабан, деревянные ложки, треугольник.
  • Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька.
  • Представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки: музыка выражает чувства человека, изображает картины природы

2 КЛАСС

Задачи:

- Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

- Формировать музыкально – эстетический словарь;

- Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки.

Пение

  • Пение в диапазоне ДО1 – СИ1 только с мягкой атакой.
  • Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринуждённо, стараясь тянуть звук.
  • Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы.
  • Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
  • Развитие слухового внимания при пении в унисон.
  • Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки.
  • Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и чёткое, ясное произношение согласных звуков.
  • Понимание и выполнение элементарных дирижёрских жестов.

Слушание музыки

  • Умение различать запев и припев в песне, вступление, проигрыш, окончание.
  • Ознакомление и умение различать пение хором и соло.
  • Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, весёлые, маршевые, спокойные,              напевные.
  • Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба, флейта, барабан и баян.
  • Умение различать звуки по высоте: высокие и низкие.
  • Умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие.
  • Ознакомление с приёмами игры на ложках.

3 КЛАСС

Задачи:

- Соблюдение при пении правильной певческой установки.

- Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и лёгким звуком.

Пение

  • Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.
  • Пение с использованием нюансов: форте и пиано. Пение в диапазоне Д01—Д02.
  • Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.
  • Умение правильно формировать гласные и чётко произносить согласные.
  • Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы. Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.
  • Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.
  • Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всём диапазоне.
  • Исполнение на металлофоне простой песни-попевки. Ознакомление с графической записью мелодии.
  • Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек.

       Слушание музыки

  • Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры.
  • Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное — легато, отрывистое — стаккато.
  • Умение определять характер и жанр музыкальных произведений:        марши — торжественные, весёлые, бодрые;

                   танцы — вальсы, польки, народные пляски.

  • Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.
  • Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Музыка» является частью, формируемой участниками образовательных отношений, коррекционо – развивающей области. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом (ФБГУП) на учебный предмет «Музыка» отводится:

1 класс – 66 часов в год ( два часа в неделю)

2 класс -  34 часа в год (один час в неделю).

3 класс -  34 часа (один час в неделю).

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

          Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися с интеллектуальной недостаточностью  происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

         Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:

 - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

-   овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-    формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания,

 - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности  к осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной исполнительской деятельности на уроках и  внеклассных мероприятиях в  школе  и за ее пределами;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

В результате освоения рабочей   программы  учебного предмета «Музыка»  учащиеся I – IV  классов с интеллектуальными нарушениями научатся проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов. Кроме того  школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству, размышлять о музыке, выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у них возникло то или иное мнение. Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать музыку вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная  и необходимая ее часть. Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!

       Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.

1 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

1-й        уровень

  • элементарные дирижёрские жесты и правильно им следовать: внимание, вдох, начало пения и его окончание;
  • различные темпы: медленно, быстро;
  • звучание инструментов: фортепиано, скрипка, металлофон, бубен, маракас;
  • сильную долю в марше, польке и вальсе, отмечая её ударными инструментами;

2-й        уровень

  • элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание;
  • различные темпы: медленно, быстро;
  • инструменты: фортепиано, скрипка, бубен, маракас.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • правильно сидеть или стоять при пении;
  • определять силу звучания: тихо, громко;
  • петь только с мягкой атакой;
  • беречь певческий голос;
  • петь спокойно, без выкриков, ясно выговаривая слова, правильно артикулируя гласные звуки;
  • пользоваться приёмами игры на детских ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, маракас;
  • двигаться в соответствии с характером музыки;

2-й уровень

  • правильно сидеть или стоять при пении;
  • определять силу звучания: тихо, громко;
  • петь только с мягкой атакой;
  • петь спокойно, чётко выговаривать слова, артикулируя гласные звуки;
  • двигаться в соответствии с характером музыки.

2 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

1-й        уровень

  • звуки: высокие и низкие, долгие и короткие;
  • звучание музыкальных инструментов: труба, флейта, барабан и баян;
  • значение элементарных дирижёрских жестов;
  • значение слов: петь соло и петь хором;
  • приёмы игры на металлофоне;

2-й        уровень

  • звуки высокие и низкие, долгие и короткие;
  • звучание музыкальных инструментов: труба, флейта, барабан и баян;
  • значение элементарных дирижёрских жестов;
  • значение слов: петь соло и петь хором.

Учащиеся должны уметь:

1-й        уровень

  • различать на слух танец, песню и марш;
  • описывать словами разнообразные по содержанию музыкальные произведения: маршевая, плясовая, весёлая, грустная и напевная;
  • определять в песне запев, припев, вступление, заключение;
  • выразительно петь выученную песню с простыми динамическими оттенками;
  • играть на металлофоне песню-прибаутку на повторяющихся нотах;

2-й        уровень

  • различать на слух танец, песню и марш;
  • описывать словами содержание песни;
  • выразительно петь выученную песню;
  • играть на металлофоне песню-прибаутку на повторяющихся нотах.

3 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

1-й        уровень

  • названия инструментов симфонического и народного оркестров;
  • звучание музыкальных инструментов: скрипка, домра, балалайка, виолончель;
  • элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек;

2-й        уровень

  • названия инструментов симфонического и народного оркестров;
  • звучание скрипки и балалайки;
  • нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан и счёт линеек.

Учащиеся должны уметь:

1-й        уровень

  • распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;
  • пользоваться приёмом распева — на 1 слог 2 звука;
  • петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;
  • различать звучание симфонического и народного оркестров;
  • различать на слух песню, танец, марш;
  • пользоваться приёмами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон;

2-й        уровень

  • петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;
  • различать на слух песню, танец, марш;
  • пользоваться приёмами игры на ударных инструментах.

  1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цельреализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-  развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Регулятивные БУД:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
  •  работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные БУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличатьновое от уже известного с помощью учителя;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • наблюдать.

Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

 

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Структура содержания общеобразовательного предмета « Музыка» в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ классе может быть определена следующими укрупнѐнными тематическими блоками (разделами):

Раздел

Кол-во

часов

Содержание

1

Хоровое пение

30

Артикуляционная гимнастика; простые распевки в диапазоне прима-терция; исполнение подражательных песенок вместе с педагогом; исполнение простых игровых попевок с использованием игрушек; исполнение песенок с движением

2

Слушание музыки

15

Прослушивание доступных музыкальных произведений, опираясь на иллюстрации; определение элементарными понятиями: настроения произведения:«весёлая-грустная»; темпа – «быстро-медленно»; динамики – «громко-тихо»

3

Игра на музыкальных инструментах

15

Игра на шумовых инструментах - простукивание простейших ритмов вместе с учителем; игра на инструментах под музыку – шумовой оркестр; исполнение ритмических «сказочек-шумелок»

4

Логопедические упражнения

10

Разучивание логопедических песенок; исполнение с движением; работа над дикцией, правильной артикуляцией; темпоритмом речи

2 класс

Раздел

Кол-во

часов

Содержание

1

Хоровое пение

9

Артикуляционная гимнастика; простые распевки в диапазоне прима-кварта исполнение подражательных песенок вместе с педагогом; исполнение простых игровых попевок с использованием игрушек; исполнение песенок с движением

2

Слушание музыки

10

Прослушивание доступных музыкальных произведений, опираясь на иллюстрации; определение элементарными понятиями: настроения произведения:«весёлая-грустная»; темпа – «быстро-медленно»; динамики – «громко-тихо»

3

Игра на музыкальных инструментах

8

Игра на шумовых инструментах - простукивание простейших ритмов вместе с учителем; игра на инструментах под музыку – шумовой оркестр; исполнение ритмических «сказочек-шумелок»

4

Логопедические упражнения

7

Разучивание логопедических песенок; исполнение с движением; работа над дикцией, правильной артикуляцией; темпоритмом речи

3 КЛАСС

Раздел

Кол-во

часов

Содержание

1

Хоровое пение

9

Артикуляционная гимнастика; простые распевки в диапазоне прима-терция; исполнение подражательных песенок вместе с педагогом; исполнение простых игровых попевок с использованием игрушек; исполнение песенок с движением

2

Слушание музыки

10

Прослушивание доступных музыкальных произведений, опираясь на иллюстрации; определение элементарными понятиями: настроения произведения:«весёлая-грустная»; темпа – «быстро-медленно»; динамики – «громко-тихо»

3

Игра на музыкальных инструментах

8

Игра на шумовых инструментах - простукивание простейших ритмов вместе с учителем; игра на инструментах под музыку – шумовой оркестр; исполнение ритмических «сказочек-шумелок»

4

Логопедические упражнения

7

Разучивание логопедических песенок; исполнение с движением; работа над дикцией, правильной артикуляцией; темпоритмом речи

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

БУД

Область развития жизненных компетенций

Дата

план

факт

1.

Вводный урок «Здравствуй, музыка!»

1

Знакомство с учащимися, выявление уровня их подготовки

Осознание себя как ученика

Развитие навыков школьной дисциплины

4.09

2.

Осень в музыке

1

Слушание доступных произведений, с опорой на картинки

Слушать и эмоционально реагировать на музыку

Развитие эмоциональной сферы

5.09

3.

Рисуем музыку

1

Слушание музыки по теме с иллюстрациями, беседа, выполнение рисунков

В рисунке передать настроение музыкального произведения

Развитие творческого воображения

11.09

4.

Интонирование звуков секунды.

1

Разучивание простейших попевок в диапазоне фа1 – соль1; подпевание учителю

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Умение подражать учителю в пении

12.09

5.

Исполнение песенок в диапазоне интервала секунда

1

Разучивание песенок, чистое интонирование интервала секунда

Формирование умения петь в ансамбле

Умение подражать учителю в пении

18.09

6.

Танцевально-игровое творчество.

1

Дидактические музыкальные игры; музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве класса (учебного помещения)

Развитие зрительного и слухового восприятия

19.09

7.

Логопедические упражнения

1

Исполнение логопедических попевок, песенок

Формировать чистое интонирование мелодии

Развитие артикуляции, дикции, речи

25.09

8.

Развитие звуковысотного слуха.

1

Музыкально-дидак.  игры на развитие звуковысотного слуха

Формировать умение дифференцировать звуки по высоте тона

Развитие слухового восприятия

26.09

9.

Интонирование звуков терции.

1

Разучивание простейших попевок в диапазоне до1 –ми1; подпевание учителю

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развивать умение петь по звуковому образцу

2.10

10

Исполнение песенок в диапазоне интервала терция

1

Разучивание песенок, чистое интонирование интервала терция

Формирование умения петь в ансамбле

Умение подражать учителю в пении

3.10

11

Исполнение на детских инструментах.

1

Подыгрывание учителю на металлофоне

Слушать и точно повторять ритм

Развивать умение слышать исполнение других

9.10

12.

Определение на слух изменений в музыке.

1

Слушание произведений со сменой настроения, темпа

Формировать умение слышать изменения в музыке

Развитие слухового восприятия

10.10

13.

Определение темпа, понятия «быстро-медленно»

1

Слушание произведений со сменой темпа

Формировать умение слышать изменения в музыке

Развитие темпового восприятия музыки

16.10

14.

Развитие чувства ритма.

1

Игра на шумовых инструментах; прохлопывание ритма исполняемых попевок

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

Формирование навыков работы в коллективе

17.10

15.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма

1

Музыкально-дидактичекие игры на развитие чувства ритма

Слышать и повторять разные ритмические  фигуры

Умение повторять ритмический рисунок  вместе с учителем

23.10

16.

Логоритмические упражнения

1

Пропевание песенок с прохлопыванием ритма

Четко соотносить ритмослоги с артикуляцией

Формировать умение ритмичного исполнения

24.10

17.

Развитие динамического слуха.

1

Слушание произведений с разной динамикой

Слышать динамические изменения в музыке

Развитие слухового восприятия

6.11

18.

Музыкально-дидактические игры на развитие динамического слуха

1

Музыкально-дидактические игры;

Слышать динамические изменения в музыке

Развитие слухового восприятия

7.11

19.

Развитие навыков инсценирования песни.

1

Разбор характера главных героев, характера музыки

Ориентирование в пространстве класса (учебного помещения)

Развитие творческого воображения

13.11

20.

Инсценировка знакомых песенок

1

Исполнение песенок с показом образов главных героев

Выразительно передать характер главных героев пластически

Развитие творческого воображения

14.11

21.

Интонирование звуков кварты.

1

Разучивание простейших попевок в диапазоне до1 –фа1; подпевание учителю

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развивать умение петь по звуковому образцу

20.11

22.

Исполнение песенок в диапазоне интервала кварта

1

Разучивание песенок, чистое интонирование интервала кварта

Формирование умения петь в ансамбле

Умение подражать учителю в пении

21.11

23.

Понятие о музыкальных инструментах.

1

Знакомство с музыкальными инструментами (гармошка, бабалайка, дудочка), с их  тембрами

Правильно показать инструменты

Развитие кругозора

27.11

24.

Различение звучания музыкальных инструментов.

1

Слушание звучания знакомых инструментов, исполнение на них

Различать звучание музыкальных инструментов

Развитие тебрового слуха, чувства ритма

28.11

25.

Игра на шумовых инструментах

1

Игра на шумовых инструментах в сопровождении фортепиано

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Умение работать в коллективе

4.12

26.

Определение смены характера, темпа в музыке.

1

Слушание произведений со сменой настроения, темпа

Формировать умение слышать изменения в музыке

Развитие слухового восприятия

5.12

27.

Определение смены характера,  динамики в музыке.

1

Слушание произведений со сменой настроения, динамики

Формировать умение слышать изменения в музыке

Развитие слухового восприятия

11.12

28.

Развитие слухового внимания.

1

Музыкально-дидактические игры, упражнения

Начинать и заканчивать исполнение вместе с музыкой

Развитие слухового восприятия

12.12

29.

Зима в музыке.

1

Слушание доступных произведений, с опорой на картинки

Слушать и эмоционально реагировать на музыку

Развитие эмоциональной сферы

18.12

30.

Рисуем музыку

1

Слушание музыки по теме с иллюстрациями, беседа, выполнение рисунков

В рисунке передать настроение музыкального произведения

Развитие творческого воображения

19.12

31.

Новогодние песни и хороводы.

1

Разучивание новогодних песен с движениями

интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе

25.12

32

Исполнение Новогодних песен, хороводов

1

Точное исполнение Новогодних песен и хороводов

интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе

26.12

33

Логоритмические упражнения

1

Разучиваиие логоритмических попевок, исполнение с движениями

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие речи

15.01

34

Развитие ладового слуха.

1

Прослушивание произведений в мажоре и миноре.

Определять лады на эмоциональном уровне

Развитие эмоциональной сферы

16.01

35.

Музыкально-дидактические игры на развитие ладового слуха

1

Закрепление понятий «Мажор-минор»

Определять данные понятия

Развитие ладового слуха

22.01

36.

Интонирование звуков квинты.

1

Разучивание простейших попевок в диапазоне до1 –соль1; подпевание учителю

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развивать умение петь по звуковому образцу

23.01

37

Исполнение песенок в диапазоне интервала квинта

1

Разучивание песенок, чистое интонирование интервала квинта

Формирование умения петь в ансамбле

Умение подражать учителю в пении

29.01

38

Интонирование интервалов секунда, терция. квинта, кварта (закрепление)

1

Исполнение выученных попевок с данными интервалами

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие умения ансамблевого исполнения

30.01

39

Музыкально-дидактические игры на развитие чистого интонирования

1

Добиваться чистоты интонирования выученных интервалов

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Умение подражать учителю в пении

5.02

40

Логоритмические упражнения

1

Разучиваиие логоритмических попевок, исполнение с движениями

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие речи

6.02

41

Различение на слух движения мелодии.

1

Понятие «о музыкальной» лестнице, исполнение звукоряда, показ рукой движение мелодии

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

12.02

42

Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха

1

Игры на развитие звуковысотного слуха

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

13.02

43

Знакомство с русским фольклорным творчеством.

1

Знакомство с русскими народными прибаутками; русские народные игры с песенками

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Умение работать в коллективе

26.02

44

Развитие музыкальной памяти.

1

Прослушивание знакомых произведений, исполнение выученных песен

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

27.02

45

Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти

1

Игры на развитие музыкальной памяти

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

5.03

46

Логоритмические упражнения

1

Разучиваиие логоритмическихпопевок, исполнение с движениями

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие речи

6.03

47

Весна в музыке

1

Слушание доступных произведений, с опорой на картинки

Слушать и эмоционально реагировать на музыку

Развитие творческого воображения

12.03

48

Рисуем музыку

1

Слушание музыки по теме с иллюстрациями, беседа, выполнение рисунков

В рисунке передать настроение музыкального произведения

Развитие творческого воображения

13.03

49

Логоритмические упражнения

1

Разучиваииелогоритмическихпопевок, исполнение с движениями

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие речи

19.03

50

Танцевально-игровое творчество.

1

Дидактические музыкальные игры; музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве класса(учебного помещения)

Развитие зрительного и слухового восприятия

20.03

51

Интонирование звуков сексты.

1

Разучивание простейших попевок в диапазоне до1 –ля1; подпевание учителю

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развивать умение петь по звуковому образцу

2.04

52

Исполнение песенок в диапазоне интервала секста

1

Разучивание песенок, чистое интонирование интервала секста

Формирование умения петь в ансамбле

Развитие слухового музыкального восприятия

3.04

53

Развитие ритмослуха

1

Разучивание песенок с прохлопыванием ритма

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

9.04

54

Музыкально-дидактические игры на развитие ритмослуха

1

Игры на развитие ритмослуха

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

10.04

56

Интонирование звуков септимы.

1

Разучивание простейших попевок в диапазоне до1 –си1; подпевание учителю

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развивать умение петь по звуковому образцу

16.04

57

Исполнение песенок в диапазоне интервала септима

1

Разучивание песенок, чистое интонирование интервала септима

Формирование умения петь в ансамбле

Развитие слухового музыкального восприятия

17.04

58

Развитие тембрового слуха

1

Слушание звучания знакомых инструментов.

Знать название инструментов, определять их звучание

Развитие слухового музыкального восприятиия

23.04

59

Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха

1

Игры на развитие тембрового слуха

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

24.04

60

Танцевально-игровое творчество.

1

Дидактические музыкальные игры; музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве класса(учебного помещения)

Развитие зрительного и слухового восприятия

30.04

61

Интонирование звуков октавы.

1

Разучивание простейших попевок в диапазоне до1 –до2; подпевание учителю

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развивать умение петь по звуковому образцу

7.05

62

Исполнение песенок в диапазоне интервала октава

1

Разучивание песенок, чистое интонирование интервала октава

Формирование умения петь в ансамбле

Развитие слухового музыкального восприятия

8.05

63

Лето в музыке

1

Слушание музыки по теме с иллюстрациями, беседа, выполнение рисунков

В рисунке передать настроение музыкального произведения

Развитие творческого воображения

14.05

64

Рисуем музыку

1

Слушание музыки по теме с иллюстрациями, беседа, выполнение рисунков

В рисунке передать настроение музыкального произведения

Развитие творческого воображения

15.05

65

Интонирование выученных интервалов

1

Исполнение попевок с выученными интервалами

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие умения ансамблевого исполнения

21.05

66

Музыкально-дидактические игры на развитие чистого интонирования

1

Добиваться чистоты интонирования выученных интервалов, умение подражать учителю в пении

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие музыкальных способностей

22.05

2 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

БУД

Область развития жизненных компетенций

Дата

план

факт

1.

Определение характера музыки.

1

Определять характер музыкальных произведений

Формирование ладового слуха

Развитие слухового восприятия

3.09

2.

Развитие музыкальной памяти.

1

Прослушивание знакомых произведений, исполнение выученных песен

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

10.09

3.

Движение в соответствии с характером музыки

1

Формировать умение подбирать движения соответственно музыке

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие крупной моторики, ориентировки в пространстве.

17.09

4.

Игра на музыкально-шумовых инструментах.

1

Знать название инструментов, исполнять простейший ритмический рисунок

Формирование умения играть  в ансамбле

Развитие слухового музыкального восприятия

24.09

5.

Образное восприятие музыки.

1

Прослушивание произведений образного содержания, выполнение рисунков

Формировать умение соотносить произведение с определённым представлением (образом)

Развитие творческого воображения

1.10

6.

Развитие умения петь ритмично.

1

Исполнение попевок с прохлопыванием простого ритм.рисунка, повтор ритма

Развивать умение исполнения вместе с учителем

Развитие слухового музыкального восприятия

8.10

7.

Показ характера музыки в движении.

1

Прослушивание произведений яркого образного содержания, показ образа пластически

Развивать умение пластически выражать музыку

Развитие слухового музыкального восприятия, творческого воображения

15.10

8.

Движение в соответствии с темпом музыки.

1

Прослушивание произведений в разном темпе, соотношение своих движений с темпом музыки

Уметь слышать темповые особенности музыки

Развитие слухового музыкального восприятия, крупной моторики, ориентировки

22.10

9.

Движение в соответствии с динамикой музыки.

1

Прослушивание произведений с различной динамикой, соотношение движений с изменениями музакальной динамики

Учить слышать динамические изменения в музыке

Развитие слухового музыкального восприятия

12.11

10.

Понятия «поэт», «композитор». Творчество В. Шаинского.

1

Дать понятия «поэт», «композитор». Рассказ о творчестве композитора, прослушивание и исполнение его песен

Знать понятия «поэт», «композитор».

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

19.11

11.

Развитие цветового восприятия музыки.

1

Прослушивание произведений яркого образного содержания, ассоциировать музыку с цветом, отобразить в рисунке

Учить слышать ладовые образные особенности музыки, создавать правильные цветовые ассоциации

Развитие слухового музыкального восприятия, развитие творческого воображения

26.11

12.

Развитие ладового чувства.

1

Прослушивание произведений в мажоре и миноре.

Определять лады на эмоциональном уровне

Развитие эмоциональной сферы, слухового музыкального восприятия

3.12

13.

Развитие музыкальной памяти.

1

Прослушивание знакомых произведений, исполнение выученных песен

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

10.12

14.

Разучивание новогодних песен и хороводов.

1

Разучивание новогодних песен с движениями

интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе

17.12

15.

Исполнение новогодних песен и хороводов.

1

Точное исполнение Новогодних песен и хороводов

интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе

26.12

16.

Знакомство с динамическими оттенками.

1

Прослушивание произведений с изменением динамики Дать профессиональные названия динамическим оттенкам

Формировать навык грамотно называть динамические оттенки

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

14.01

17.

Долгие и короткие звуки. Пауза

1

Исполнение попевок с прохлопыванием ритма. Дать понятие о длительности звука, о паузе

Формировать умение различать музыкальные длительности

Развитие слухового музыкального восприятия

21.01

18.

Ознакомление с русским фольклором  

1

Рассказ о русском фольклоре Слушание и исполнение русских народ. потешек, прибауток, игры

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

28.01

19.

Разучивание обрядовых масляничных песен, хороводов.

1

Рассказ о Масленице, слушание и разучивание песен с движениями хороводов

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе

4.02

20.

Исполнение масляничных хороводов

1

Точное музыкальное исполнение песен и хороводов

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе, развитие творческих способностей

11.02

21.

Образное восприятие музыки.

1

Прослушивание произведений образного содержания, анализ произведений

Формировать умение соотносить произведение с определённым представлением (образом)

Развитие творческого воображения

18.02

22.

Рисуем музыку

1

Прослушивание произведений образного содержания, выполнение рисунков

Формировать умение соотносить произведение с определённым представлением (образом)

Развитие творческого воображения

25.02

23.

Пластическое выражение музыкальных образов.

1

Слышать, представлять образы, выраженные в музыке, показать их пластически

Формировать умение соотносить музыкальные образы с движением

Развитие пространственной ориентировки, музыкального воображения

4.03

24.

Различение характера музыки в разных жанрах.

1

Уметь различать на слух основные муз.жанры (песня, танец, марш)

Развивать умение слышать и называть основные жанры музыки

Развитие слухового музыкального восприятия, муз.способностей

11.03

25.

Движение под музыку разных жанров.

1

Учить соотносить двигательные элементы с жанрами музыки

Развивать умение правильно двигаться под музыку муз.жанров

Развитие крупной моторики, слухового музыкального восприятия

18.03

26.

Инсценировка песен.

1

Учить исполнению песен с движениями

Формировать умение совмещать пение и движение

Развитие муз. способностей, слухового восприятия, координации

1.04

27.

Развитие творческого воображения.

1

Слушание музыки по теме с иллюстрациями, беседа, выполнение рисунков

В рисунке передать настроение музыкального произведения

Развитие творческого воображения

8.04

28.

Развитие ритмослуха.

1

Разучивание песенок с прохлопыванием ритма

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

15.04

29.

Движение в соответствии с ритмом музыки.

1

Учить передавать музыкальный ритм в движении

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия, чувства ритма

22.04

30.

Движение в соответствии с характером музыки (закрепление)

1

Формировать умение подбирать движения соответственно музыке

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие крупной моторики, ориентировки в пространстве.

29.04

31.

Движение в соответствии с темпом музыки (закрепление)

1

Прослушивание произведений в разном темпе, соотношение своих движений с темпом музыки

Уметь слышать темповые особенности музыки

Развитие слухового музыкального восприятия, крупной моторики, ориентировки

6.05

32.

Пластическое изображение музыкальных образов (закрепление)

1

Слышать, представлять образы, выраженные в музыке, показать их пластически

Формировать умение соотносить музыкальные образы с движением

Развитие пространственной ориентировки, музыкального воображения

13.05

33.

Музыкально-дидактические игры на развитие восприятия выразительных средств музыки

1

Муз. игры на развитие восприятия динамики, темпа, лада, ритма.

Учить различать и называть выразительные средства музыки

Развитие слухового музыкального восприятия, муз. способностей

20.05

34

Урок-концерт

1

Исполнение выученных песен, произведений шумового оркестра

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие слухового музыкального восприятия, муз. способностей

27.05

3 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

БУД

Область развития жизненных компетенций

Дата

план

факт

1.

Определение характера музыки.

1

Определять характер музыкальных произведений

Формирование ладового слуха

Развитие слухового музыкального восприятия

3.09

2.

Развитие музыкальной памяти.

1

Прослушивание знакомых произведений, исполнение выученных песен

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

10.09

3.

Движение в соответствии с характером музыки

1

Развивать  умение подбирать движения соответственно музыке

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие крупной моторики, ориентировки в пространстве.

17.09

4.

Игра на музыкально-шумовых инструментах.

1

Знать название инструментов, исполнять простейший ритмический рисунок

Формирование умения играть  в ансамбле

Развитие слухового музыкального восприятия

24.09

5.

Образное восприятие музыки.

1

Прослушивание произведений образного содержания, выполнение рисунков

Формировать умение соотносить произведение с определённым представлением (образом)

Развитие творческого воображения

1.10

6.

Развитие умения петь ритмично.

1

Исполнение попевок с прохлопыванием простого ритм.рисунка, повтор ритма

Развивать умение исполнения вместе с учителем

Развитие слухового музыкального восприятия

8.10

7.

Показ характера музыки в движении.

1

Прослушивание произведений яркого образного содержания, показ образа пластически

Развивать умение пластически выражать музыку

Развитие слухового музыкального восприятия, творческого воображения

15.10

8.

Движение в соответствии с темпом музыки.

1

Прослушивание произведений в разном темпе, соотношение своих движений с темпом музыки

Уметь слышать темповые особенности музыки

Развитие слухового музыкального восприятия, крупной моторики, ориентировки

22.10

9.

Движение в соответствии с динамикой музыки.

1

Прослушивание произведений с различной динамикой, соотношение движений с изменениями музакальной динамики

Учить слышать динамические изменения в музыке

Развитие слухового музыкального восприятия

12.11

10.

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского.

1

закреплять понятия «поэт», «композитор». Рассказ о творчестве композитора, прослушивание его произведений

Знать понятия «поэт», «композитор».

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

19.11

11.

Развитие цветового восприятия музыки.

1

Прослушивание произведений яркого образного содержания, ассоциировать музыку с цветом, отобразить в рисунке

Учить слышать ладовые образные особенности музыки, создавать правильные цветовые ассоциации

Развитие слухового музыкального восприятия, развитие творческого воображения

26.11

12.

Развитие чувства ритма.

1

Разучивание песенок с прохлопыванием ритма

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

3.12

13.

Развитие ассоциативного восприятия музыки.

1

Слушание произведений яркого образного содержания. Учить проводить ассоциации с муз. образами

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия, творческого воображения

10.12

14.

Новогодние песни и хороводы.  

1

Разучивание новогодних песен с движениями

интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе

17.12

15.

Развитие музыкальной памяти.

1

Прослушивание знакомых произведений, исполнение выученных песен

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

26.12

16.

Развитие навыков музыкально-ритмической деятельности.

1

Исполнение попевок с использованием шумовых инструментов

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие слухового музыкального восприятия, чувства ритма

14.01

17.

Динамические оттенки.

1

Прослушивание произведений с различными динамическими оттенками, их вербальное определение

Закрепление навыка слышать динамические оттенки в музыке, называть их

Развитие слухового музыкального восприятия

21.01

18.

Музыкально-дидактические игры на развитие динамического восприятия музыки

1

Прослушивание произведений с различными динамическими оттенками, их графическое изображение

Закрепление навыка слышать динамические оттенки в музыке, называть их, изображать их графически

Развитие слухового музыкального восприятия

28.01

19.

Развитие образного восприятия музыки.

1

Прослушивание произведений образного содержания, выполнение рисунков

Формировать умение соотносить произведение с определённым представлением (образом)

Развитие творческого воображения

4.02

20.

Ознакомление с русским фольклором

1

Рассказ о русском фольклоре Слушание и исполнение русских народ. потешек, прибауток, игры

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

11.02

21.

Разучивание обрядовых масляничных песен, хороводов.

1

Рассказ о Масленице, слушание и разучивание песен с движениями хороводов

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Формирование навыков работы в коллективе

18.02

22.

Понятия «поэт», «композитор» (закрепление)

1

Закрепить  понятия «поэт», «композитор» на творчестве детских композиторов

Знать понятия «поэт», «композитор».

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

25.02

23.

Пластическое выражение музыкальных образов.

1

Слышать, представлять образы, выраженные в музыке, показать их пластически

Формировать умение соотносить музыкальные образы с движением

Развитие пространственной ориентировки, музыкального воображения

4.03

24.

Развитие музыкального восприятия.

1

Слушание произведений разного характера, анализ произведений по характеру

Формировать умение анализа муз.произведений

Развитие слухового музыкального восприятия, вербального мышления

11.03

25.

Передача в движении музыкального настроения

1

Слышать, представлять образы, выраженные в музыке, показать их пластически

Формировать умение соотносить музыкальные образы с движением

Развитие пространственной ориентировки, музыкального воображения

18.03

26.

Понятия «мажор», «минор»

1

Дать понятия «мажор», «минор».

Формировать умение соотносить характер музыки с данными понятиями

Развитие слухового музыкального восприятия, ладового слуха

1.04

27.

Развитие вокально-слуховой координации

1

Прослушивание простых попевок, подпевание учителю, добиваться точного исполнения

Формирование чистого интонирования мелодии

Развитие слухового  муз. восприятия, муз.способностей

8.04

28.

Развитие ритмослуха

1

Разучивание песенок с прохлопыванием ритма

Самостоятельность в выполнении заданий, вхождение в контакт и работа в коллективе

Развитие слухового восприятия

15.04

29.

Оркестр народных инструментов.

1

Дать понятие «оркестр», «народные инструменты»

Знать названия народных инструментов

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

22.04

30.

Тембры струнно-щипковых народных инструментов.

1

Изучение струнно-щипковых народных инструментов

Знать названия инструментов, учить различать тембры инструментов

Развитие слухового музыкального восприятия, тембрового слуха

29.04

31.

Тембры духовых народных инструментов.

1

Изучение духовых народных инструментов

Знать названия инструментов, учить различать тембры инструментов

Развитие слухового музыкального восприятия, тембрового слуха

6.05

32.

Тембры шумовых народных инструментов.

1

Изучение шумовых народных инструментов

Знать названия инструментов, учить различать тембры инструментов

Развитие слухового музыкального восприятия, тембрового слуха

13.05

33.

Шумовой оркестр.

1

Закрепить понятие «оркестр», дать понятие «шумовой оркестр»

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие кругозора, навыков музыкальной культуры

20.05

34.

Урок-концерт

1

Исполнение выученных песен, произведений шумового оркестра

Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество

Развитие слухового музыкального восприятия, муз. способностей

27.05

8.  СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как известно, у первоклассников безотметочное оценивание. Систему оценивания выстраиваем таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оцениваем только результаты деятельности обучающегося и процесс их формирования, но не личные его качества. Оцениваем только то, чему учим.

При ведении безотметочной системы оценивания пользуемся советами Г.А.Цукермана:

1. не скупимся на похвалу;

2. хвалим исполнителя, критикуем только исполнение (давай в этом примере найдем две ошибки);

3. ставим перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи

9. ОПИСАНИЕ МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Музыкальные занятия. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная группа/авт.-сост. Е.Н.Арсенина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гримин Л.Е., 2014.

2. Н.А.Ветлугина. Музыкальный букварь. – М. «Музыка», 1988г.

3. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.

4.  Бекина, С.И.Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2 /С. И. Бекина, Т.П. Ломова, Е. Н. Соковнина. -М, 1999. -С. 34 – 37.

5. Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида 0-4 классы под ред. И. М. Бгажноковой.  М., Просвещение, 2011 г.

6. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук Воронковой И. Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г.

7. С.Железнов, Е. Железнова. Серия музыкальныеобучалочки. Выпуски: «Сказочки-шумелки», «Гав и Мяу. Логоритмические песенки», «Золотые ворота. Подражательные песенки-игры»

Для реализации программы необходимы:

- музыкальный центр;

- средства мультимедиа;

- народные музыкальные инструменты;

- синтезатор;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы 2020-21 уч год по предмету "Музыка"

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-4  классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями...

Рабочая программа по биологии 10 класс. Учебная линия под редакцией В.В. Пасечника.

Рабочая программа по биологии для 10 класса рассчитана на 2 часа в неделю.  Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образо...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией И.Н. Сухих)

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией под редакцией И.Н. Сухих. 2018 г.)...